У дитинстві дитина відкрита для світу і готова отримувати нові знання і досвід. У цьому віці актуальним є формування основ морального виховання, емоційної чуйності, здатності до співпереживання. Особливо добре відбувається формування цих якостей за допомогою екологічної освіти залучення дітей до природи, зокрема – до тваринного світу. В даний час багатьом тваринам необхідна допомога, вони знаходяться на межі вимирання і потребують особливого захисту. Тому так важливо виховати покоління, яке буде гуманно ставитися до всього живого на Землі. Вирішенню цього питання допоможе наш урок за допомогою знайомства дитини з тваринами рідного краю, формуванню знань про них.
Отдел образования бердянского исполнительного комитета
Бердянского городского совета
Методический кабинет
общеобразовательной школы І – ІІІ ст. № 1
Урок природоведения в 1 классе
по теме:
«Дикие животные родного края»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Бердянской ООШ І – ІІІ ст. № 1
Иваничева О.А.,
«специалист первой категории»
31.03.2016
Бердянск, 2016г.
Тема урока. Дикие животные родного края.
Цель урока:
Обучающая:
Формировать предметные компетентности:
Природоведческую компетентность - формировать способность учащихся решать доступные практические и познавательные проблемные задачи, связанные с реальными объектами природы в сфере отношений "человек - природа", экологически мыслить.
Гражданскую компетентность - формировать социально зрелую личность, гражданина, патриота своей Родины, понимать необходимость в изучении природы родного края, бережно относиться к природе.
Фенологическую компетентность - умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе.
Развивающая:
Развивать ключевые компетентности:
Коммуникативную - формировать культуру устной речи, учить высказывать собственное мнение, доказывать правильность своей мысли.
Информационно-познавательную - учить детей работать с книгой; содействовать
формированию умения проработать информацию на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Общекультурную компетентность – соблюдать нормы речевой культуры, связно высказываться в контексте содержания; видеть красоту родной природы;
Социальную компетентность – проектировать стратегии своего поведения с учетом интересов и потребностей других, продуктивно сотрудничать с разными партнерами в группе, проявлять инициативу, использовать различные роли и функции в коллективе;
Здоровьесберегающую компетентность – осознавать здоровье как высшую жизненную ценность, взаимосвязь организма человека с естественным окружением, совершенствовать физическую, духовную и психическую составляющие здоровья.
Воспитательная:
воспитывать у учащихся заботливое отношение к диким животным родного края, желание участвовать в их охране.
Задачи урока:
Ученики должны знать:
Ученики должны уметь:
- называть диких животных Запорожского края, группировать их по общим существенным признакам;
- определять среду обитания дикого животного, особенности питания и приспособления к окружающей среде;
- объяснять правила поведения в природе;
- называть диких животных Запорожской области, которым грозит вымирание;
- рассказывать полученную информацию, описывать результаты наблюдений за животными.
Ученики должны понимать:
Тип урока: комбинированный. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Межпредметные связи: чтение, основы здоровья, математика.
Оборудование: учебник, иллюстрации животных, презентация «Дикие животные родного края», раздаточный материал для работы в группах (картинки животных, пазлы), карта Запорожской области, карточки с «Умными выражениями», пазл – сердце, цветы, маски животных, названия команд, цветы.
Методы работы: беседа, наглядный, формулировка ожидаемых результатов, работа с книгой, метод создания ситуации успеха.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Приёмы работы: загадки, «Умные выражения», работа с анаграммами, игра «Блиц-опрос».
Ход урока
1. Организация класса. Создание эмоционального фона.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
- Сегодня на уроке у нас гости, давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки.
- Садитесь, девочки!
- Садитесь, мальчики!
- Дети, готовы ли вы открывать тайны природы?
- Чего вы ждете от урока?
- Но чтобы все ожидания сбылись, вы должны быть
У – умными
Р - решительными
О – организованными
К – культурными (Слайд)
- Прочитайте, какое слово у нас получилось по вертикали.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете именно такими и узнаете много интересного для себя.
ІІ. Целеполагание.
- Сегодня на урок я пригласила нашего давнего друга. Отгадайте кого.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется он ... (Ёж)
–Да, это Ежик – Хитрячок. ( Слайд) Наш давний друг и верный помощник на уроках природоведения. Но сегодня пришёл он к нам не с пустыми руками. Ёжик принёс нам пазл.
- Ребята, а вы любите собирать пазл?
- За каждое выполненное задание на уроке, он нам будет давать часть пазла, выполнив все задания, мы сможем собрать его и прочитать на нём пожелание.
- Дети, наш урок сегодня немного необычный, вместе с Ежиком мы отправляемся в воображаемое путешествие по родному краю.
- А как называется наш родной край?
( На доске карта Запорожской области)
- Как называется город, в котором мы живем? ( Город Бердянск)
- Каждый человек больше всего любит тот край, где родился. Чем славится Запорожская область?
- Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили вы заранее.
Земля вольная Запорожская,
Дух свободы, в крови он тут,
Степь да степь кругом приднепровская,
Здесь потомки казаков живут...
Разгуляй - ветры дуют полем...
Небывалая сила-рать,
Разрослась тут в средневековье,
Бог - отец ей, Природа – мать...
- Мало любить свой родной край, его нужно еще и хорошо знать.
Минутка наблюдений за погодой.
- Обычно, отправляясь в путешествие, нужно узнать о погоде, чтобы в дороге нас не постигли неурядицы.
- Давайте посмотрим прогноз погоды. ( Слайд. Звучит музыка, смотрим заранее подготовленное видео)
- Совпал ли прогноз?
- А где ещё вы можете узнать прогноз погоды?
ІІІ. Целереализация
1. Всесторонняя проверка уровня ранее усвоенных знаний
Кроссворд (СЛАЙД)
- Дети, Ежик приглашает нас в путешествие. И он приготовил вам первое задание. Я буду загадывать загадки, а отгадки мы будем записывать в кроссворд. Разгадав весь кроссворд, вы сможете прочитать тему нашего урока. Итак, слушайте внимательно.
Не жужжу, когда сижу,
не жужжу, когда хожу,
если в воздухе кружусь,
тут же вдоволь нажужжусь. (Жук)
Квохчет, квохчет, детей созывает,
всех под крыло собирает. (Курица)
Этот зверь - родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это ...(Волк)
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
Как на речку прилетает,
сразу в воду залезает.
"Кря" - нырнула на минутку
Вы узнали? Это - (Утка)
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посередине - спинка,
на спинке - щетинка. (Свинья)
Эта маленькая крошка
рада даже хлебной крошке,
потому что дотемна
в норке прячется она. (Мышь)
Хоть верь, хоть не верь:
пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
|
|
в |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
к |
у |
и |
м |
л |
|
|
|
|
|
|
ж |
и |
в |
о |
т |
н |
ы |
е |
|
|
|
|
|
|
у |
ц |
о |
ш |
к |
ь |
ш |
н |
|
|
|
|
|
|
к |
а |
л |
к |
а |
я |
ь |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Прочтите, какое слово получилось?
- А какие бывают животные?
- А каких именно животных мы будем изучать сегодня на уроке, вы сможете узнать собрав слово, а то пока ёжик нам нёс его на урок, оно рассыпалось.
- Так как звучит тема нашего урока?
- Верно, сегодня вместе с нашим храбрым защитником природы мы расширим наши представления о диких животных именно родного края – Запорожской области.
- Какие животные из кроссворда не относятся к теме нашего урока.
- Вы справились с первым заданием, за это ёжик даёт вам первую часть пазла.
(Вешаю на доску 1 часть пазла)
Работа в группах.
- У каждой из групп лежит конверт с изображениями животных.
- Покажите их. ( Дети поднимают картинки)
- Как назвать животных, одним словом? Слайд
- Докажите свое мнение. Слайд
Каждая группа получает название. «Звери» «Рыбы» «Насекомые» «Птицы»
- Кого из животных на картинке (СЛАЙД ) отнесем к группе зверей? Насекомых? Птиц? Рыб?
- Молодцы, справились и с этим заданием, получите вторую часть пазла.
2. Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Видео журнал «Животные Запорожского края» (СЛАЙД)
- Итак, животный мир разнообразен. А сейчас определим диких животных нашей области, перелистав страницы видео журнала.
-В нашей школе работал наш собственный корреспондент. Посмотрите его репортаж по теме нашего урока
На территории Запорожской области расселилось более 250 видов животных,
Имеется 120 видов птиц - самых разнообразных, от привычных нам синиц и воробьёв, до редчайших видов, которые встречаются только в нашем крае и подлежат охране. Даже зимой в балках и лесах вам обязательно встретятся разные птицы - многие из них перелётные в других областях, но здесь они остаются зимовать благодаря тёплому климату.
Очень разнообразен мир насекомых. На деревьях, в траве, на листве - повсюду живут сотни видов самых различных насекомых, от ярких бабочек, шмелей, пчёл, стрекоз, до едва заметных маленьких пауков, жуков, муравьёв. С весны до конца осени мир насекомых оживает: сразу после таяния снега и первых оттепелей появляются первые пчёлы, выходят из зимней спячки божьи коровки. Когда весеннее тепло надёжно побеждает холода, в воздух поднимаются красочные бабочки.
Обитает свыше 30 видов зверей: дикие кабаны, зайцы, лисицы, белки, лоси, косули, куницы, барсуки, енотовидная собака.
- В азовском море ведется промысел рыбы: бычков, судака, леща, сельди, тюльки, хамсы, частично осетровых (осетр, белуга). В Днепре - леща, судака, щуки, толстолобика, белого амура.
3. Осмысление, первичная проверка понимания и коррекция усвоения новых знаний
Сейчас ежик приглашает нас к себе домой. А где он живет?
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес) Слайд
- Взгляните, что ежик нам принес? (Рукавичку) (СЛАЙД)
- Давайте вспомним сказку и зверей из рукавички. Возможно, эта рукавичка потерялась именно в наших родных лесах.
(Инсценировка отрывка сказки «Рукавичка». Дети в масках зверей – героев сказки.)
- Молодцы. А посмотрите-ка внимательно на зверей - героев сказки. Можем ли мы сказать, что все они относятся к зверям? (Нет. Лягушка не относится к зверям)
- Да. Лягушка принадлежит к другой группе животных, земноводных. Они живут и на суше, и в воде.
- Какой зверь из перчатки не живет в Запорожской области? ( Медведь)
- Давайте посмотрим выступление эрудитов.
Выступления эрудитов. Интересное о животных (Видео слайд)
Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 76 метров.
Лисы, даже молодые, никогда не поедают добычу вблизи своей норы. Они тянут ее далеко от дома в укромное место и там лакомятся.
- Вот мы получили ещё одну часть пазла.
Физкультминутка
Птицы родного края
Объяснение учителя с элементами беседы.
- А теперь мы будем путешествовать тихо-тихо, чтобы прислушиваться к лесу.
( Запись пения птиц) Слайд
- Как вы думаете, кто это может петь? (Птицы).
- Птицы гнездятся по всей территории области. Их насчитывается около 120 видов.
- Дети, а все птицы живут в лесу?
(Нет. Некоторые из них живут возле человеческих жилищ).
- А все ли птицы живут у нас зимой?
(Нет. Некоторые из них улетают в теплые края.)
- Их называются перелетные птицы, а те, что живут целый год – оседлые.
- Почему перелетные птицы не зимуют у нас?
- Легко ли живется птицам, которые остаются зимовать?
- Можем ли мы с вами им помочь?
Работа в группах
- А теперь, ежик хочет проверить, хорошо ли вы знаете птиц.
- Дети, у которых лежат карточки ”Умные выражения” , расшифровывают названия птиц. СЛАЙД
Ласты – ты + точка = (ласточка)
ворота – та + народ – род = (ворона)
- А все остальные послушайте пение птиц и попробуйте отгадать, какой птице принадлежит. СЛАЙД
- А что нам скажут про птиц эрудиты? Давайте посмотрим видео. СЛАЙД
Скворец работает в сутки 17 часов, ласточка — 18 часов, стриж — 20 часов.
В течение одного дня сова может уничтожить 1000 мышей
Скорость стрижей, голубей, куликов может достигать 300 км / ч.
- А вот и 4 часть пазла.
Насекомые Запорожской области
Работа в группах
- Вот мы с вами незаметно вышли из леса, и привел нас ежик на луг. СЛАЙД. Поскольку на лугах много трав и цветов, то там можно увидеть много насекомых.
- Но где они? Где-то скрылись в травке. Давайте их найдем.
Каждая группа получает пазл. Дети собирают пазл. Называют насекомое.
- Давайте просмотрим видео о насекомых.
- Просматривая, будьте внимательны и скажите, какое животное в нашем крае живет, но к насекомым не относится. (Просмотр видео «Насекомые» СЛАЙД
- Кто из животных не относится к насекомым? ( Паук)
- Почему?
- Давайте послушаем эрудитов.
Выступления эрудитов Интересное о насекомых (Сообщение от подготовленных эрудитов из группы «Насекомые») СЛАЙД
Пчела считается символом трудолюбия. Они должны работать всю свою недолгую жизнь (40-200 дней). Чтобы изготовить 100 г меда, пчела собирает нектар с миллиона цветов.
Муравьи живут семьями. У них есть солдаты, няньки, охотники, рабочие муравьи.
- Ёжик дал нам 5 часть пазла.
Рыбы водоемов родного края.
Отгадывание загадки
Там обитает, где вода
И дышит жабрами всегда,
Имеет плавники и хвост.
Ответ загадки очень прост. РЫБА!
- Где живут рыбы?
- Какие водоемы вы знаете в родном крае?
- Какая самая большая река протекает по территории нашей области? ( Днепр)
Игра «Поймай рыбку» СЛАЙД
- Давайте отправимся на рыбалку и узнаем, какая рыба водится в наших водоемах.
АРАКСЬ НЬОКУ ЛЩЕ МОС УЩКА
Какие, молодцы, ёжик дарит вам ещё одну часть пазла.
5. Закрепление знаний и способов действий
Работа с учебником.
- Мы долго путешествовали, много повидали и услышали вместе с ежиком. Но есть у нас еще один помощник в изучении природы родного края – наш учебник. Откройте с.102
- Кого из изображенных диких животных можно встретить в нашем крае?
- Кто из них летает, ходит, прыгает, ползает?
- Понравилась вам прогулка? Приятно было увидеть красивые пейзажи, различных животных. Но, к сожалению, у нас уже есть много животных, которых осталось очень мало. Поэтому эти животные под охраной государства. Они занесены в Красную книгу Украины.
Слайд с животными Красной книги Запорожской области.
6. Обобщение и систематизация полученных знаний
Составление правил «Буду я природе другом»
- А какие правила поведения в природе мы должны соблюдать и все люди, чтобы сохранить нашу природу красивой и богатой, чтобы не исчезали животные.
Вы справились и с этим заданием получите следующую часть пазла.
ІV. Рефлексивно-оценивающий этап.
1. Контроль и самопроверка знаний
Игра «Блиц-опрос» (СЛАЙД)
2. Подведение итогов урока.
- Что понравилось вам на уроке? (Ответы детей)
- Что нового вы узнали?
3.Рефлексия
- Ежику очень понравилось у нас на уроке, он надеется, что вы будете настоящими друзьями природы. А сейчас он предлагает вам украсить нашу область. У каждого из вас есть цветочки с разным настроением.
- Если вам было всё понятно и интересно на уроке, возьмите весёлый цветочек.
- Если вам было интересно, но кое-что не понятно, возьмите равнодушный цветочек.
- Если вам было не интересно и ничего не понравилось, возьмите грустный цветочек, и прикрепите их на нашей карте. Сделаем такой наш край, в котором хотелось бы жить зверям, прилететь птицам и насекомым, прийти отдохнуть людям. (Дети украшают карту на доске).
Ну и последняя часть пазла.
4.Ценение и вербальное оценивание
- Дети, прощаясь с нами сегодня, Ежик хочет, чтобы мы прочитали его послание на пазле.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ!
(Читаем хором)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя… СЛАЙД