Конспект уроку з природознавства за темою: «Тварини взимку. Птахи і звірі взимку»

Про матеріал
У своїй професійній діяльності я ставлю за мету розвивати пізнавальні здібності учня, його вміння розв’язувати життєві проблеми, розвивати особистісні якості дитини як суб’єкта діяльності і соціальних стосунків. Ми, вчителі, повинні підготувати дитину до самостійного життя, тобто сформувати такі вміння, які допоможуть стати компетентною, упевненою у власних силах людиною.
Перегляд файлу

Конспект уроку

з природознавства

за темою:

 

«Тварини взимку.

Птахи і звірі взимку»,

 

проведений у 2-В класі

Харківської гімназії №14

21 грудня 2018 року

 

 

Учитель – Москаленко Н.М.,

кваліфікаційна категорія «спеціаліст вищої категорії»,

педагогічне звання

«учитель-методист»


Тема урока. Животные зимой. Птицы и звери зимой.

 

Цели урока: продолжить формировать представление об изменениях, происходящих с наступлением зимы в жизни насекомых, птиц, зверей; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой; углубить знания о зимней жизни в дикой живой природе; формировать предметные компетентности: умение анализировать, сравнивать, наблюдать; формировать ключевые компетентности: способность определить цель и план работы, сотрудничество в малой группе, слушать сообщение одноклассников, выделять новые факты, а также формировать коммуникативные и социальные компетентности;

развивать познавательный интерес на уроке, устную речь, логическое мышление, внимание;

воспитывать любовь к природе, к чтению; воспитывать взаимопомощь и поддержку в детском коллективе; бережное отношение к природе.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование урока: иллюстрации в учебнике (с.82-85); фигурки-изображения птиц, зверей; репродукция «Кормушка», видеофильм «Звери зимой», цветные плакаты в помощь учащимся, карточки с дополнительной информацией, сигнальные карточки у учеников, фишки у учителя, маски птиц и зверей для сценок.

 

 

Ход урока

 

І. Организация класса

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Улыбнитесь, ребята, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!

 

ІІ. Актуализация опорных знаний. Повторение изученного материала

 - О каком времени года говорится:

Картинки по запросу снег «Пахнет снегом струйка смеха,

 Снегом пахнет даже эхо.

 Всё светло, морозно, звонко:

 Лай щенка и смех ребёнка!»

 

- Правильно, о зимушке-зиме. Так ласково называли в народе самое суровое, но в то же время – красивое время года.

(слайд «Зима»)

  1. Проверка домашнего задания.

Викторина «Отвечай, не зевай!»

- Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением зимы?

- Повлияли ли эти изменения на жизнь растений? Как?

- Как деревья приспособились к жизни зимой?

(Они «уснули» – перешли в состояние зимнего покоя. Кора стала крепче и толще. Маленькие почки оделись в многочисленные листочки. Им не страшен мороз.)

- У каких растений наземная часть отмирает, а зимуют только корни?

(У травянистых)

- У каких цветов клубни и луковицы всё-таки приходится выкапывать на зиму?

(Георгины, гладиолусы)

- Почему снег называют «одеялом для растений»?

(Под снегом теплее растениям, их корням)

Дополнение учителя (плакат):

- Ученые измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17°-19°.

- Некоторые травянистые растения (земляника, клюква, пшеница) зимой и живут под снегом, и немножко растут. Снег для них, как теплое пушистое одеяло.

- Посмотрите на иллюстрации в учебнике (с.81). Что является общим у сосны, ели и пихты?

- Чем они отличаются?

 

  1. Итоги проверки домашнего задания.

- Молодцы, ребята!

(Учитель вручает фишки отвечавшим ученикам.)

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

  1. Проблемный вопрос:

- С приходом холодной зимы у кого ещё изменилась жизнь?

  1. Сказочная ситуация (видео):

Белка зимой - «Перенесёмся» в зимний лес. Тишина стоит вокруг. Воздух застыл от холода. Убаюканный вьюгами, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Зима несёт с собой холод и голод. Одним зверькам нечем питаться, другим – холодно, третьим – и холодно, и голодно. Звери, маленькие и большие, насекомые и другие животные не могут убежать от зимы. Некоторым остаётся одно: проспать всё это время, другие – просто цепенеют и еле дышат, а есть и такие, которым приходится всю зиму разыскивать себе корм.

- Как вы думаете, легко зимовать животным, птицам и зверям?

- Хотите лучше познакомиться с их зимней жизнью?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? А задачи?

 

ІV. Сообщение темы, целей урока

- Ключевая (главная) наша проблема – побольше узнать, как зимуют разные дикие животные.

- Определим пути решения этой проблемы:

(На доске)

  • Будем использовать дополнительные сведения.
  • Подбирать изображения диких животных.
  • Распознавать животных, запоминать их названия.
  • Узнать больше о зверях, впадающих в спячку.
  • Слушать сообщения одноклассников.
  • Сравнивать сведения с материалом в учебнике и др.

- Кто хочет и согласен?

 

ІV. Основная часть

1. Формирование групп для дополнительных сообщений.

- Весь урок, дети, вы будете выступать в роли учителя: читать и сообщать нам что-то интересное. Этот вид работы называется «Обучая – учусь!», а рубрика – «Это интересно!»

(На доске)

І группа – «Весёлые шестиножки» и другие животные

ІІ группа – «Птицы»

ІІІ группа – «Звери»

 

2. Насекомые и другие животные зимой.

солнышка (коровки) 1Як комахи готуються до зими, фото 4 1)  Загадка:

 

«Шесть ног без копыт,

Ходит – не стучит.

Летает, а не птица,

Может вверх ногами зацепиться.»

(Насекомые)

 

2) Самостоятельное чтение в учебнике «Секрет от Красного Солнышка» (с.82).

Як комахи готуються до зими, фото 3- О каком «секрете» узнали?

 

3) Сообщения «Весёлых шестиножек»:

  •   Из шмелей, которые зимуют в земле (они спят), к весне выживают только молодые шмели.
  •   Бабочки (капустница и крапивница) большими группами улетают в Африку.
  •   https://images1.popmeh.ru/upload/gallery/7cc/7cc5b29e9a527bf4f473b6c47744d2ba.jpgЛягушки, ящерицы, тритоны, ужи зимуют под пнями, в подвалах, они спят до весны.
  •   Рыбы и озерные лягушки зарываются в ил. Но есть рыбы, которым в иле нечем дышать, и они держатся у проруби.

 

(На доске иллюстрации данных насекомых, пень, дно озера.)

 

http://gamejulia.ru/images/i/kormushka-dlya-ptits-zimoy.jpg3. Птицы зимой.

1) – Старичок-Лесовичок просит угадать птиц, которые прилетели на его кормушку.

Загадки:

а) Красногрудый, чернокрылый

 Любит ягодки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять.

(Снегирь)

б) Маленький мальчишка

 в сером армячишке

 по дворам шныряет,

 крохи собирает.

(Воробей)

в) В красной шапке птица ходит,

 Под корой жуков находит.

 Это давний наш приятель.

 А зовётся птица…

(Дятел)

г) Кто там прыгает, шуршит,

 Клювом шишки потрошит?

 Голоском весёлым, чистым –

 Кле-кле-кле! – поёт со свистом.

(Клёст)

 

zakladka

 

2) Конкурс «эрудитов» – угадайте и покажите:

- Какая птица высиживает птенцов зимой?    (клёст)

- Какая птица как бы ползёт по коре?     (поползень)

- Какую ещё птицу, кроме дятла, называют «санитаром»?  (ворона)

- Как называются все эти птицы?      (зимующие)

- Какие из них у нас живут круглый год – осёдлые?

- А какие прилетели к нам зимовать?

 

3) Коллективная работа по учебнику (с.82-83).

- Прочитайте «цепочкой» текст и подумайте, кто из вас «умничка»: даже не читая учебника, нам всё рассказал о птицах?

- О чём мы не говорили, сообщите.   (Выступления детей)

 

4) Интересные сообщения учащихся из группы «Птицы».

На доске рисунки:

Картинки по запросу чиж   Картинки по запросу щегол   Картинки по запросу свиристель

 

  •   Эти птицы прилетают к нам с севера. Свиристели – красавцы. Они – большие обжоры, ягоды глотают целиком, с косточкой и таким образом «расселяют» растения. Любят свиристели калину, рябину, шиповник, омелу. За это у нас, в Украине, получили название «омелюх».
  •   сойкаПёстрая птица с красивыми голубыми полосками на крыльях. Кто это? Сойку в народе называют «лесовод» за умение заготавливать орехи и жёлуди, закапывая их в листву. А ещё она подражает голосам многих животных.

 

  •   Загадка (читает ученик):

 С жёлтой грудкой у окошка

 Собирает шустро крошки.

 Отгадайте, что за птица?

 Называется…   (синица)

 

  •   Картинки по запросу синица на кормушке с саломСиницы – лесные жители. Но зимой перелетают ближе к жилью человека, где легче прокормиться. Синицы – очень полезные птицы. Летом они за день могут найти и съесть больше вредителей, чем весят сами. А можно сказать, что синичка «всеядная»? Почему?

(Дополнение учителя о всеядных птицах)

4. Физкультминутка

 Скок-поскок, скок-поскок,

 Зайка прыгнул на пенёк,

 В барабан он громко бьёт,

 В чехарду играть зовёт.

 Зайцу холодно сидеть,

 Нужно лапочки погреть.

 Лапки вверх, лапки вниз,

 На носочках подтянись.

 Лапки ставим на бочок,

 На носочках скок-скок-скок.

 А затем вприсядку,

 Чтоб не мёрзли лапки.

 

5. Звери зимой.

1) Беседа «Займи позицию» и «Проверь себя»:

- Какие животные относятся к зверям?

- Чем они отличаются от птиц?

- А холодно и трудно зимой только зайчику?

- Где живут дикие звери зимой?

- Какие звери делают запасы на зиму?

- Какие звери впадают в спячку?

- Кто не спит, а бегает по лесу и ищет себе еду?

 

2) Просмотр видеофильма «Звери зимой».

- Запоминайте, что нового для себя вы узнаете из фильма.

 

3) Самостоятельная работа в паре.

- Прочитайте текст учебника (с.84-85) и вдвоём с товарищем определите: чего нет в учебнике о зимней жизни зверей, а в фильме вы услышали, и наоборот.

(Высказывания и выводы учеников)

 

4) «Сказочное путешествие к зверям в лес».

а) Ученик: - Угадайте, какого зверя мы сейчас проведаем?

Загадка

 Он в берлоге спит зимой

 Под большущею сосной.

 А когда придёт весна

 Просыпается от сна.

(рисунок в учебнике на с.85)

 

Сценка «Сорока и Медведь»

- Эй, Медведь, спишь, что ли?

-Уснёшь с такой: Чего тебе, стрекотуха?

Картинки по запросу сценка сорока и медведь- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну птица-глухарь – это понятно. А вот Медведь. Ну что такое Медведь?

- Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Мед-ведь» – значит «мёд ведает». Знаю, где мёд в лесу спрятан. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету. Только соты в дупле приснились... Хррр, хррр!

Учитель: - Почему медведь спит зимой? (Зимой в лесу нет медвежьего корма, и медведь живёт за счет накопленного летом и осенью жира.)

- А что интересного происходит у медведей в конце февраля?

(У медведицы рождаются 3-4 маленьких медвежат, которые вмещаются на ладошке.)

 

Картинки по запросу барсукКартинки по запросу барсукб) Сообщение ученика о еже и барсуке (с.85).

еж«Ёжик себе в норку еды не запасает, поэтому во время сна теряет половину массы своего тела.

А барсук спит в глубокой норе, в которой много ходов и выходов. Он часто просыпается, чтобы покушать и снова засыпает.

Как и у медведицы, у барсучихи в конце февраля рождаются маленькие барсучата, которые питаются материнским молоком.»

 

Картинки по запросу животные зимойв) – А кому из зверей приходится всю зиму бегать, разыскивая себе корм или убегая от врагов?

Загадка:

 Длинное ухо,

 Комочек пуха.

 Прыгает ловко,

 Любит морковку.

(Фигурку зайчика-беляка ученик прикрепляет под кустиком.)

- Послушаем разговор зайца со снегирём.

 

Сценка «Заяц и Снегирь»:

- Заяц белый, куда бегал?

- На деревню.

- Для чего?

- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

- И нашёл?

- Как бы не так, сено под снегом, зелень под снегом, в огороде собаки злые!

- А теперь ты куда?

- Осинку глодàть.

- Да она, поди, горькая?

- Сладкая! Вчера не ел, сегодня не ел, – куда как сладкая осинка покажется!

 

- А что еще грызёт зайчик?  (хвою)

- Как приспособился беляк к зиме?

 

Сообщение ученика:

«Трудно в холода зайчишке – домика у него нет. Одна радость, что лапки пухом опушены, как лыжи – глубоко не проваливаются. Белый полушубок тоже ему помогает. Присел под кустом – и уже не зайчик, а холмик снега.»

 

- А кто ещё из зверей, как и зайчик, зимой питается сухой травой, ветками, почками деревьев?                            (лоси, косули – рисунок в учебнике, на доске)

 

г) А этого зверька вы точно угадаете! Мы читали о нём в сказке Николая Сладкова «Загадочный зверь»:

Похожее изображение«Автор сказки: - Да ты одичавшая свинья, ты «лопаешь» всё подряд!

Зверёк: - Запомни! Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, а белки грызут не только орехи…»

 

- Как же зимует белочка?

Сообщение ученика:

 «Белки в морозы закрывают вход в дупло мхом. Ест белка грибы, орехи, жёлуди, которые с осени припасла. Чтобы уши не приморозить, на кончиках ушей у белочки шерстяные кисточки. А пушистый хвост помогает прыгать с дерева на дерево, сухие грибки искать.»

 

д) Сценка «Интервью»:

Картинки по запросу звери зимойКартинки по запросу лесовичок зимой

Лесовичок: - Я – Лесовичок, хозяин лесных тропинок. Я со зверятами дружу, их от бед стерегу.

- Ребята, я хочу взять интервью у Лисички.

- Лисичка, плутовка, где ты бегала?

Лисичка: - Пока вы тут болтали, я уже всё обо всех узнала.

Я теперь знаю, где Мышь-полёвка, Крот и Хомяк живут в норках! Там полно зерна, желудей. Но я дождусь, пока они из норок вылезут. А еще я потопталась в норе у Барсука, а он такой чистюля!!! Точно пойдёт себе новую норку строить. А я в этой его норе буду зимовать. Ха-ха! А лапки у меня, как валеночки, хожу тихо.

- Побегу, хочу узнать, где себе нору нашёл Волк.

Картинки по запросу мышь полевка зимой   Картинки по запросу крот зимой   Картинки по запросу хомяк зимой

Лесовичок: - Подожди, Лисичка! Я хотел спросить, трудно ли, опасно ли вам, зверям, зимой в лесу жить?

Лисичка: - Когда холодà, еды нам не хватает. Особенно жаль косуль, лосей, оленей, на которых волки, рыси охотятся. Ведь волки в погоне развивают скорость 80 км/час.

 - А еще мы очень боимся охотников! Побегу-у-у!

Лесовичок: - Берегите природу, друзья, и она о вас не забудет!

 

V. Заключительная часть

1. Игра «Кто из животных зимой…»

спит – черная карточка

улетел в тёплые края – красная карточка

зимует у нас птица – синяя карточка

Сойка, волк, жаворонок, лиса, шмель, белка, снегирь, барсук, ласточка, жаба, свиристель, медведь, кукушка.

 

2. Самостоятельная работа в паре (в тетради с печатной основой: с.39 №3, с.40 №1)

а) Подбери корм каждой птичке.

б) Помоги зверьку найти свой дом.

в) Коллективная проверка (фронтально).

 

VІ. Рефлексия учебной деятельности

Упражнение «Микрофон»:

- Какой информацией обогатили свои знания?

(О зимней жизни диких животных)

- О каком диком животном зимой вы узнали что-то новое?

- Какие звери меняют зимой цвет шерсти?

- Кто заготавливает себе запасы еды?

- Какие птицы называются осёдлыми?

- Какие животные и звери впадают в спячку?

 

VІІ. Итоги урока

- Какие виды работы вам понравились на уроке?

 

VІІІ. Домашнее задание: учебник с.85 «Задание для друга природы».

 

docx
Додано
25 березня
Переглядів
136
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку