ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
ТЕМА: удивительный мир фразеологизмов
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЬ ОРФОГРАММЫ
ШЕФСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЕ БЕЗВКУСНЫЙ ПЛЕЧО ТРОПИНКА СОЛНЦЕ ДРОЖАТЬ ПИРОГ ОШИБКА СКАЗКИ СУММА МОЛОДЦЫ.
снЕжок, зима, стЕна, слЕды, грибы, цвЕты, улица, змЕя, стЕкло, письмо, стрЕла, число, плита, звЕзда, вЕтерок, закричать, пЕро, удивить.
СРАЗУ ВСЕ ЗАГОВОРЯТ».
ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ МОЗАИКУ. ЗАПИСЫВАЕМ СЛОВА, ПОДЧЁРКИВАЯ ВСТАВЛЕННЫЕ БУКВЫ. В ИТОГЕ ЧИТАЕМ Ф Р А З Е О Л О Г И З М Ы
Я - ЦАРЕВНА И ЗОВУТ МЕНЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ. ХОЧУ ПРИГЛАСИТЬ ВАС В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОЕМУ ЦАРСТВУ. НО СНАЧАЛА ПРОСЛУШАЙТЕ ЦАРСКИЙ УКАЗ :
НЕ ЛЕНИТЬСЯ, НЕ ЗЕВАТЬ.
РУКУ ЧАСТО ПОДНИМАТЬ.
ВСЕМ ЛИ ПОНЯТЕН УКАЗ
ПРОВЕРЮ Я ТОТЧАС.
ОТВЕТЬТЕ НА МОИ ВОПРОСЫ: (ПО ТЕМЕ ЛЕКСИКА)
МОЛОДЦЫ! ВОТ ВАМ МОЙ ПЕРВЫЙ ЦАРСКИЙ ПОДАРОК – ФИЛЬМ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ»
ТЕПЕРЬ ВЫ ПОРАДУЙТЕ МЕНЯ ВЫПОЛНЕННЫМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ. А УЧИТЕЛЬ ПОМОЖЕТ МНЕ ЕГО ПРОВЕРИТЬ .
УЧИТЕЛЬ:
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАТЬ, КОГДА И ГДЕ ЛУЧШЕ УПОТРЕБЛЯТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМ, НЕОБХОДИМО ХОРОШО ЗНАТЬ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ОБРАЗ, КОТОРЫЙ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ЭТОГО ВЫРАЖЕНИЯ. ВСЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВОЗНИКЛИ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ФАКТОВ. ПОСТЕПЕННО В СИЛУ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН НАЧАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ ПЕРЕНОСНО ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДРУГИХ, НО В ЧЁМ=ТО СХОДНЫХ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. ЭТО ПРИДАЁТ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ ОСОБУЮ ОБРАЗНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КОГДА И ГДЕ ВОЗНИКЛИ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ФР. ОБОРОТЫ. МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ ИХ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ:
ДОМА ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ ГРУПП.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
ОПРЕДЕЛИТЬ. СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАКОЙ ПРОФЕССИИ МОГЛИ ПОЯВИТЬСЯ ЭТИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ-
ЦАРЕВНА: МОЛОДЦЫ! ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЦАРСТВО ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ + ЗАДАНИЕ У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ
№1-4
ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДУМАЙ, КАКИЕ ИЗ СОЗВУЧНЫХ СОЧЕТАНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ. ВЫПИШИ ИХ.
Деньги выпускаются в трубу |
Вылетают в трубу |
Душа кровью обливается |
Сердце кровью обливается |
Похоронить на корню |
Загубить на корню |
Власть предержащие |
Власть предержащая |
Скрепя зубы |
Стиснув зубы, скрепя сердце |
Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Запиши эти фразеологизмы в исправленном виде.
О каком человеке так говорят в народе? Выбери, какие из фразеологизмов характеризуют тебя.
Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.
4.Работа в парах.
Читаем диалог из упражнения …..
Определяем фразеологизмы и их значение.
5.«Будущему полиглоту»
Назовите русский фразеологизм, соответствующий следующим:
Спеши медленно (лат). (тише едешь – дальше будешь, поспешишь людей насмешишь).Как корова перед новыми воротами (нем). Как кошка в календарь, как корова в церкви, как козочка на новый снег (болгар) (как баран на новые ворота. Когда луна превратится в зеленый сыр (англ). (когда рак на горе свистнет).Как два яйца (нем, чешск). Как две горошины (англ) (как две капли воды).Родиться с серебряной ложкой во рту (англ). Родиться причесанным (франц). (родиться в сорочке).Делать из иглы вилы (польск). Делать из комара верблюда (чешск). (делать из мухи слона)
Учитель: Какой же удивительный этот мир фразеологизмов!
Та все ж нам рідніші наші українські. А чи знаємо ми їх, зараз перевіримо.
6.«Мовні паралелі»
Соедини пары - украинский и русский фразеологизмы:
Бити байдики - бить баклуши
Теревені правити – лясы точить
Було та загуло – было да сплыло
Буває, що й муха чхає - бывает, что медведь летает
Замилювати очі – пускать пыль в глаза
Кирпу гнути – задирать нос
Верзти дурниці – нести чепуху
З-під ринви та на дощ – из огня да в полымя
із шкури вилізти – разбиться в лепёшку
Ні в тин ні в ворота – ни к селу ни к городу
Глек розбили – чёрная кошка пробежала
Царевна:
наше путешествие
продолжается
Задания 1-3
Царевна: ребята, а знаете ли вы , что в моём царстве есть зоопарк. Давайте познакомимся с его обитателями.
Фразеологизмы читаем,
Хором дружно отвечаем
|
Пустить….в огород |
Делить шкуру неубитого …. |
|
Хоть … вой |
|
Извиваться …. |
|
Писать как …..лапой |
|
Дуется как ….на крупу |
|
Купить … в мешке |
|
Брать … за рога |
|
Стреляный …. |
|
Показать, где ….зимуют |
|
…..носа не подточит |
|
Кружиться как ….в колесе |
|
….на ухо наступил |
|
Подложить …. |
|
Тёмная …. |
Оценивание
Царевна: я очень рада, что вы были активны, хорошо отвечали, поэтому я всем вручаю Грамоту «Знатоку фразеологии »
Это и знак отличия, и домашнее задание: убедитесь что вы действительно усвоили материал – выпишите фразеологизмы, объясните их значение.
Грамота Знатоку фразеологии Грамота выдана-----------------, который медленно, шаг за шагом, преодолевая различные препятствия, не теряя надежды , рано или поздно достиг царства Фразеологии, приближался к её вершинам. С замиранием сердца ступал впервые на чудесную дорогу загадачного царства, своими глазами наблюдал её неповторимые красоты, постигал тайны, решал загадки. От чистого сердца поздравляем с победой и желаем во что бы то ни стало укрепить свои свои позиции в сказочной стране , ибо грамота эта подтверждает, что её владелец имеет полное право бросить якорь на просторах великого царства и в полный голос заявить о себе, сказать своё слово. Теперь вы – тёртый калач, стреляный воробей. Вас на мякине не проведёшь: решить загадку фразеологизма, разгадать кроссворд – пара пустяков. Наступил ваш звёздный час. Впереди у вас – зелёная улица, если и впредь будете трудиться засучив рукава. Желаем удачи!
|
Подведение итогов
Учитель: Вот и подошло к концу удивительное путешествие по стране фразеологизмов. Мне бы очень хотелось узнать , какое впечатление произвело на вас данное путешествие. Поэтому я прошу вас закончить начало фраз, изображенных на экране.
Сегодня я узнал...
Было интересно (скучно)…
Я научился…
Меня удивило...
Я посоветую своим друзьям…