Конспект уроку з російської мови "Удивительный мир фразеологизмов"

Про матеріал
  • ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка
  • Учить находить в тексте фразеологические обороты
  • Учить понимать их значение, правильно употреблять в своей речи

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать речевые умения и навыки
  • Расширять кругозор детей

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

  • Познакомить с историей происхождения фразеологизмов
Перегляд файлу

ТЕМА:  удивительный  мир  фразеологизмов

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка
  • Учить находить в тексте фразеологические обороты
  • Учить понимать их значение, правильно  употреблять в своей речи

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать речевые умения и навыки
  • Расширять кругозор детей

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

  • Познакомить с историей происхождения фразеологизмов

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА

  • ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССА
  1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА
  2. МОТИВАЦИЯ: «НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ»

 

  • АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МОЗАИКА.

ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЬ ОРФОГРАММЫ

ШЕФСКАЯ   ТЕРРИТОРИЯ   СЧАСТЬЕ   БЕЗВКУСНЫЙ   ПЛЕЧО   ТРОПИНКА   СОЛНЦЕ   ДРОЖАТЬ   ПИРОГ    ОШИБКА   СКАЗКИ   СУММА   МОЛОДЦЫ.

 

  1. А МЫ ПОКА ПРОВЕДЁМ РАЗМИНКУ «ЗАРЯДКУ ДЛЯ РУК И УМА». УСТНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ -  БЕЗУДАРНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. ЕСЛИ В СЛОВЕ ПИШЕМ  Е – ПОДНИМАЕМ РУКУ, ЕСЛИ И- ОПУСКАЕМ:  

снЕжок, зима, стЕна, слЕды, грибы, цвЕты, улица, змЕя, стЕкло, письмо, стрЕла, число, плита, звЕзда, вЕтерок, закричать, пЕро, удивить.

 

  1. ВОТ ТАК УДИВИЛИ. МОЛОДЦЫ. НО НАША РАЗМИНКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ИГРАЕМ В ФУТБОЛ «НЕ с глаголами против 8-А»   (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «ЕСЛИ БУКВЫ СТАНУТ В РЯД,

СРАЗУ ВСЕ ЗАГОВОРЯТ».        

 ДАВАЙТЕ  ПРОВЕРИМ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ МОЗАИКУ. ЗАПИСЫВАЕМ СЛОВА, ПОДЧЁРКИВАЯ ВСТАВЛЕННЫЕ БУКВЫ.  В ИТОГЕ ЧИТАЕМ   Ф Р А З Е О Л О Г И З М Ы

 

  • РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ
  2. ПОД ЗВУКИ МУЗЫКИ ВХОДИТ ЦАРЕВНА:

Я  - ЦАРЕВНА  И  ЗОВУТ  МЕНЯ  ФРАЗЕОЛОГИЯ. ХОЧУ  ПРИГЛАСИТЬ  ВАС  В  ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО  МОЕМУ  ЦАРСТВУ.  НО  СНАЧАЛА  ПРОСЛУШАЙТЕ  ЦАРСКИЙ  УКАЗ :

Изображение 021.jpgНЕ  ЛЕНИТЬСЯ, НЕ  ЗЕВАТЬ.

РУКУ ЧАСТО ПОДНИМАТЬ.

ВСЕМ ЛИ ПОНЯТЕН УКАЗ

ПРОВЕРЮ  Я  ТОТЧАС.

 

ОТВЕТЬТЕ  НА МОИ  ВОПРОСЫ: (ПО  ТЕМЕ  ЛЕКСИКА)

МОЛОДЦЫ!  ВОТ ВАМ МОЙ ПЕРВЫЙ ЦАРСКИЙ ПОДАРОК – ФИЛЬМ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  И  ИХ ЗНАЧЕНИЯ»

 ТЕПЕРЬ ВЫ ПОРАДУЙТЕ  МЕНЯ ВЫПОЛНЕННЫМ ДОМАШНИМ  ЗАДАНИЕМ. А  УЧИТЕЛЬ ПОМОЖЕТ МНЕ  ЕГО ПРОВЕРИТЬ .

УЧИТЕЛЬ:

 ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАТЬ, КОГДА И ГДЕ ЛУЧШЕ УПОТРЕБЛЯТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМ, НЕОБХОДИМО ХОРОШО ЗНАТЬ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ОБРАЗ, КОТОРЫЙ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ЭТОГО ВЫРАЖЕНИЯ. ВСЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВОЗНИКЛИ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ФАКТОВ. ПОСТЕПЕННО В СИЛУ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН НАЧАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ ПЕРЕНОСНО ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДРУГИХ, НО В ЧЁМ=ТО СХОДНЫХ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. ЭТО ПРИДАЁТ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ ОСОБУЮ ОБРАЗНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КОГДА И ГДЕ ВОЗНИКЛИ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ФР. ОБОРОТЫ. МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ ИХ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ:

  • ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОШЛЫМ НАРОДА.
  • ОБРАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ
  • УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, ВОЗНИКШИЕ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РЕМЁСЕЛ
  • КРЫЛАТЫЕ СЛОВА.

 ДОМА ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ ГРУПП.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

ОПРЕДЕЛИТЬ. СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАКОЙ ПРОФЕССИИ МОГЛИ ПОЯВИТЬСЯ ЭТИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. СОСТАВИТЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ-

  • СТРИЧЬ  ПОД  ОДНУ  ГРЕБЁНКУ. НА ЖИВУЮ  НИТКУ.  ЖДАТЬ  У  МОРЯ  ПОГОДЫ.  СГУЩАТЬ КРАСКИ.  ХОД  КОНЁМ.  ИГРАТЬ  ПЕРВУЮ  СКРИПКУ.

ЦАРЕВНА:  МОЛОДЦЫ! ВЫ  ОТЛИЧНО  СПРАВИЛИСЬ  С ДОМАШНИМ  ЗАДАНИЕМ.  ДОБРО  ПОЖАЛОВАТЬ  В  ЦАРСТВО  ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ + ЗАДАНИЕ У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ

 

 

№1-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦАРЕВНА ПРОВЕРЯЕТ ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКЕ. УЧЕНИКИ  ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ

ЗАДАНИЕ:  ПРОЧИТАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДУМАЙ, КАКИЕ ИЗ  СОЗВУЧНЫХ  СОЧЕТАНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ. ВЫПИШИ  ИХ.

  • ПРОШЛА ЕЩЁ ОДНА НЕДЕЛЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ В ЛАГЕРЕ       
  • ВЫ ЗДЕСЬ ПРОЖИЛИ БЕЗ ГОДУ НЕДЕЛЯ, А УЖЕ СОБРАЛИСЬ УЕЗЖАТЬ.
  • ВЫИГРАВ МАТЧ, ВСЕ БЫЛИ НА СЕДЬМОМ НЕБЕ ОТ СЧАСТЬЯ.
  • НА ГОЛУБОМ НЕБЕ НЕ БЫЛО НИ ОБЛАЧКА.
  • ПЕТЯ НЕ ОТЛИЧАЛСЯ ЛОВКОСТЬЮ И ЧАСТО НАСТУПАЛ НА НОГИ ОКРУЖАЮЩИМ.
  • ДРУГ ВСКОРЕ НАЧАЛ НАСТУПАТЬ МНЕ НА ПЯТКИ, И Я ПРОИГРАЛ ЛЫЖНУЮ ГОНКУ.
  • ВСЕ СЛУШАЛИ ЕГО, РАСКРЫВ РОТ.
  • ДОКТОР ПОПРОСИЛ МЕНЯ ОТКРЫТЬ РОТ И ПОКАЗАТЬ ГОРЛО.

 

  • УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  РЕЧЕВЫХ  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
  1. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Деньги выпускаются в трубу

Вылетают в трубу

Душа кровью обливается

Сердце кровью обливается

Похоронить на корню

Загубить на корню

Власть предержащие

Власть предержащая

Скрепя зубы

Стиснув зубы, скрепя сердце

  1. Восстановительный диктант

Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Запиши эти фразеологизмы в исправленном виде.

  1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.
  1. Творческая лаборатория

О каком человеке так говорят в народе? Выбери, какие из фразеологизмов характеризуют тебя.

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.

 

          4.Работа в парах.

Читаем диалог из упражнения …..

Определяем фразеологизмы и их значение.

 

         5.«Будущему полиглоту»

Назовите русский фразеологизм, соответствующий следующим:

Спеши медленно (лат). (тише едешь – дальше будешь, поспешишь людей насмешишь).Как корова перед новыми воротами (нем). Как кошка в календарь, как корова в церкви, как козочка на новый снег (болгар) (как баран на новые ворота. Когда луна превратится в зеленый сыр (англ). (когда рак на горе свистнет).Как два яйца (нем, чешск). Как две горошины (англ) (как две капли воды).Родиться с серебряной ложкой во рту (англ). Родиться причесанным (франц). (родиться в сорочке).Делать из иглы вилы (польск). Делать из комара верблюда (чешск). (делать из мухи слона)

 

Учитель:  Какой же удивительный этот мир фразеологизмов!

Та все ж нам рідніші наші українські. А чи знаємо ми їх, зараз перевіримо.

 

6.«Мовні  паралелі»

Соедини пары - украинский и русский фразеологизмы:

Бити байдики  - бить баклуши

Теревені правити – лясы точить

Було та загуло – было да сплыло

Буває, що й муха чхає   - бывает, что медведь летает

Замилювати очі – пускать пыль в глаза

Кирпу гнути – задирать нос

Верзти дурниці – нести чепуху

З-під ринви та на дощ – из огня да в полымя

із шкури вилізти – разбиться в лепёшку

Ні в тин ні в ворота – ни к селу ни к городу

Глек розбили – чёрная кошка пробежала

Изображение 053.jpg 

  • Закрепляем изученное

Царевна:

наше путешествие

 продолжается

 

Задания 1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экскурсия в зоопарк

Царевна: ребята, а знаете ли вы , что в моём царстве есть зоопарк. Давайте познакомимся с его обитателями.

Фразеологизмы читаем,

Хором дружно отвечаем

 

Пустить….в огород

Делить шкуру неубитого ….

Хоть … вой

Извиваться  ….

Писать как …..лапой

Дуется как ….на крупу

Купить … в  мешке

Брать  … за  рога

Стреляный ….

Показать, где ….зимуют

…..носа не подточит

Кружиться как ….в колесе

….на ухо наступил

Подложить  ….

Тёмная ….


 

Оценивание

Царевна: я очень рада, что вы были активны, хорошо отвечали, поэтому я всем вручаю Грамоту «Знатоку фразеологии »

Это и знак отличия, и домашнее задание: убедитесь что вы действительно усвоили материал – выпишите фразеологизмы, объясните их значение.

                                       Грамота

                Знатоку фразеологии

Грамота  выдана-----------------, который медленно, шаг за шагом, преодолевая различные препятствия, не теряя надежды , рано или поздно достиг царства  Фразеологии, приближался к её вершинам. С замиранием сердца ступал впервые на чудесную дорогу загадачного царства, своими глазами наблюдал её неповторимые красоты, постигал тайны, решал загадки. От чистого сердца поздравляем с победой и желаем во что бы то ни стало укрепить свои  свои позиции в сказочной стране , ибо грамота эта подтверждает, что её владелец имеет полное  право бросить якорь на просторах великого царства и в полный голос заявить  о себе, сказать своё слово. Теперь вы – тёртый  калач, стреляный воробей. Вас на мякине не проведёшь: решить загадку фразеологизма, разгадать кроссворд – пара пустяков. Наступил ваш звёздный час. Впереди у вас – зелёная улица, если и впредь будете трудиться засучив рукава.

                   Желаем удачи!

 

 

Подведение итогов                                      

Учитель: Вот и подошло к концу удивительное путешествие по стране фразеологизмов. Мне бы очень хотелось узнать , какое впечатление произвело на вас данное путешествие. Поэтому я прошу вас закончить начало фраз, изображенных на экране.

Сегодня я узнал...

Было интересно (скучно)…

Я научился…

Меня удивило...

Я посоветую своим друзьям

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
27 липня 2018
Переглядів
1434
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку