Розробка уроку з російської мови "По одёжке встречают"

Про матеріал

В даній розробці Ви знайдете творчий матеріал учнів - римовані правила, тематичні вірші... Урок розрахований на розвиток творчих здібностей учнів, розвиває увагу, логічне мислення, інтерес до вивчення мови як російської, так і української.

Перегляд файлу

                                          Автор разработки урока по русскому языку

                                          учитель русского языка и зарубежной литературы

                                          Криворожской общеобразовательной школы

                                         І-ІІІ степенем № 99

                                         Лысякова Тамара Николаевна, специалист высшей

                                          квалификационной категории, старший учитель

 

Тема урока: «По одежде встречают».

Цели: - развивать логическое мышление, речь учащихся;

          - формировать эстетический вкус;

          - расширять представления о творчестве (создание авторских правил по

            теме «Орфография»)

Оборудование: учебник, стр. 109-110. Иллюстрации с рисунками различных элементов одежды и фасонов, электронная презентация.

Тип урока: урок-путешествие в страну игр русского языка (комбинированный урок).

 Ход урока

1. Сообщение темы и задач урока и мотивация учения.

     Дети, сегодня у нас в гостях Фея знаний. Она прилетела к нам из королевства «Орфографии». В её королевстве проживают веселые и любознательные части слова и орфограммы. Фея думает, что вы про них

-1-

читали в своих учебниках русского языка и много знаете. Может быть, вы

что-то расскажете ей про них, что она еще и сама не успела узнать. Но в её королевстве все очень любят играть. Вот и она сегодня хочет поиграть с вами. Вы готовы?

П. Актуализация опорных знаний.

1. «Волшебная ромашка морфем слова.

     Игра «Сорви лепесток»                                                                        

 

 

 

 

 

 

     Учащийся берет лепесток, под ним указана значимая часть слова. Нужно рассказать правило про эту морфему и привести пример слова. (Сделать это на украинском и русском языках – назвать значимую часть слова). Учащийся может рассказывать правило по учебнику или приводить рифмованное правило,  которое сочинил сам или его одноклассники.

            Корень  слова

  • Корень – главная значимая часть,

Родственные связи дарят корню власть.

Выбери умело линию родства,

-2-

Однокоренные подбери слова.

  • Суффикс.

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь всего лишь в печку.

  • Префикс.

Если в слове префикс есть,

Он стоит пред корнем.

Хоть он корня не главней,

Но зато проворней.

  • Школьник!

При подборе слова

Окончанье и основу первым делом находи

После корня будет суффикс,

Префикс – только впереди.

  • Окончание и основа.

Та слова часть, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

-3-

(Правильные ответы оцениваются вручением цветов-ромашек, незабудок,

 

колокольчиков. Их дети сажают в волшебном саду королевства – на 1-ой

части доски, где нарисован замок королевства).

2. Игра «Сложи слово».

     Из написанных на отдельных листочках бумаги морфем слова сложить слово и записать его в тетрадь. (у доски работают три человека, остальные выполняют задание за партой). Вставить пропущенную букву, рассказать правило орфограммы, которое встретилось в слове.

  • Шум, бе - , ый, -н-            ый, -н-, бе-, -дум-

-н-, -ов-, ра-  -ста - -к- -а  раз- ть  -и-  -буд-

И -  -и-  -ть  - прав-

  • Пр -  -а-, -бив- -ть   - земл-  -я-  -ть, при-  -ся

Пр -  -а-  -ть,  -рв-             - вокзаль-, при-  -ый, -н-

Отлич-  -н-  -ый, пр   -

  • -б-,  с(з) – и-   -ть             -а-   -ть   -дел-   с/з-

- беж -    с/з-    -ть    -а-             с, з-   -гор-   -ть    -е-

-каз-    с/з-    -а-   -ть

3. Игра «Корень прятался». Шарады.

  • Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои,

Здесь, в книге, целое найдется,

-4-

И в каждой строчке есть они. (буквы)

  • Корень извлечь из начинки не сложно,

Префикс в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении явно услышишь

Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение)

  • Корень мой находится в цене,

 В очерке найди ты префикс мне,

Суффикс мой в тетради мы встречали,

Всё же – в дневнике я и в тетради. (оценка)

Задание:

- ответить на вопрос: что такое шарада?

     Шарада – это загадка, в которой нужно разгадать слово, состоящее из нескольких частей. Загаданное слово делиться на части (иногда слоги), причем каждая часть (слог) является самостоятельным словом, которое тоже нужно отгадать. Сложив вместе отгаданные части (слоги), получим задуманное слово. В составлении шарад могут быть использованы союзы, предлоги, ноты, местоимения, междометия.

- запиши отгаданные слова, произведи морфемный разбор слов.

4. Цифровой диктант (со всем классом). Учитель диктует слова, учащиеся записывают только номера слов, которые соответствуют выбранному заданию.

- Запишите номера слов, основа которых равна корню: столовая, стул, учитель,  учебник,   книга,  окно,  березовый,  дневник,  приручить,  ручка.

-5-

        (2, 5, 6, 8).

- Основа которых равна:

Положить, приказ, посчитать, полет, отдавал, березка, приставка, окончание.   (1, 3, 7).

- Основа которых равна:

Подковка, рассказ, грибок, книжка, школьник, веревочный, разбить. (1,2,3,4)

(После того, как ученики верно выполняют задание, Фея вручает им какой-либо цветок, и они размещают их в волшебном саду королевства).

     Тот, кто поместил в саду два и более цветка, получает от 9 до 12 баллом, в зависимости от  точности, аккуратности ответа и культуры его речевого оформления.

5. Подведение итогов игры.

Фея: Я убедилась, ребята, что вы тоже любите и умеете играть в разные игры. А ещё я увидела, что вы очень любите цветы. Вот сколько цветов вы подарили сегодня мне и моим друзьям. Вы много рассказали мне о морфемах слова того, что я о них не знала. Спасибо вам. Если вы пригласите меня к вам в гости еще раз, то я уже приду не одна, а с морфемами. Думаю, что им тоже захочется вас послушать и с вами поиграть. До свидания.

Ш. Восприятие и осознание понятий об орфограмме «Буквы ы, и после префиксов». Знакомство с новым материалом ( Презентация).

1. Работа с учебником: чтение теории стр.108; осмысление знаний, применение их на практике – упр.224.

Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание префиксов.

-6-

 Составьте с этими словами словосочетания(устно).

1V. Речевая тема.

     «По одежде встречаем».

  1. Аудирование текста (чтение молча. 3 минуты)
  2. Анализ текста по вопросам:

- что говорит о том, что Фердинанд – герой сказки польского писателя Людвига Ежи Керна – пес?  Свою мысль подтвердите словами из текста.

- можно ли сказать, что Фердинанд вежлив? Приведите примеры.

- из каких деталей одежды состоит костюм Фердинанда?

3. Выполнение упражнения 229. выпишите из текста слова и выражения, соответствующие украинским и прочитайте их.

4.  Рассмотрите иллюстрации к уроку. Назовите те детали одежды и её название, какие вы знаете.

V. Домашнее задание. Стр. 108 – теория, стр 109-110 – текст, аудирование.

Упражнения 236, 239(п),  240(у).

Учебник под редакцией Н.Ф. Баландиной, Киев «Знание Украины», 2006г.

 

 

 

 

 

-7-

docx
Додано
28 липня 2018
Переглядів
596
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку