Цей матеріал буде в пригоді вчителеві російської мови, а також ЗДВР для проведення позакласного заходу в рамках предметного тижня. Він спрямований на розвиток мислення та інтелекту, виховання інтересу до вивчення предмету
Учитель русского языка и зарубежной литературы
Криворожской общеобразовательной школы
І-ІІІ степеней № 99
Лысякова Тамара Николаевна,
специалист высшей категории, старший учитель
Игра – викторина «Умники и умницы» в 9-А классе в рамках недели русского языка в школе
Цель: - продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей;
- научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры и русского языка;
- расширить знания о русской истории и культуре в параллели с украинской
культурой;
- воспитывать уважение и любовь к русскому языку.
Оборудование:
1. Высказывания великих людей о русском языке (писателей, историков, музыкантов…)
2. Три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на уровни и сектора; билеты с номерами вопросов.
І. Слово учителя.
Добрый день! Наш сегодняшний урок – необычный. Он поможет всем нам выяснить для себя, насколько мы эрудированы, знаем историю культуры русского языка и умеем применять свои знания на практике.
Вашему вниманию мои помощники – ваши однокласники – подготовили несколько заданий, на которые вам необходимо ответить в процессе игры «Умники и умницы». Они познакомят вас с условиями игры.
(выходят два ученика, которые проводят игру, помогая учителю)
-1-
2. Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто
ответил неправильно или дал неточный ответ, отходят на один уровень или
сектор назад.
1. Для игроков, вышедших в финал, мы проводим финальную игру.
Также предлагаем поучаствовать в игре сошедшим с дорожек и
болельщикам.
Задания 1 уровня.
1.Что такое «узвар»?
(Так называется сладкий напиток из фруктов, который готовят на украинские праздники)
2. Что такое «армяк»?
(В старину у крестьян так называли кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов)
3. Что такое «ендова»?
(Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и другие напитки)
4. Что такое «амбар»?
(Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров)
5. Что такое «аршин»?
(Русская мера длины, равная 0,71 м)
6. Что такое «бадья»?
(Широкое низкое ведро)
7. Что такое «намисто»?
(украшение на шее украинской девушки)
8. Что такое «ярмо»?
(Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота)
Задания 2 уровня.
-2-
1. Откуда к нам пришло крылатое выражение «Перековать мечи на орале», и что оно означает?
1 (Библейское выражение из книги пророка Исаии, который предсказал, что
наступит время, когда народы «перекуют мечи на орала и копья на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». В этих словах отразилась мечта людей о мире на земле)
2. Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»?
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
3. Каким образом связаны слова «мошна» и «мошенничать»?
(Мошна – кошель, сумка. Мошенничать – жить воровством, красть этот кошель, сумку)
4. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово в старорусском языке, если да, то что оно означало?
(В Рязанской, Тамбовской, Тверской, Владимирской губерниях слово «клёвый» употреблялось в значении - добротный, красивый, хороший, выгодный)
5. Вспомним пушкинские строки:
Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая сохнет
На воспалённом языке
- Что такое «облатка»?
(Во времена Пушкина письма заклеивали облаткой – мучным, клеевым или бумажным на клею кружком)
6. Кому из русских художников принадлежит картина «Алёнушка»?
а) А.К.Саврасов
б) И.И.Левитан
в) В.М.Васнецов (правильный ответ)
7. Кто является родоначальником русской классической музыки?
-3-
а) М.П. Мусоргский
б) П.И. Чайковский
в) М.И. Глинка (правильный ответ)
г) А.А. Алябьев
Задания 3 уровня.
1. Назовите русскую пословицу, аналогичную финской: «Тот не заблудился,
кто спрашивает». («Язык до Киева доведёт»)
2. Все вы знаете название великой русской реки Урал. С ней связано историческое событие, но река носила в то время другое имя. Как называлась река в то время и какое событие произошло на её берегах?
(Императрица Екатерина вторая приказала переименовать реку Яик в реку Урал, чтобы даже её название не упоминало о яицком бунте Емельяна Пугачёва)
3. Все знают, что ходячее выражение «зарубить на носу» значит – «запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда». А откуда пошло это выражение? Почему мы так говорим?
(Слово «нос» в древности означало памятную дощечку, бирку для записей. Неграмотные люди всегда носили их с собой и на них зарубками делали разные заметки)
Задания для финалистов.
1. Отнесите одно из данных высказываний к пословице, а другое к поговорке и объясните, почему вы это сделали:
«Заблудился в трёх соснах» - поговорка (оборот речи, нет законченного суждения, лишь часть его)
«Что посеешь, то и пожнёшь» - пословица (законченное суждение, содержит нравоучение)
-4-
(Отечественные: масло, хлеб, молоко, яблоки, мёд)
(Заимствованные: картофель (Юж. Америка), помидоры (Колумбия,
Бразилия), чай (Китай, Япония, Монголия), семечки (Америка)
3. К какому виду декоративно – прикладного искусства относятся керамическое или глиняное изделие?
(Гончарное искусство)
Вопросы для сошедших с игровых дорожек.
Кто больше назовёт русских и украинских народных песен?
Кто больше отгадает украинских загадок?
Определяется победитель.
Завершающий этап.
Подводятся итоги игры – викторины, умникам и умницам вручаются призы; отмечаются активные участники из зрителей.
-5-