Конспект уроку з теми: "Литературная линия. Серебряный век как культурно-историческая эпоха в русской поэзии конца ХIХ – начала ХХ века. Доклад на научную тему

Про матеріал
Конспект уроку для учнів 11 класу з предмету "Інтегрований курс. Російська мова та література" для шкіл з російською мовою навчання). Тема:"Литературная линия. Серебряный век как культурно-историческая эпоха в русской поэзии конца ХIХ – начала ХХ века. Доклад на научную тему".
Перегляд файлу

Интегрированный курс «Русский язык и литература» 11 класс

 

Тема. Литературная линия. Серебряный век как культурно-историческая эпоха в русской поэзии конца ХIХ – начала ХХ века. Доклад на научную тему

Цели урока:

  • показать особенности модернистских литературных направлений;
  • воссоздать колорит эпохи Серебряного века через разлиные виды искусства, в личностях поэтов и их творчестве.
  • проверить умение работать с документальными источниками, интернет-ресурсами.

Задачи:  

  • Обучающая: систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках; Развивающая: развивать речь учащихся,  совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя лексикон новыми терминами; совершенствовать монологическую и диалогическую речь, навыки выразительного чтения.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, интерес к урокам интегрированного курса через коллективную деятельность и применение передовых технологий в учебном процессе.

Формы и методы обучения: защита проектов, коллективно-групповая деятельность; метод творческого чтения, исследовательский метод, интерактивный метод; выразительное чтение, творческие задания.

Ход урока

  1. Слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня на уроке интегрированного курса «Русский язык и литература», раскрывая тему (слайд 1)  «Серебряный век как культурно-историческая эпоха в русской поэзии конца ХIХ – начала ХХ века. Доклад на научную тему», предусмотренную литературной линией Программы, покажем вам один из способов ее реализации. В процессе подготовки к сегодняшнему уроку, получив индивидуальные задания за две недели до его проведения, ребята использовали материал учебника, в частности темы 4, 11-12, исследовали различные источники, собирали материал, касающийся биографии и творчества поэтов Серебряного века, интересные фактов из истории литературы и культуры этого периода, составляли доклады, посвященные теме урока, готовили презентации по итогам проектов. (запись темы урока), словарь (слайд 2)

Откроем страницу 52 вашего учебника и прочитаем (упр.1)

Ученик: Литературовед Б.С. Акимов, характеризуя эпоху и поэзии Серебряного века, заметил: «Серебряный век. Произнесите это медленно и прислушайтесь… Словно где-то в глубине души прозвонил хрустальный колокольчик. Само словосочетание «серебряный век» ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна: по своей внутренней сути она является как бы мелодией слов, своеобразным звукорядом. Не этот ли период гениально предвосхитил Пушкин, сравнивая поэта с эхом, откликающимся на «всякий звук»?

(задание для учащихся (в тетради)  и гостей (на листочках) : произнесите словосочетание «Серебряный век» и прислушайтесь. Какие ассоциации у вас возникают?)

(слайд 3) СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…

Учитель: Таким образом, звуковой облик слова создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

Звучит лирическая музыка  Евгения Доги «Черная вуаль» (вальс)

(слайд 4) Войдем же в «тот мир очарований, в тот мир из серебра» и соприкоснемся с эпохой начала XX века, о котором Александр Александрович Блок писал так:

Двадцатый век...еще бездомней,

еще страшнее жизни мгла,

еще чернее и огромней

тень Люциферова крыла

и отвращение от жизни,

и к ней безумная любовь,

и страсть, и ненависть к Отчизне...

и черная земная кровь

сулит нам, раздувая вены

все разрушая рубежи

неслыханные перемены

невиданные мятежи...

Ученик: Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: с 1898 по 1922 год. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости.  Выражение «серебряный век» придумали сами его представители. У Анны Ахматовой оно присутствует в известных строчках «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», а редактор журнала «Аполлон» С.Маковский использовал его для обозначения всего времени начала ХХ века.

 (показ ролика «Что такое серебряный век? 3 мин.45 сек.)

Искусство Серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим. Общество в целом старается вести себя свободнее: модницы выдумывают немыслимые наряды, невиданные ранее. Творцы обращаются к новым, не принятым ранее источникам вдохновения – свободной любви, запретным романам, экзотическим путешествиям.

Ценность творцов века Серебряного – это благородство, честность, одухотворенность, утонченность и изящество.

Учитель: Чтобы почувствовать атмосферу Серебряного века обратимся к   разным видам  искусства. Помогут нам в этом ученики, которые представят свою коллективную презентацию «Модернизм в живописи  и в архитектуре начала ХХ века».

Учитель: Теперь мы с полным правом можем сказать, что  непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, называемый Серебряным веком, отмечен необыкновенным творческим подъемом в самых различных областях русской культуры. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия. (слайд 5)

В те далекие времена поэты часто собирались в одном из самых известных литературно-артистических клубов Петербурга под названием “Бродячая собака”. Было очень тесно, очень душно, очень шумно. На крошечной, из теса сколоченной эстраде читали стихи, доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты представители разных течений, обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства.

Вот как писала об в одном из своих стихотворений Анна Ахматова:

Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

В клубе “Бродячая собака” гремел рокочущий бас, раскованный, могучий, Владимира Маяковского (представляемые поэты встают, раскланиваются), звучал бархатистый, грудной голос Анны Ахматовой; читал свои таинственные, мистические стихи А. Блок; звучал высокий, звонкий, гибкий голос Марины Цветаевой. А среди них – чудесный, как весенний цветок, голос Сергея Есенина.

Появляются окололитературные дамы.

1 дама

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты?

2 дама

Слова-то все какие-то нерусские. Да это, кажется, литературные течения.

1 дама

Читала и слышала я их. Вчера здесь, в “Бродячей собаке”, один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Весь я в чем-то норвежском,
Весь я в чем-то испанском.
Фи!

2 дама (достает из сумочки кусочек обоев)

Вы только посмотрите, что о себе заявляют футуристы: “Прошлое тесно… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности… Только мы – лицо нашего времени” И отпечатана их программа на чем? На оборотной стороне обоев. И называется “Пощечина общественному вкусу”!

1 дама

Сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова. Ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

2 дама

Галиматья какая-то! А чем символисты лучше? Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О, закрой свои бледные ноги”.

1 дама

А что поэтического в другом его стихотворении?

Тень не созданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

2 дама

Ничего не поймешь! Сплошные загадки. И вся жизнь – загадка.

Ученик: Поэты серебряного века (слайд 6). Они были молоды, красивы, полны надежд, мечтаний, чаяний, эти молодые люди, многие ещё совсем мальчишки и девчонки, гордо именовавшие себя поэтами, пророками. Они собирались вместе, спорили до хрипоты о судьбах России, русской литературы, о великом предназначении поэтов в деле преобразования мышления, о великом всеобщем Разуме и своей причастности к нему, грезили  о Добре и Зле, о справедливости и любви, об абстрактной Прекрасной Даме. Поэзия серебряного века была представлена  следующими течениями. (слайд 7)

Работа в малых группах и защита проектов. (учащиеся, не входящие в группы, могут задать вам вопросы. На них необходимо дать короткий и понятный ответ).

 (слайд 8) 

Ученица: Символисты. У нас на столе голубая свеча, голубая скатерть, поскольку мы старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный. В строках Александра Блока и других поэтов преобладает образ свечи: «Я, отрок, зажигающий свечи, огонь кадильный берегу…», «Робко пламя церковной свечи у заутрени бледной зажгу», «Там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад». Наша поэзия носит интровертный характер (направленный на внутренний мир собственных мыслей и переживаний, но при этом часто отличающийся оригинальностью мышления) это стихи для избранных. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, отвлечённа, иллюзорна.

(Звучит «Поэма экстаза» Скрябина)

(слайд 9) Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 г. в купеческой семье. В 1893г. поступил и учился на историко-филологическом факультете Московского университета.. В мае-июне 1902г. путешествовал по Италии. В 1904 -1908гг. Брюсов – главный инициатор, ведущий автор, руководитель журнала «Весы», основного периодического издания символизма. В 1921г. организовал Высший литератур-нохудожественный институт и до конца жизни был его ректором и профессором. Умер 9 октября 1924г. в Москве. 

Ученик читает стихотворение В.Брюсова

Молодой моряк вселенной, 

Мира древний дровосек,

Неуклонный, неизменный,

Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий

Ты проходишь с топором,

Целишь луком, ставишь сети.

Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной

Ты провел свои пути,

Чтоб нервущейся, железной

Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,

Где играли лишь киты,

На стальных левиафанах

Пробежал державно ты.

Ученик: И им, как и нам сегодня, казалось, что этот новый век будет удивительным и неподражаемым, что всё сбудется,  всё изменится, всё состоится.

(слайд 10) Александр Александрович Блок. Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену. В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г.) Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Ученик читает стихотворение А.Блока

И пора уснуть, да жалко,

Не хочу уснуть!

Конь качается качалка,

На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,

Раз-два, раз-два, раз!..

Идет конница... а няня

Тянет свой рассказ...                       

Внемлю сказке древней, древней

О богатырях,

О заморской, о царевне,

О царевне... ах...

Раз-два, раз-два! Конник в латах

Трогает коня

И мани'т и мчит куда-то

За собой меня...

За моря, за океаны

Он мани'т и мчит,

В дымно-синие туманы,

Где царевна спит...

Спит в хрустальной, спит в кроватке

Долгих сто ночей,

И зеленый свет лампадки

Светит в очи ей...

Под парчами, под лучами

Слышно ей сквозь сны,

Как звенят и бьют мечами

О хрусталь стены...

С кем там бьется конник гневный,

Бьется семь ночей?

На седьмую - над царевной

Светлый круг лучей...

И сквозь дремные покровы

Стелятся лучи,

О тюремные засовы

Звякают ключи...

Сладко дремлется в кроватке.

Дремлешь? - Внемлю... сплю.

Луч зеленый, луч лампадки,

Я тебя люблю!

(слайд 11 ) Зинаида Гиппиус. Родилась в городе Белёве (Тульская губерния) в семье выходца из старинной немецкой колонии в Москве.  вышла замуж за Дмитрия Сергеевича Мережковского – молодого, но уже достаточно известного поэта, человека энциклопедических знаний. Этот союз сыграл совершенно особую роль в развитии и становлении литературы «серебряного века». Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно. Вместе с Мережковским эмигрировала во Францию. Умерла в Париже.

Ученица читает стихотворение  З. Гиппиус «Любовь — одна»

Единый раз вскипает пеной 

         И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

         Измены нет: любовь — Одна.

Мы негодуем, иль играем,

         Иль лжем — но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

         Душа одна — любовь одна.

Однообразно и пустынно

         Однообразием сильна

Проходит жизнь... И в жизни длинной

         Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном — бесконечность,

         Лишь в постоянном глубина.

И дальше путь, и ближе вечность,

         И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

         Но верная душа — верна,

И любим мы одной любовью...

         Любовь одна, как смерть одна.

(Звучит музыка Рахманинова)

(слайд 12) Акмеисты. На столе нитка жемчуга и  тёмно-зелёная скатерть. Поэзия акмеистов земная, конкретная, чёткая, существенная, материальная, весомая.

(слайд 13) Анна Ахматова. Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе. Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы. Вышла замуж за Николая Гумилева, который в 1921 году будет расстрелян. Единственный сын Лев Николаевич более 10 лет пробыл в заключении. В июне 1941 года Анна Андреевна Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой, это была их единственная встреча. Умерла знаменитая поэтесса в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище.

Ученица читает стихотворение Анны Ахматовой.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

(Слайд 14) Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886г. в Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1911г. вместе с С. Городецким создал «Цех поэтов». 
В 1914г. ушел добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917г. застали его за границей. В 1918г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии «Всемирная литература». 3 августа 1921г. был арестован Петроградской Чрезвычайной комиссией, а 25 августа 1921г. – расстрелян. 

Николай Гумилев «Я и вы»

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из иной страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам

Темным платьям и пиджакам —

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Я люблю — как араб в пустыне

Припадает к воде и пьет,

А не рыцарем на картине,

Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: «Вставай!»

Учитель: В истории изучения жизни и творчества Гумилева происходит, как это всегда бывает с наследием великих поэтов, много чудес. Чудом — иначе и сказать нельзя — спустя полвека после трагедии августа 1921 г. нашелся свидетель, который побывал в камере на Шпалерной уже после расстрела поэта и видел, что было написано Гумилевым на этой страшной стене. Это был Георгий Андреевич Стратановский (19011986), арестованный осенью 1921 г. по „делу“, к которому не имел никакого отношения. По вполне объяснимым причинам Г.А. Стратановский предпочитал не делать общественным достоянием свои тюремные воспоминания, хотя, конечно, ему было что рассказать и написать. Об этом знали только в его семне. Легализация имени Гумилева в СССР совпала со смертью Г. А. Стратановского, и ту тайну, которую он хранил в течение шестидесяти пяти лет, передал миру его сын.
Последними словами Гумилева были: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь.Н. Гумилев».             

(Слайд 15) Осип Мандельштам — один из величайших поэтов своего времени. И, как и у многих других знаменитых литераторов тех лет, у жизнь у него была непростой и не всегда счастливой. Наверное, так уж заведено — те, кто дарит другим литературу, не способны жить счастливо сами для себя… По крайней мере, жизнь этого поэта выдалась сложной. За стихотворение, обличающее Сталина, поэт был приговорён к ссылке, где пытался покончить с собой, выбросившись из окна.

Ученица читает стихотворение О.Мандельштама

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

слова, как пудовые гири, верны,

смеются усища,

его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина

И широкая грудь осетина.

Поэт был приговорён к 5 годам лагерного поселения из-за доноса секретаря Союза писателей, который охарактеризовал его стихи, как «клеветнические» и «похабные». Будучи сосланным на Дальний Восток, Осип Мандельштам не вынес такой жизни и вскоре скончался от истощения. Впрочем, официальной причиной его смерти назвали остановку сердца.

(слайд 16,17) Футуристы. Столик покрыт ярко-жёлтой тканью + ананас.

Поэзия футуристов носит экстравертный характер. Поэты стремились бросить вызов обществу: «снять Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности», печатались на обойной бумаге, в кабачках поднимали рояль к потолку и т.д. Лирика их эпатажная (вызывающая, скандальная), шокирующая, вызывающая, необычная, причудливая, экзотическая. В строках некоторых представителей присутствует ананас (экзотический фрукт). «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй!» (Владимир Маяковский), «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!» (Игорь Северянин).

(Слайд 18)  Игорь Северянин

С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом – и никем другим. Он мечтал достичь высшей поэтической славы – и стал провозглашённым «королём поэтов». «Коронация» состоялась в 1918 году в Политехническом музее, где тогда постоянно происходили выступления поэтов. Стихи его просты и удивительно привлекательны.

Ученик читает стихотворение Игоря Северянина 

Встречаются, чтоб разлучаться...

Влюбляются, чтобы разлюбить...

Мне хочется расхохотаться,

И разрыдаться - и не жить!

Клянутся, чтоб нарушить клятвы...

Мечтают, чтоб клянуть мечты...

О, скорбь тому, кому понятны

Все наслаждения тщетны!..

 В деревне хочется столицы...

В столице хочется глуши...

И всюду человечьи лица

Без человеческой души...

 Как часто красота уродна

И есть в уродстве красота...

Как часто низость благородна

И злы невинные уста.

Так как же не расхохотаться,

Не разрыдаться, как же жить,

Когда возможно расставаться,

Когда возможно разлюбить?!

(Слайд 19) Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893г. в Кутаисской губернии, селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. В 1901-1906гг. учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-ой московской гимназии (1906-1908).  В 1908г. вступил в партию РСДРП(б). Был несколько раз арестован. Владимир Маяковский в серебряный век вошел как возмутитель спокойствия. Знаменитая желтая кофта долго дразнила воображение публики. Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912г. – впервые опубликованы стихи. В 1913г. вышла книга под названием «Я». В 1918г. организовал группу «Комфут». Умер 14 апреля 1930г. в Москве. 

Ученик читает стихотворение В. Маяковского. «Себе, любимому, посвящаю»

Четыре,

Тяжелые, как удар,

«Кесарево кесарю – Богу Богово».

А такому,

 как я,

ткнуться куда?

Где для меня уготовано логово?

Если б был я

маленький,

как Великий океан ,-

на цыпочки б волн встал,

приливом ласкался к луне бы.

Где любимую найти мне,

такую, как я?

Такая не уместилась бы в крохотное небо!

(Слайд 20) Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

(слайд 21) Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич. Известный как теоретик и пропагандист имажинизма, яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как  футурист.

Ученик читает стихотворение В.Шершеневича.

В переулках шумящих мы бредим и бродим.

Перебои мотора заливают площадь.

Как по битому стеклу — душа по острым мелодиям

Своего сочинения гуляет, тощая.

Вспоминанья встают, как дрожжи; как дрожжи,

Разрыхляют душу, сбившуюся в темпе.

Судьба перочинным, заржавленным ножиком

Вырезает на сердце пошловатый штемпель.

Улыбаюсь брюнеткам, блондинкам, шатенкам,

Виртуожу негритянские фабулы.

Увы! Остановиться не на ком,

Душе, которая насквозь ослабла!

Жизнь загримирована фактическими бреднями,

А впрочем, она и без грима вылитый фавн.

Видали Вы, как фонарь на столбе повесился медленно,

Обвернутый в электрический саван?

(слайд 22) Область интересов Мариенгофа преимущественно сосредоточена на сфере содержания». Сам Мариенгоф говорит об этом так: «Искусство есть форма. Содержание — одна из частей формы. Целое прекрасно только в том случае, если прекрасна каждая из его частей. Не может быть прекрасной формы без прекрасного содержания. Глубина в содержании — синоним прекрасного».

Ученик читает стихотворение А.Мариенгофа

Ночь, как слеза, вытекла из огромного глаза

И на крыши сползла по ресницам.

Встала печаль, как Лазарь,

И побежала на улицы рыдать и виниться.

Кидалась на шеи — и все шарахались

И кричали: безумная!

И в барабанные перепонки вопами страха

Били, как в звенящие бубны.

 (слайд 22) Сергей Есенин. Родился в семье крестьянина. Был хорошо образован, много читал, однако совсем не знал языков. Со своей женой танцовщицей Айседорой Дунканон не мог говорить по-английски, а она едва изъяснялась по-русски. Живя за границей, с иностранцами он общался с помощью переводчика.

Есенин стал отцом довольно рано – в возрасте 18 лет. Идейным литературным оппонентом Есенина был, конечно, Маяковский. Поэты могли публично принижать творчество друг друга, однако каждый из них был высокого мнения о таланте другого.

До сих пор остается неразгаданной тайна гибели поэта. Кроме версии с самоубийством существует также предположение об убийстве на политической почве, которое было инсценировано под самоубийство.

(стихотворение  С.Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении Сергея Безрукова)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так... что роща золотая

   Отговорила милым языком.

Учитель. Почти никому из них не дано было дожить до полного признания своего творчества.  Никто тогда ещё не знал, каковы будут их собственные судьбы, сколько бед, разочарований, потерь ждёт их на этом пути, как трагичны будут их судьбы, когда они столкнутся с реальной жизнью.

(слайд 23) (зачитывают участники каждого литературного течения)

Валерий Яковлевич Брюсов /1873-1924/. Умер  в Москве в совершенном одиночестве от крупозного воспаления легких.

Игорь Северянин /1887-1941/. Умер в безвестности в эмиграции в Эстонии от разрыва сердца.

Зинаида Гиппиус /1869-1945/. Умерла в Париже в глубокой бедности.

Николай Степанович Гумилёв /1886-1921/. Был расстрелян по приказу ВЧК.

Осип Эмильевич Мандельштам.  Был репрессирован, трагически погиб в застенках ВЧК, могила неизвестна.

Сергей Александрович Есенин /1895-1925/. Покончил с собой в Ленинграде в гостинице «Англитер».

Владимир  Владимирович Маяковский /1893-1930/. Покончил с собой

Анна Ахматова /1889-1966/. Прожила долгую и сложную жизнь на родине

Анатолий Мариенгоф /1897 - 1962 мер в Ленинграде в возрасте 65 лет.

Вадим Габриэлевич Шершеневич /1893-1942/ После начала Великой Отечественной войны Шершеневич, больной туберкулезом, вместе с Камерным театром уехал в эвакуацию в Барнаул, где и скончался 18 мая 1942 года.
Умер в эвакуации.

Анатолий Мариенгоф /1897-1962/  Умер в возрасте 65 лет.

(Звучит песня в исполнении А. Пугачёвой на ст. М Цветаевой «О сколько их, упавших в эту бездну…»)

(Слайд 24)

Учитель. Подводя итог нашему исследованию, на страницах вашего учебника мы можем найти следующее: (стр. 57,  цитата из книги Н.Барковской «Поэзия серебряного века»)

 Страстная душа, жаждущая преодолеть проклятие «придуманных причин, пространств, времен» (А.Блок) и постичь «тайну ненужности и в то же время значительности всего земного» (И.Бунин), - весь этот сложный духовный мир человека и отразился в поэзии Серебряного века.

(Слайд 25)

(Стр. 60, учебник) Николай Бердяев «Самопознание» «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры …Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни

(слайд 26) Интересно, а каким бы поэтом Серебряного века мы бы с вами могли быть, ведь нас от того времени отделяет всего одно столетие, да и живем мы с вами в эпоху перемен, как и представители Серебряного века.  (Несколько ребят знакомят присутствующих с результатами пройденного онлайн - теста «Кто вы из поэтов Серебряного века?»   и зачитывают стихотворения).

Нашла ли поэзия Серебряного века отклик в ваших сердцах узнаем, прослушав написанные вами эссе «Мой поэт Серебряного века» или «Отзвук Серебряного века» (заслушиваем несколько работ).

Подведение итогов урока:

Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной, что исследования, проведенные вами, никого не оставили равнодушными, ведь поэзия Серебряного века есть и новаторство, и традиции, и бунтарство. «Серебряный век» открыл и еще откроет нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Он учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека.

Домашнее задание: тема 11-12, основные принципы литературных течений Серебряного века (тезисы). Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы ХХ века? (письменно)

Литературная визитка: Иннокентий Анненский, Марина Цветаева (индивидуально); стр. 85, выполните одно из заданий (устно) + для тех, кто выучит наизусть одно из стихотворений

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
10 січня 2020
Переглядів
965
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку