УРОК. ТЕМА:
Синонимика бессоюзных и союзных сложных предложений. Смысловые отношения между предложениями, входящими в состав союзных и бессоюзных предложений.
Цель:
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Любовь к Родине – это не нечто отвлеченное; это и любовь к своему городу, к памятникам ее культуры, к языку, гордость своей историей».
Д.С. Лихачев, ученый - культуролог.
I. Работа с эпиграфом.
Постановка и мотивация цели и задач урока: создать концептуальный портрет слова «любовь».
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева?
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Проверка домашнего задания.
1. «Мозговой штурм»
- Что такое сложное предложение?
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных предложений?
- Как связываются простые предложения в бессоюзном сложном предложении?
- Какие знаки препинания возможны в бессоюзном сложном предложении?
2. Работа по проверке домашнего задания:
Нет ничего сильнее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
III. Работа по теме:
1.Слово учителя.
Смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по – разному.
В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения более четкие, определенные.
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях выражаются менее четко и зависят от содержания входящих в них простых предложений. И выражаются в устной речи интонацией, а на письме – различными знаками препинания.
2.Работа над постановкой знаков препинания в цитате К.Паустовского.
Нет ничего в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и гнев, и скорбь, и любовь…
IV.Концептуальный анализ слова.
В предложениях, эпиграфе, в цитатах часто повторяется слово. Какое? (Любовь).
Сейчас мы попытаемся создать концептуальный портрет слова «любовь», различными лингвистическими средствами.
1.Слово учителя.
М. Ломоносов говорил, что «слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». В толковом словаре записано, что это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении»
К. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
«Почему мы взяли для концептуального анализа слово «любовь»?» - спросите вы.
- Да потому что оскудела в мире любовь. Так говорят мудрые люди.
И сегодняшний разговор на уроке, может, расширит пространство любви.
2.Поисковая работа, как средство активизации учебной деятельности школьников.
Найти значение слова «любовь» в толковом, этимологическом словарях,
рассказать о древнерусском значении слова «любовь».
Слово учителя, чтение учителем стихотворения
И. Снегова «Любовь»
У нас говорят, что мол любит и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет.
А помню, соседка старуха, короче,
Как в старь в деревнях говорила: жалеет.
И часто, платок затянувши потуже,
И вечером в кухне усевшись погреться,
Она вспоминала сапожника мужа,
Который не мог на неё насмотреться.
Поедет он смолоду, помнится, в город,
глядишь – уж летит, да с каким полушалком!
А спросишь, чего мол управился скоро?
Не скажет, но знаю: ему меня жалко...
Зимою мой хозяин тачает, бывало,
А я уже лягу, я спать мастерица,
Он встанет, поправит на мне одеяло,
Да так, что не скрипнет в ногах половица.
И сядет к огню в уголке своем тесном,
Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек,
Дай бог ему отдыха в царстве небесном,
И тихо вздыхала: жалел меня очень.
В ту пору все это смешным мне казалось,
Казалось, любовь, чем сильнее, тем злее,
Трагедии, бури… какая там жалость!
Но юность ушла. Что нам ссорится с нею.
Недавно, больная бессонницей зябкой,
Я встретила взгляд твой – тревога в нем стыла,
И вспомнилась мне вдруг та старая бабка,
Как верно она про любовь говорила...
- Почему в стихотворении, названном «Любовь», говорится о жалости?
3.Работа в группах.
Задание I.
Задание 1й группе:
-Подобрать синонимы к слову «любовь».
Что такое синонимы? Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору слов.
(Любовь – нежность, обожание, привязанность, жалость, милосердие)
-Компаративный анализ И.С.Тургенева «Нищий» и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий».
И.С.Тургенев «Нищий»
Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку...
Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
М. Ю. Лермонтов «Нищий»
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
- О каких чувствах говорят писатели?
- Актуальны ли данные произведения в наше время?
Задание 2й группе:
- Подобрать антонимы к слову «любовь».
Что такое антонимы? Антонимы – слова с противоположным значением. Антонины употребляются для сопоставления, противопоставления.
(Любовь – ненависть, злость, грубость, наглость, бездушность, жестокость.)
- Анализ отрывка из стихотворения А. Дементьева:
Я ненавижу в людях ложь.
Я негодую и страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберешь.
- О каком чувстве говорит поэт?
Задание 3й группе:
- Составить словосочетание со словом «любовь», используя эпитеты.
Что такое эпитеты? Эпитет – это слово или словосочетание, которое помогает слову приобрести новое значение или смысловой оттенок, обогащает язык новым эмоциональным смыслом.
(Святая любовь, первая любовь, поздняя любовь, вечная любовь, безответная любовь).
- В каких жизненных ситуациях встречаются такие сочетания слов?
Задание II.
Задание 1й группе:
- Подобрать цитаты со словом «любовь»
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знание упразднится.» Апостол Павел.
- Как вы понимаете эту цитату, слова апостола Павла о любви?
Задание 2й группе:
- Подобрать пословицы и поговорки со словом «любовь»
Ищи любовь сердцем, а не головой.
Где любовь да совет, там и рай, и свет.
Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви.
Задание 3й группе:
- Подобрать стихотворения о любви. Чтение стихотворения учениками
Лев Озеров. Любовь.
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
Вопрос ко всем группам:
К кому бывает любовь?
(К родителям, к животным, к родине, к близким, к природе )
А вот пример любви «наоборот»
Работа с текстом. Притча «Кот и Ангел»
Что такое притча? Притча – это короткий, назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
Чтение притчи учителем.
– Мир тебе, – ласково сказал Ангел, присаживаясь рядом с Котом на толстую ветку и стряхивая с неё снег.
– Привет, – Кот приоткрыл зелёный глаз, лениво оглядел Ангела и отвернулся.
Ангел спрятал под крыльями босые ноги и посмотрел вниз. Под ними лежал белый двор, полный смеха, визга, летающих снежков и скрипа шагов.
– Высоко ты забрался, – сказал Ангел, оценивая расстояние до земли.
– Зато сюда даже Сашкин снежок не долетит.
Ангел понимающе кивнул и подобрал опущенные крылья. Помолчали.
– А ты что, за моей старушкой явился? – не поворачивая головы, спросил Кот. Голос его был такой же ленивый, но Ангел сразу увидел, как сгустилась вокруг него боль и тревога.
– Нет, я ни за кем.
– А! – Облачко тревоги поредело. – Она каждый день говорит, что скоро Ангел её заберёт, — счёл нужным объяснить Кот. – Видно, другой прилетит…
Опять помолчали. Но, видимо, Кота всё же беспокоило присутствие Ангела, и он как можно равнодушнее спросил:
– А ты сюда зачем?
– Да так, отдохнуть присел. Парнишку одного в вашем городе от него же самого спасал. Ох, и трудная это работа! Теперь домой лечу.
– Так ты, это… и от болезни можешь?
– Смотря какая болезнь. Но многое могу. Хранитель я.
– Так чего же ты тут расселся?! – взревел вдруг Кот. – А ну пошли!
И он рыжим вихрем слетел на землю. Ангел тихо приземлился рядом.
Старушка была такая худенькая, что Ангел не сразу разглядел её среди белых подушек. Глаза старушки были закрыты, а грудь ходила ходуном, заполняя всю комнату хрипом, свистом и всхлипами. Ангел наклонился над нею, положил на грудь белые крылья и стал что-то шептать – ласково и тихо. Пока он так стоял, Кот подбросил в печку дров, подвинул на плиту остывший чайник и поставил большую кружку с молоком, сыпанув в неё какой-то травы – готовил питьё для хозяйки.
Когда Ангел разогнулся, дыхание старушки было ровным и тихим, впалые щёки порозовели.
– Пусть поспит, – сказал он Коту. – Ослабла она сильно.
Кот отвернулся и быстро вытер глаза.
Старушка спала, а Кот и Ангел пили чай, и Кот всё подливал в свой чай сливки, а Ангел улыбался, глядя на него.
– Я, наверное, останусь пока у вас, — сказал он, размешивая мёд, — Пока Михайловна не встанет.
– А ты откуда знаешь, что она Михайловна?
– Я же Ангел. Я и то знаю, что тебя Чарликом зовут.
– Значит, вроде познакомились, – хмыкнул Кот. – А тебя как величать?
– А у нас имён нет. Просто Ангел.
Кот молча подвинул ему сливки и прихлебнул из кружки.
Тикали над столом ходики, трещали в печке дрова, за окном усиливался ветер.
– Вот ты спрашивал, зачем я высоко залез, – усмехнулся вдруг Кот. – Выходит, тебя ждал. – И задумчиво добавил, прислушиваясь к ветру: – Носки тебе связать надо. Что ж ты босиком-то по снегу?..
Работа по карточкам в группах
Задание 1й группе:
- Назовите основную мысль текста
Задание 2й группе:
- Какие проблемы поднимаются в тексте?
Задание 3й группе:
- В чем состоит актуальность притчи «Кот и Ангел»?
V. Итоги урока. Рефлексия.
Пища для размышления:
Без любви все — ничто
Справедливость без любви делает человека жестоким
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным
Правда без любви делает человека критиканом
Ум без любви делает человека хитрым
Приветливость без любви делает человека лицемерным
Компетентность без любви делает человека неуступчивым
Власть без любви делает человека тираном
Честь без любви делает человека высокомерным
Обязательность без любви делает человека раздражительным
Богатство без любви делает человека жадным
Вера без любви делает человека фанатиком
Прослушивание песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать»
Какие ассоциации возникают у вас со словом «любовь»?
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Любовь в современном мире»