Аудирование. Работа над содержанием прослушанных текстов.

Про матеріал
Матеріали для унікального відкритого уроку з елементами вихонання у школярів поважного ставлення до сімейних цінностей. (5-й клас)
Перегляд файлу

УРОК. ТЕМА:

Аудирование. Работа над содержанием прослушанных текстов.

 

Цель:

  • ознакомить ребят с работой над содержанием текстов, нахождением ключевых слов, определением темы и идеи текста;  
  • обучить навыком устного пересказывания  текстов, умению определять композицию текстов (вступление, основная часть, заключение).
  • воспитывать любовь к своей семье, родителям, бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к ним, заботится о меньших наших домашних животных.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Оборудование:

  • учебник;
  • текст;
  • портрет К. Паустовского;
  • иллюстрации к рассказу ,,Кот- ворюга”;
  • выставка рисунков ,,Моя семья”;
  • презентация с заданиями;
  • мультимедийный проектор;
  • раздаточный материал.

 

 

Ход урока

 

I. Мотивация учебной деятельности.

1.Обьяление темы и цели урока.

Аудирование. Работа над содержанием прослушанных текстов.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми советами, как слушать тексты, потому что аудирование в переводе с латинского слова обозначает ,,слышать”.

Научимся определять тему и основную мысль текста, находить в тексте ключевые слова.

2. Вступительное слово учителя.

Умение слушать – одно из важных умений ученика в школе.

Оно, это умение, необходимо в школе, в процессе учебы, когда нужно запомнить объяснение учителя.

Как же развивать умение слушать, чтобы не происходило как в поговорке: в одно ухо влетело, из другого вылетело.

 

Вот несколько советов, которые помогут вам внимательно работать на уроке:

1. Необходимо настроиться на слушание, не отвлекаясь.

2. Включите своё воображение и представьте себе информацию в виде цепочки каких-то образов.

3. Используйте приёмы предугадывания: о чем будет идти речь дальше.

4. Постарайтесь запомнить ключевые слова или выражения из прослушанного текста.

5. По возможности в ходе слушания делайте записи.

6. Если говорящий сделает паузу, можете задать уточняющие вопросы.

 

И сегодня на уроке мы будем учиться слушать текст, находить в них ключевые слова, определять тему и основную мысль текста.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Работа над речевой темой «Я и моя семья».

Работа над содержанием пословиц и высказываний, записанных на доске.

Запись их в тетрадь.

В семье лад – этому и рад.

Слово  лад сейчас употребляется редко, но оно точно передает смысл предложения.

Крепкую семью водой не разольешь.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Семейное согласие всего дороже.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Какое здесь ключевое слово?

2.Фонетический тренинг.

Давайте сделаем фонетический разбор этого маленького, но непростого слова семья.

3.Презентация работ учеников о своей семье.

Семья – это самое главное, что есть в жизни каждого человека.

Вашим домашним заданием на сегодня было нарисовать на рисунке свою семью и рассказать о ней, потому что в семье мы учимся любить, уважать, заботится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Восприятие и усвоение учебного материала.

  1.               Работа с текстом. (Чтение текста учителем)

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья.

И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее тяжелые ведра и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? Я только одного сына вижу.

 

2. Работа в парах по следующему заданию:

   1) назвать текст, определить заголовок;

   2) найти ключевые слова;

   3) найти описание сыновей;

   4) определить основную мысль текста.

Настоящий сын тот, кто заботится о маме.

 

  1.               Игра  ,,Где? Кто?” Соединить слова по смыслу.

    Где?                                                             Кто?

В школе я                                              Пешеход

На улице я                                             Покупатель

В транспорте я                                      Ребенок (сын, дочка, внук)

В городе я                                              Ученик

В магазине я                                          Житель

Дома я                                                    Пассажир

 

  1.               Прослушивание сочинения ученика о своей семье.

У нас очень дружная семья. Конечно, главный у нас папа. По крайне мере он так считает. Хотя часто под маминым влиянием он меняет свое решение.

Конечно, когда нужно что-нибудь сделать по дому, то главным среди детей становлюсь я, потому что у меня есть ещё сестра Оля. А иногда мне кажется, что главнее Оли на свете нет никого, особенно когда мне, как старшему брату, надо уступать.

Сегодня понедельник. Подъём. Пора в школу. Я сегодня снова главный: веду Ольгу в детский сад. Поэтому быстро встал, сделал зарядку, умылся, съел завтрак. На улице льет дождь… ,, Не забудь зонтик”,- отозвалась мама откуда-то из кухни.

- Как Вы думаете, кто главный в доме?

Прослушивание песенки (Папа может, папа может все, что угодно...)

Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме моей родной,
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной!

Папа может, папа может все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!

Папа в доме - и дом исправный,

Газ горит и не гаснет свет.

Папа в доме, конечно, главный,
Если мамы случайно нет!

 

В подъезде мы увидели маленького котенка, который съёжился от голода. У него не было дома и семьи.

Дети, семья считается неполной, если в доме нет домашних животных. Дети взяли котёнка к себе.

А вот ещё одна история.

  1.               Чтение рассказа К. Паустовского «Кот – ворюга».

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

 

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

 

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

 

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

 

Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

 

Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

 

Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье - кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

 

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

 

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

- Что же нам с ним делать?

- Выдрать! - сказал я.

- Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

 

Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

 

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

 

Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный "Горлачом". Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

 

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

 

  1.               Беседа по прослушанному рассказу:

- Почему кот воровал?

- Какой у него был характер?

- Как поймали кота?

- Как же надо, по мнению автора, воспитывать животных?

- Какова главная мысль текста?

(Воспитывать любовью и добротой)

 

IV. Итоги урока. Домашнее задание.

Дети, если у вас дома в семье есть домашние любимцы, напишите о них рассказ и нарисуйте рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
13 січня 2020
Переглядів
1108
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку