Конспект відкритого уроку з російської мови, проведеного у 5-А класі на тему: «Словари - наши помощники»
Урок предусматривает обобщение знаний учащихся по теме «Лексика», совершенствование навыков работы со словарями, умений самостоятельно ими пользоваться, формирование потребностей в использовании словарей различных типов.
ЕНЕРГОДАРСЬКИЙ НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНИЙ КОМПЛЕКС №1
ЕНЕРГОДАРСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ
КОНСПЕКТ
відкритого уроку
з російської мови,
проведеного у 5-А класі
на тему: «Словари - наши помощники»
Підготувала
Поцелуєва
Валентина Юріївна,
вчитель російської мови,
спеціаліст вищої категорії,
вчитель-методист
ЕНЕРГОДАР
2017 рік
Тема: «Словари - наши помощники»
Предмет: русский язык
Класс: 5- А класс
Цели урока:
- обучающая:
обобщить знания учащихся по теме «Лексика», совершенствовать навыки работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формировать потребность в использовании словарей различных типов;
- развивающия:
развивать память, внимание, творческое мышление, познавательный интерес к слову, формировать умение вести самостоятельный поиск информации, строить речевое высказывание, делать обобщения и выводы, развивать речевую культуру, оценивать достигнутые результаты;
-воспитательная:
воспитать бережное отношение к книге, уважительное отношение к семейным традициям, воспитание активной жизненной позиции.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: фронтальная.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, робота в парах.
Приемы: работа с книгой, лингвистическая сказка с элементами театрализации, творческая работа с использованием элементов психологического анализа.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование:словари, компьютер, проектор, карточки с заданиями.
Структура урока
Ход урока
1.Приветствие.
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Посмотрите в окно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И с отличным настроением начинаем наш урок. (слайд 1)
Эпиграфом к уроку послужат слова писателя А.Франса: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке!» (слайд 2)
1.Беседа с элементами рассказа.
- Ребята, как вы понимаете слова списателя?
-А сейчас послушайте информацию «Ваш словарный запас» из рубрики
«Это интересно» (выступление ученика.) (слайд 3)
- Ребята, отгадайте загадку: (слайд 4)
Есть волшебная страна, что распахнута пред вами,
Та, которая словами, как людьми, населена.
Правит ими государь по прозванию … (словарь)
Многие из вас принимали участие в оформлении выставки «Словари – наши друзья». Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слайд 5)
Итак, тема урока: «Словари - наши верные помощники» (слайд 6)
(запись в тетради)
-Какие словари вам известны? (Толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический, словарь синонимов, словарь антонимов).
-К каким словарям вы обращаетесь чаще всего? (Толковый, орфографический, русско-украинский)
Много сведений можно получить из словарей. Но для этого ими нужно научиться пользоваться.
2. Постановка перед учащимися цели урока.
- Ребята, давайте выясним, что же нам предстоит сделать на уроке?
Попробуем опредилить с помощью слов: (слайд 7)
Познакомиться с …(разними видами словарей)
Определить… (их назначене)
Учиться …(работать со словарем)
1.Работа в тетради.
-Ребята, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей? ( Лексикография - наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучением.) (слайд 8)
- Как называют специалистов, которые создают словари?
(Лексикографы - специалисты, которые создают словари.) (слайд 8) 2.Презентация словарей.
- В нашей школьной библиотеке я узнала фамилии самых активных читателей 5-А класса. (вручение грамот)
-Ребята, в каждой школе есть ученики, которыми школа гордится. Таким учеником в нашем учебном заведении является випускник 11-Б класса Федоров Артем. Я хочу вам его представить: Артем является лауреатом
и призером многих областных и Всеукраинских конкурсов.
Презентация словарей: (слайд 9)
- «Толковый словарь» С.И. Ожегова;
- словарь синонимов;
-словарь антонимов.
4. Инсценировка «Бюро добрых услуг» (слайд 10)
- этимологический словарь.
1.Работа в парах (слайд 11)
Работа в парах
1. Расставьте ударения, произнесите правильно.
Диспансер, хаос, партер, договор, торты, звонит.
2. Подберите антонимы к словам: сильный, умный, здоровье, день, быстро, рано, детство.
3.Найдите значение слов: АББРЕВИАТУРА, АБСУРД, МАГИЯ, ЖАЛЮЗИ. С двумя из них составьте предложения.
4. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.
2. «Парад словарей»
- Ребята, вы заранее получили задание принести в класс словарь из своей домашней библиотеки. Эту книгу вы взяли в руки, посмотрели, полистали, кое-что прочитали. А сейчас поднимите свою книгу вверх и внимательно посмотрите: это – парад словарей. (слайд 12)
Перед нами целая Вселенная в алфавитном порядке.
- Кто желает рассказать нам историю своего словаря?
(творческие работы)
1.Эмоционально-цветовое восприятие слова. (слайд 13)
-Ребята, урок проходит на высоком эмоциональном уровне. Вы переживаете, волнуетесь, радуетесь. Испытываете различные чувства. Я незря заговорила об эмоциях. Практически семестр на уроках русского языка мы выполняем творческую работу с использованием элементов психологического анализа. И делаете вы это с огромным удовольствием. Сейчас наш юный психолог и мой ответственный помощник раскроет суть такой работы.
(Выступление ученика)
- Неделю назад вы получили задание: используя элементы психологического анализа (эмоционально-цветовое восприятие слова), презентовать свое имя.
Вы можете удивиться: каким образом творческое задание связано с темой нашего урока? Имя и словарь…
Да, существует еще один интересный словарь – словарь - имен. (слайд 14)
Возьмите ваши листы с творческим заданием и поделитесь своими эмоциями. (выступление учеников)
Ваши личные имена – это выбор ваших родных. Они дали вам самое красивое имя на свете. А вы своей учебой, стараниями, творчеством должны сделать это имя значимым, чтобы в будущем ваши родители гордились вами.
Каждому свое имя дорого. И на память об уроке нашим гостям мы подарим «Паспорт имени».
- Чем мы занимались на уроке?
- Чему научились сегодня?
- Какой этап урока понравился больше всего?
- Поможет ли вам сегодняшний урок в дальнейшем? Как?
2. Рефлексия. (слайд 16)
- Дети, нарисуйте смайлики в зависимости от того, как вы оцениваете свой успех на уроке:
: -) - те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: -? - те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: - (- те, кто считает, что ему еще нужно много работать над данной темой.
3.Оценивание.
4.Домашнее задание.
Повторить параграфы 21- 23
Упражнение 382
Творческая работа: сочинить лингвистическую сказку
«Жил-был словарь»