Конспект з російської мови на тему:«Словари - наши помощники»

Про матеріал

Конспект відкритого уроку з російської мови, проведеного у 5-А класі на тему: «Словари - наши помощники»

Урок предусматривает обобщение знаний учащихся по теме «Лексика», совершенствование навыков работы со словарями, умений самостоятельно ими пользоваться, формирование потребностей в использовании словарей различных типов.

Перегляд файлу

ЕНЕРГОДАРСЬКИЙ НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНИЙ КОМПЛЕКС №1

ЕНЕРГОДАРСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

відкритого уроку

з російської мови,

проведеного у 5-А класі

 на тему: «Словари - наши помощники»

 

 

 

 

 

Підготувала

Поцелуєва

Валентина Юріївна,

вчитель російської мови,

спеціаліст вищої категорії,

вчитель-методист

 

 

 

 

ЕНЕРГОДАР

2017 рік

 

Тема: «Словари - наши помощники»

Предмет: русский язык

Класс:  5- А класс

Цели  урока: 

- обучающая: 

обобщить знания учащихся по теме «Лексика», совершенствовать навыки работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формировать потребность в использовании словарей различных типов;

- развивающия:

развивать  память, внимание,  творческое мышление, познавательный интерес к слову, формировать умение вести самостоятельный поиск информации, строить речевое высказывание, делать обобщения и выводы,  развивать речевую культуру, оценивать достигнутые результаты;

-воспитательная: 

воспитать бережное отношение к книге, уважительное отношение к семейным традициям, воспитание активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: фронтальная.

Методы:  беседа, рассказ, объяснение,  демонстрация,  робота в парах.

Приемы: работа с книгой, лингвистическая сказка с элементами театрализации, творческая работа с использованием  элементов психологического анализа.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование:словари,  компьютер,  проектор, карточки с заданиями.

Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Мотивация  учебной  деятельности. Объявление темы и цели урока. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)
  3. Изучение нового материала, его восприятие, осознание, осмысление. (11мин.)
  4. Первичное применение полученных знаний (10 мин.)
  5. Усвоения навыков и умений в нестандартных условиях (5 мин.)
  6. Итог урока (8 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Приветствие.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Посмотрите в окно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И с отличным настроением начинаем наш урок. (слайд 1)

  1. Мотивация  учебной  деятельности. Объявление темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

Эпиграфом к уроку послужат слова писателя  А.Франса: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке!» (слайд 2)

1.Беседа с элементами рассказа.

- Ребята, как вы понимаете слова списателя?

-А сейчас послушайте информацию «Ваш словарный запас» из рубрики

«Это интересно» (выступление ученика.) (слайд 3)

- Ребята, отгадайте загадку: (слайд 4)

Есть волшебная страна, что распахнута пред вами,

Та, которая словами, как людьми, населена.

Правит ими государь по прозванию … (словарь)

Многие из вас принимали участие в оформлении выставки «Словари – наши друзья». Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слайд 5)

Итак, тема урока: «Словари - наши верные помощники» (слайд 6)

 (запись в тетради)

-Какие словари вам известны? (Толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический, словарь синонимов, словарь антонимов).

-К каким словарям вы обращаетесь чаще всего? (Толковый, орфографический, русско-украинский)

  • В каких случиях вы обращаетесь к ним за помощью? (Определить значение слова, правильное написание, ударение, перевод с другого языка)
  • Следовательно, словари помогают нам, когда возникают многочисленные вопросы: что слово обозначает? каким другим словом его можно заменить? как правильно написать или произнести безошибочно? и др.

Много сведений можно получить из словарей. Но для этого ими нужно научиться пользоваться.

2. Постановка перед  учащимися цели урока.

- Ребята, давайте выясним, что же нам предстоит сделать на уроке?

Попробуем опредилить с помощью слов: (слайд 7)

Познакомиться с …(разними видами словарей)

Определить… (их назначене)

Учиться …(работать  со словарем)

  1. Изучение нового материала, его восприятие, осознание, осмысление.

1.Работа в тетради.

-Ребята, как называется наука,  занимающаяся вопросами составления словарей? ( Лексикография - наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучением.) (слайд 8)

- Как называют специалистов, которые создают словари?

 (Лексикографы - специалисты, которые создают словари.) (слайд 8) 2.Презентация словарей.

- В нашей школьной библиотеке я узнала фамилии самых активных читателей 5-А класса. (вручение грамот)

-Ребята, в каждой школе есть ученики,  которыми школа гордится. Таким учеником в нашем учебном заведении является випускник  11-Б класса Федоров Артем. Я хочу вам его представить:  Артем является лауреатом

и призером многих областных и Всеукраинских конкурсов.

Презентация словарей: (слайд 9)

- «Толковый словарь» С.И. Ожегова;

- словарь синонимов;

-словарь антонимов.

4. Инсценировка «Бюро добрых услуг» (слайд 10) 

- этимологический словарь.

  1. Первичное применение полученных знаний

1.Работа в парах (слайд 11)

Работа в парах

1. Расставьте  ударения, произнесите правильно.

 Диспансер, хаос, партер, договор, торты, звонит.

2. Подберите антонимы к словам:  сильный, умный, здоровье, день, быстро, рано, детство.

3.Найдите значение  слов: АББРЕВИАТУРА, АБСУРД, МАГИЯ, ЖАЛЮЗИ. С двумя из них составьте предложения.

4. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.             

2. «Парад словарей» 

- Ребята, вы заранее  получили задание принести в класс  словарь из своей домашней библиотеки. Эту книгу вы взяли в руки, посмотрели, полистали, кое-что прочитали. А сейчас поднимите свою книгу вверх  и внимательно посмотрите: это – парад словарей. (слайд 12)

Перед нами целая Вселенная в алфавитном порядке.

- Кто желает рассказать нам историю своего словаря?

  1. Усвоение навыков и умений в нестандартных условиях

(творческие работы)

1.Эмоционально-цветовое восприятие слова. (слайд 13)

-Ребята, урок проходит на высоком эмоциональном уровне. Вы переживаете,  волнуетесь, радуетесь. Испытываете различные чувства. Я незря заговорила об эмоциях. Практически семестр на уроках русского языка мы выполняем творческую работу с использованием элементов психологического анализа. И делаете вы это с огромным удовольствием. Сейчас наш юный психолог и мой ответственный помощник  раскроет суть такой работы.

(Выступление ученика)

- Неделю назад вы получили задание: используя элементы психологического анализа (эмоционально-цветовое восприятие слова), презентовать свое имя.

Вы можете удивиться: каким образом творческое задание связано с темой нашего урока? Имя и словарь…

Да, существует еще один интересный словарь – словарь - имен. (слайд 14)

Возьмите ваши листы с творческим заданием и поделитесь своими эмоциями. (выступление учеников)

Ваши  личные имена – это выбор ваших родных. Они дали вам самое красивое имя на свете. А вы своей учебой, стараниями, творчеством должны сделать это имя значимым, чтобы в будущем ваши родители гордились вами.

Каждому свое имя дорого. И на память об уроке нашим  гостям мы подарим «Паспорт имени».

  1. Итог урока
  1. Обобщающая беседа. (слайд 15)

- Чем мы занимались на уроке?

- Чему научились сегодня?

- Какой этап урока понравился больше всего?

- Поможет ли вам сегодняшний урок в дальнейшем? Как?

2. Рефлексия. (слайд 16)

  • Сегодня каждый из нас был на уроке с определенным настроением. С каким, я не знаю. Я  могу только догадываться.
  • Оцените себя, используя смайлики.

- Дети, нарисуйте смайлики в зависимости от того, как вы оцениваете свой успех на уроке:

: -) - те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.

: -? - те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.

: - (- те,  кто считает, что ему еще нужно много работать над данной темой.

3.Оценивание.

4.Домашнее задание.

Повторить параграфы 21- 23

Упражнение 382

Творческая работа: сочинить лингвистическую сказку

«Жил-был словарь»

 

 

docx
Додано
8 лютого 2018
Переглядів
646
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку