Контрольные работы по русскому языку. 5 класс

Про матеріал
Представлены контрольные работы по темам: "Лексика и фразеология", "Состав слова", "Состав слова. Орфография", "Правописание корней с чередованием гласных", "Синтаксис и пунктуация"
Перегляд файлу

                             Контрольная работа  5 класс

 

                                           Лексика

 

                                             1 вариант

 

1. Закончите предложение:

Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка, называется…

2 .Определите слово по его значению.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению:

а) синонимы;

б) антонимы;

в) омонимы.

3. Приведите пример синонимов.

4. Укажите ряд слов, в котором оба прилагательных употреблены в переносном значении:

а) золотая осень, горячий утюг;

б) горячий утюг, горячее сердце;

в) горячее сердце, золотая осень.

5. Приведите свой пример словосочетания, в котором слово употреблено в переносном значении.

6. Укажите однозначное слово:

а) автопортрет;

б) груша;

в) кисть.

7. Приведите пример многозначного слова, составьте словосочетания с ним, употребив его в разных значениях.

8. Выберите  антоним к слову мягкий (хлеб):

а) черствый;

б) жесткий;

в) суровый

8.Приведите пример пословицы с антонимами.

9. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) бежать;

б) мчаться;

в) катиться;

г) нестись.

10. Подберите синоним к фразеологизму  тертый калач.

11. Выберите антоним к фразеологизму повесить нос:

а) зарубить на носу;

б) выше нос;

в) водить за нос.

12. Замените фразеологизм одним словом и запишите:

Зарубить на носу-

Сломя голову-

Кот наплакал-

 

 

 

                          Контрольная работа  5 класс

 

                                           Лексика

 

                                             2 вариант

1. Закончите предложение:

Лексическое значение слова- это его…

2 .Определите слово по его значению.

Слова одной и той же части речи, близкие по значению, но отличающиеся друг т друга оттенками лексического значения:

а) антонимы;

б) синонимы;

в) омонимы.

3. Приведите пример антонимов.

4. Укажите ряд слов, в котором оба прилагательных употреблены в переносном значении:

а) темная ночь, темные мысли;

б)  железное здоровье, золотое кольцо;

в) золотое время, мягкий характер.

5. Приведите свой пример словосочетания, в котором слово употреблено в переносном значении.

6. Укажите однозначное слово:

а) кнопка;

б) ручка;

в) аист.

7. Приведите пример многозначного слова, составьте словосочетания с ним, употребив его в разных значениях.

8. Выберите  антоним к слову  свежий (ветер):

а) легкий;

б) горячий;

в) резкий.

9. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) радоваться;

б) веселиться;

в) играть.

10. Подберите синоним к фразеологизму  не покладая рук.

11. Выберите антоним к фразеологизму держать ухо востро:

а) пропустить мимо ушей;

б) вешать лапшу на уши;

в) развесить уши.

12. Замените фразеологизм одним словом и запишите:

Рукой подать-

Втирать очки-

Прикусить язык-

 

 

 

 

 

Правописание  корней с чередованием е-и, о-а

Контрольная  работа  5 класс

1 вариант

1. Укажите, в каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова:

а) сохранился, задрожал;

б) залив, заметка;

в) запереть, озарение.

2. Найдите « третье лишнее»:

а)  лесной;

б) растительный;

в) ночной.

3. Укажите, в каких словах в корне пишется буква а:

а) отр..сль, выр..щенный;

б) подр..сли, р..сток;

в) к..снуться, предл..гать.

4. Укажите, в каких словах в корне пишется буква и:

а) расст..лить, соб..ру;

б) зат..реть, заж..гание;

в)  разб..рать, раст..рание.

5.Укажите, в каких словах в корне пишется буква о:

а) з..рница, к..сательная;

б) г..рящий, накл..ниться;

в) прик..саться,р..стение.

6. В слове загорать выбор чередующейся гласной в корне зависит

а) от суффикса, стоящего после корня;

б) от ударения;

в) от буквы, на которую оканчивается корень.

 

7. Из данных ниже предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.( А.С. Пушкин)

И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С.А.Есенин)

А заря обходя, лениво кругом, обсыпает ветки новым серебром. (С.А.Есенин)

 

8. Вставьте пропущенные буквы (2 б).

Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, распол..гаться на берегу, прил..жение к журналу, вьющееся р_стение, заг_реться от искры, зеленый р..сток, утренняя з..ря.

9. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е. (3б)

Отб..рать, расст_лающийся, выж..чь, соч_тание, раст_рать, оп_реться, прод..раться, , ст_лить, раст_реть, подж..гать, изб_ратель, прост_раться, бл_стательный, бл_снуть, соб..раться,зам..реть, оп_реться, заст_лить.Конец формы

Правописание  корней с чередованием е-и, о-а

Контрольная  работа  5 класс

2 вариант

1. Укажите, в каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова:

а) загораживать, носились;

б) выращивать, собирать;

в) перемигивались, испекутся.

2. Найдите «третье лишнее»:

а) золотой;

б) подгоревший;

в) водяной.

3. Укажите, в каких словах в корне пишется буква а:

а) г..рение, р..стовщик;

б) р..сток, прил..жение;

в) к..сание, з..рница.

4. Укажите, в каких словах в корне пишется буква и:

а) раст..рание, заж..гательный;

б) зам..реть, зап..реть;

в) отт..реть, прод..рется.

5. Укажите,в каком слове пишется буква о:

а) к..сательная, отр..сль;

б) оз..рять, прик..саться;

в) перег..реть, покл..ниться.

6. В слове прикосновение  выбор чередующейся гласной в корне зависит

а) от суффикса, стоящего после корня;

б) от ударения;

в) от  буквы, на которую оканчивается корень.

 

7. Из данных ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром. (С.А.Есенин)

Чародейкою Зимою околдован лес стоит - и под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.  (Ф.И.Тютчев)

Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла да шла и на терем набрела. (А.Пушкин)

 

8. Вставьте пропущенные буквы.(2б)

Предл..гать помощь, написать изл..жение, к..снуться ветки, выр..щенный р..сток, оз..рять небосклон, аккуратно к..саться, раств..рить в воде, покл..ниться родителям.

9.Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.(3б)

Соб_раются, расст_латься, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, выт..рать, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, забл..стеть, прост_раться, бл_стающий, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, пост_лить.

Конец формы 

 

 

Контрольная работа  

  «Синтаксис   простого предложения»

Вариант №1

 

1.Укажите предложение с однородными сказуемыми.

А) Помигал красный фонарь на площадке вагона и исчез.

Б) Всю ночь шёл дождь, капли барабанили по крыше.

В) Мы любим читать приключенческие книги.

 

Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз а.

 

2. В каких предложениях не нужна запятая при однородных членах?

А) Снайпер бьет редко да попадает метко.

Б) Вот пошел он на перрон влез в отцепленный вагон.

В) Воля и труд все перетрут.

 

Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз и.

 

3. Какими членами предложения являются однородные члены?

А) Доброта, чуткость, вежливость воспитываются с детства.

Б) Эти качества развиваются и совершенствуются всю жизнь.

В) Воспитанный человек вежлив дома, на улице, в школе.

Г) Доброе, чуткое, уважительное отношение к людям нужно проявлять всегда.

                                   а) подлежащее;

                                   б) сказуемое;

                                   в) дополнение;

                                   г) определение;

                                   д) обстоятельство

 

Составьте предложение  с однородными дополнениями.

 

4.Найди предложение, в которых есть обобщающее слово перед однородными членами.

А) В наших лесах растут ели, сосны, осины, дубы, вязы.

Б) В реке мы ловили и мелкую, и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей.

Г) Я знаю части слова: приставку, корень, суффикс, окончание.

Составьте предложение  с однородными членами и обобщающим словом.

 

5. Найдите предложение с обращением, выпишите его, расставляя знаки препинания. 
А) Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. 
Б)  К утру мороз крепчал. 
В) Слушай Незнайка выручи меня отсюда. 

 

Составьте предложение с обращением.

 

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Скоро(1) кажется(2) начнется дождь. Зелёный оазис лишь(3) кажется(4) путникам, на самом деле это мираж.

А) 1, 2

Б) 3, 4

В) 1, 3

 

 Введите в данное предложение вводное слово со значением уверенности:

Завтра снова будет дождь.

 

 

Контрольная работа  

  «Синтаксис   простого предложения»

Вариант №2

1.Укажите предложения с однородными членами.

А) Отчетливо звучала под ногами деревянная настилка моста.

      Б) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.

      В) Большими семьями селятся около пней опенки.

 

Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз но.

 

2. В каких предложениях не нужна запятая при однородных членах?

А) Весной прилетают грачи скворцы  журавли утки.

Б) Рыбой и морем пахнет рыбак

В)  Тихо но настойчиво звучал голос учителя.

 

Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз и.

 

3.Найди предложение, в котором есть обобщающее слово

А) На выставке коровы соревнуются из самых разных стран: Италии и Швеции, Болгарии и Греции и даже из Америки, из штата Мичиган.

      Б) Съел он один кусок, обнюхал Фильку и взял другой кусок. (Паустовский)

      В)  Тучи ползли по небу медленно, скучно. (Горький)

 

Составьте предложение  с однородными членами и обобщающим словом.

 

4.Определите, какие члены предложения являются однородными?

А)И рыщут по дороге слоны и носороги.

      Б)Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

      В) А он бесстрашно и дерзко бросается в бой.

Г)Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает Умывальник.

а) подлежащее;

                                                                б) сказуемое;

в) дополнение;

 г) определение;

     д) обстоятельство

 

Составьте предложение  с однородными дополнениями.

 

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Сильный ветер(1) может быть(2) причиной обрыва проводов. Я(3) может быть(4) не прав.

А) 1, 2

Б)  1, 4

В) 3, 4

 

 Введите в данное предложение вводное слово со значением неуверенности:

Завтра снова будет дождь.

 

6. Найдите предложение с обращением, выпишите его, расставляя знаки препинания.

   А) Друзья мои прекрасен наш союз.

   Б) Здесь собрались одни друзья

   В) Друзья познаются в беде.

 

Составьте предложение с обращением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Контрольная работа  5 класс

 

                                Состав слова

                                           1 вариант

1. Найдите строку, в которой все перечисленные части служат для образования новых слов:

а) корень, суффикс, окончание ;

б) приставка, корень, окончание;

в) приставка, суффикс.

2. Разберите слово по составу.

Разносчик.

3. Найдите слово, в котором нет приставки:

а) обидеть;

б) облепить;

в)обвинить.

4. Приведите два  примера слов с приставкой.

5. Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом :

а) виноградарь;

б) виноградник;

 в) виноградинка.

6. Приведите пример  слова, в котором суффикс указывает на лицо по роду занятия.

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: 

а) чайник;

 б) чайный;

в) нечаянно;

г) чай.

8. Запишите ряд однокоренных слов.

9 . Закончите правило: 

Окончание – это…

А) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

Б) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

В) часть слова, которая является общей для родственных слов;

Г) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

10. Выпишите слова, представляющие форму одного и того же слова.

Сад, садовод, садить, садом.

11. Чтобы найти корень, надо:

а) изменить форму слова;

б) подобрать однокоренные слова;

в) подобрать слова с одинаковыми сочетаниями букв.

12. Обозначьте в словах корень. 

Записать, городской, берёзка, баянист, крупинка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Контрольная работа  5 класс

 

                                Состав слова

                                           2 вариант

 

1. Найди строку, в которой все перечисленные части служат для образования новых слов:

а) приставка, корень, окончание;

б) приставка, суффикс;

в) приставка, корень, суффикс, окончание.

2. Разберите слово по составу.

Разведчик

3. Найди слово, в котором нет приставки: 

а) прошумит;

б) пробегает;

 в) прощает.

4. Приведите два  примера слов с приставкой.

5. Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

а)  грибница;

б) грибок;

в) грибник.

6. Приведите пример  слова, в котором суффикс указывает на лицо по роду занятия.

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: 

а) легонько;

б) легковой;

в) залегать.

8. Запишите ряд однокоренных слов.

9 . Закончите правило: 

Суффикс – это…

А) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

Б) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

В) часть слова, которая является общей для родственных слов;

Г) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

10. Выпишите слова, представляющие форму одного и того же слова.

Лес, лесной, лесному, перелесок.

11. Укажите, как называется часть слова без окончания: 

а) корень; 

б) основа; 

в) суффикс.

 г) приставка

12. Обозначьте в словах основу.

Полевой, летчик, прочитаешь, земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Состав слова. Орфография.

         Тестовые задания по русскому языку для  5 класса                                  

                                                  1 вариант

1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква ё:

а) ш...рох;     

б) ш...в;            

в) ч...рствый           

2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква о:

а) ж...сткий;       

б) ж...лтый;          

в) капюш..н          

3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква с:

а) во…никнуть;     

б) …дание;            

 в)  ра..певать         

4.  Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква з:

а)  ра…шить;          

б) …доровье;              

в)  …дуть

5.  Укажите ряд слов, в которых  пропущена буква и :

а) ц…тата, ц…пленок, акац…я;                     

б) ц…фра, полиц…я, ц…ферблат;

в) улиц…,  ц…ган,  цирк                                      

6. Найдите слово с приставкой пре-:

 а)  пр…бить;

 б)  пр…дорожный;

 в)  пр…увеличить

 7. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква ы:
а)   ц...ферблат;                                       

б)   ц...линдр;                  

г)   ц...плёнок

 8.Укажите, в  каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква: 

а)  сч…т , ж…сткий , щ…тка; 
б)  ш…колад, ш..фёр, ш..пот; 
в)  ж…лудь, капюш…н, крыж…вник 

9. Укажите, в какой строке все слова пишутся с и:

а) пре..милый, пр…сесть, пр..близить;
б)  пр… смотреться, пр…городный, пр…винтить;
в)  пр…брежный, пр…ставить, пр…кратить

10. Укажите предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис:

а) Лесник через (пол)часа вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.

б) Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы.

в) В салат мама добавила (пол)лимона.

11. Укажите, в каком слове приставка обозначает «неполное действие»:

а)  пр…лететь;                

б)  пр…бавить;

в)  пр…открыть

12.  Найдите «третье лишнее»:

а)  крыж..вник;                       

б)  ш..рох;

в)  ж..лтый               

 

Состав слова. Орфография.

Тестовые задания по русскому языку для  5 класса

2 вариант

1. Укажите слово, в  котором  на месте пропуска пишется буква ё:

а) щ..тка;   

б) крыж…вник;     

в) ш...рты

2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква о:

а)  ш…фер;            

б)  расч...тливый; 

в)  ч..рточка

3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква з:

а)  ра…шевелить;     

б)  …дать;               

в)  ра…гадать

4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  с:

а) …десь;                 

б) …делать;            

 в)  бе…жалостный

5.Укажите, в  каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква: 

а)  навигац…я, ц…рк, нац…я;    

б)  рукавиц…,  акац…я, ц...ркуль;  

в)  ц…ганка, синиц…н, ц...ферблат

6. Укажите, в какой строке все слова пишутся с буквой и:

а) пр…школьный, пр…увеличивать, пр…клеить;
б) пр..интересный, пр..спокойный, пр..плыть;
в) пр..соединить, пр..мчаться, пр..лечь

7. Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква о:

а)  ш..пот, ш..колад, пч..лка;

б) ш..ссе, ж..нглер,  ш..в;

в) ч..рный, ш..у, ш..рстка

8.Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

а)  ра…бежаться, во…звание, и…целять;

б) …делать, …десь, …доровье;

в)  ра…бить, ра…дать, во…лагать

9. Укажите, в каком слове  приставка пишется с буквой е:

а) пр_брежный;          

б) пр_остановиться;

в) пр_увеличить.

10.Укажите предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно:

а) На решение задачи ушло (пол)урока.

б) Заря запылала пожаром и захватила (пол)неба.

в) Хозяин поставил перед нами (пол)арбуза.

11. Найдите «третье лишнее»:
а) ц...клон;  

б) сестриц..н;                       

в ) полиц...я       

12. Укажите, в каком слове приставка обозначает «неполное действие»: 

а)  пр..бежать;

б) пр..близить;

в) пр..лечь

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Литвиненко Наталия
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
19 березня 2019
Переглядів
18103
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку