Контрольная работа 5 класс
Лексика
1 вариант
1. Закончите предложение:
Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка, называется…
2 .Определите слово по его значению.
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению:
а) синонимы;
б) антонимы;
в) омонимы.
3. Приведите пример синонимов.
4. Укажите ряд слов, в котором оба прилагательных употреблены в переносном значении:
а) золотая осень, горячий утюг;
б) горячий утюг, горячее сердце;
в) горячее сердце, золотая осень.
5. Приведите свой пример словосочетания, в котором слово употреблено в переносном значении.
6. Укажите однозначное слово:
а) автопортрет;
б) груша;
в) кисть.
7. Приведите пример многозначного слова, составьте словосочетания с ним, употребив его в разных значениях.
8. Выберите антоним к слову мягкий (хлеб):
а) черствый;
б) жесткий;
в) суровый
8.Приведите пример пословицы с антонимами.
9. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) бежать;
б) мчаться;
в) катиться;
г) нестись.
10. Подберите синоним к фразеологизму тертый калач.
11. Выберите антоним к фразеологизму повесить нос:
а) зарубить на носу;
б) выше нос;
в) водить за нос.
12. Замените фразеологизм одним словом и запишите:
Зарубить на носу-
Сломя голову-
Кот наплакал-
Контрольная работа 5 класс
Лексика
2 вариант
1. Закончите предложение:
Лексическое значение слова- это его…
2 .Определите слово по его значению.
Слова одной и той же части речи, близкие по значению, но отличающиеся друг т друга оттенками лексического значения:
а) антонимы;
б) синонимы;
в) омонимы.
3. Приведите пример антонимов.
4. Укажите ряд слов, в котором оба прилагательных употреблены в переносном значении:
а) темная ночь, темные мысли;
б) железное здоровье, золотое кольцо;
в) золотое время, мягкий характер.
5. Приведите свой пример словосочетания, в котором слово употреблено в переносном значении.
6. Укажите однозначное слово:
а) кнопка;
б) ручка;
в) аист.
7. Приведите пример многозначного слова, составьте словосочетания с ним, употребив его в разных значениях.
8. Выберите антоним к слову свежий (ветер):
а) легкий;
б) горячий;
в) резкий.
9. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) радоваться;
б) веселиться;
в) играть.
10. Подберите синоним к фразеологизму не покладая рук.
11. Выберите антоним к фразеологизму держать ухо востро:
а) пропустить мимо ушей;
б) вешать лапшу на уши;
в) развесить уши.
12. Замените фразеологизм одним словом и запишите:
Рукой подать-
Втирать очки-
Прикусить язык-
Правописание корней с чередованием е-и, о-а
Контрольная работа 5 класс
1 вариант
1. Укажите, в каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова:
а) сохранился, задрожал;
б) залив, заметка;
в) запереть, озарение.
2. Найдите « третье лишнее»:
а) лесной;
б) растительный;
в) ночной.
3. Укажите, в каких словах в корне пишется буква а:
а) отр..сль, выр..щенный;
б) подр..сли, р..сток;
в) к..снуться, предл..гать.
4. Укажите, в каких словах в корне пишется буква и:
а) расст..лить, соб..ру;
б) зат..реть, заж..гание;
в) разб..рать, раст..рание.
5.Укажите, в каких словах в корне пишется буква о:
а) з..рница, к..сательная;
б) г..рящий, накл..ниться;
в) прик..саться,р..стение.
6. В слове загорать выбор чередующейся гласной в корне зависит
а) от суффикса, стоящего после корня;
б) от ударения;
в) от буквы, на которую оканчивается корень.
7. Из данных ниже предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.( А.С. Пушкин)
И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С.А.Есенин)
А заря обходя, лениво кругом, обсыпает ветки новым серебром. (С.А.Есенин)
8. Вставьте пропущенные буквы (2 б).
Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, распол..гаться на берегу, прил..жение к журналу, вьющееся р_стение, заг_реться от искры, зеленый р..сток, утренняя з..ря.
9. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е. (3б)
Отб..рать, расст_лающийся, выж..чь, соч_тание, раст_рать, оп_реться, прод..раться, , ст_лить, раст_реть, подж..гать, изб_ратель, прост_раться, бл_стательный, бл_снуть, соб..раться,зам..реть, оп_реться, заст_лить.
Правописание корней с чередованием е-и, о-а
Контрольная работа 5 класс
2 вариант
1. Укажите, в каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова:
а) загораживать, носились;
б) выращивать, собирать;
в) перемигивались, испекутся.
2. Найдите «третье лишнее»:
а) золотой;
б) подгоревший;
в) водяной.
3. Укажите, в каких словах в корне пишется буква а:
а) г..рение, р..стовщик;
б) р..сток, прил..жение;
в) к..сание, з..рница.
4. Укажите, в каких словах в корне пишется буква и:
а) раст..рание, заж..гательный;
б) зам..реть, зап..реть;
в) отт..реть, прод..рется.
5. Укажите,в каком слове пишется буква о:
а) к..сательная, отр..сль;
б) оз..рять, прик..саться;
в) перег..реть, покл..ниться.
6. В слове прикосновение выбор чередующейся гласной в корне зависит
а) от суффикса, стоящего после корня;
б) от ударения;
в) от буквы, на которую оканчивается корень.
7. Из данных ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром. (С.А.Есенин)
Чародейкою Зимою околдован лес стоит - и под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит. (Ф.И.Тютчев)
Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла да шла и на терем набрела. (А.Пушкин)
8. Вставьте пропущенные буквы.(2б)
Предл..гать помощь, написать изл..жение, к..снуться ветки, выр..щенный р..сток, оз..рять небосклон, аккуратно к..саться, раств..рить в воде, покл..ниться родителям.
9.Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.(3б)
Соб_раются, расст_латься, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, выт..рать, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, забл..стеть, прост_раться, бл_стающий, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, пост_лить.
Контрольная работа
«Синтаксис простого предложения»
Вариант №1
1.Укажите предложение с однородными сказуемыми.
А) Помигал красный фонарь на площадке вагона и исчез.
Б) Всю ночь шёл дождь, капли барабанили по крыше.
В) Мы любим читать приключенческие книги.
Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз а.
2. В каких предложениях не нужна запятая при однородных членах?
А) Снайпер бьет редко да попадает метко.
Б) Вот пошел он на перрон влез в отцепленный вагон.
В) Воля и труд все перетрут.
Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз и.
3. Какими членами предложения являются однородные члены?
А) Доброта, чуткость, вежливость воспитываются с детства.
Б) Эти качества развиваются и совершенствуются всю жизнь.
В) Воспитанный человек вежлив дома, на улице, в школе.
Г) Доброе, чуткое, уважительное отношение к людям нужно проявлять всегда.
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) определение;
д) обстоятельство
Составьте предложение с однородными дополнениями.
4.Найди предложение, в которых есть обобщающее слово перед однородными членами.
А) В наших лесах растут ели, сосны, осины, дубы, вязы.
Б) В реке мы ловили и мелкую, и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей.
Г) Я знаю части слова: приставку, корень, суффикс, окончание.
Составьте предложение с однородными членами и обобщающим словом.
5. Найдите предложение с обращением, выпишите его, расставляя знаки препинания.
А) Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера.
Б) К утру мороз крепчал.
В) Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
Составьте предложение с обращением.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Скоро(1) кажется(2) начнется дождь. Зелёный оазис лишь(3) кажется(4) путникам, на самом деле это мираж.
А) 1, 2
Б) 3, 4
В) 1, 3
Введите в данное предложение вводное слово со значением уверенности:
Завтра снова будет дождь.
Контрольная работа
«Синтаксис простого предложения»
Вариант №2
1.Укажите предложения с однородными членами.
А) Отчетливо звучала под ногами деревянная настилка моста.
Б) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.
В) Большими семьями селятся около пней опенки.
Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз но.
2. В каких предложениях не нужна запятая при однородных членах?
А) Весной прилетают грачи скворцы журавли утки.
Б) Рыбой и морем пахнет рыбак
В) Тихо но настойчиво звучал голос учителя.
Составьте и запишите предложение с однородными членами, между которыми стоит союз и.
3.Найди предложение, в котором есть обобщающее слово
А) На выставке коровы соревнуются из самых разных стран: Италии и Швеции, Болгарии и Греции и даже из Америки, из штата Мичиган.
Б) Съел он один кусок, обнюхал Фильку и взял другой кусок. (Паустовский)
В) Тучи ползли по небу медленно, скучно. (Горький)
Составьте предложение с однородными членами и обобщающим словом.
4.Определите, какие члены предложения являются однородными?
А)И рыщут по дороге слоны и носороги.
Б)Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.
В) А он бесстрашно и дерзко бросается в бой.
Г)Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает Умывальник.
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) определение;
д) обстоятельство
Составьте предложение с однородными дополнениями.
5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Сильный ветер(1) может быть(2) причиной обрыва проводов. Я(3) может быть(4) не прав.
А) 1, 2
Б) 1, 4
В) 3, 4
Введите в данное предложение вводное слово со значением неуверенности:
Завтра снова будет дождь.
6. Найдите предложение с обращением, выпишите его, расставляя знаки препинания.
А) Друзья мои прекрасен наш союз.
Б) Здесь собрались одни друзья
В) Друзья познаются в беде.
Составьте предложение с обращением.
Контрольная работа 5 класс
Состав слова
1 вариант
1. Найдите строку, в которой все перечисленные части служат для образования новых слов:
а) корень, суффикс, окончание ;
б) приставка, корень, окончание;
в) приставка, суффикс.
2. Разберите слово по составу.
Разносчик.
3. Найдите слово, в котором нет приставки:
а) обидеть;
б) облепить;
в)обвинить.
4. Приведите два примера слов с приставкой.
5. Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом :
а) виноградарь;
б) виноградник;
в) виноградинка.
6. Приведите пример слова, в котором суффикс указывает на лицо по роду занятия.
7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) чайник;
б) чайный;
в) нечаянно;
г) чай.
8. Запишите ряд однокоренных слов.
9 . Закончите правило:
Окончание – это…
А) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;
Б) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;
В) часть слова, которая является общей для родственных слов;
Г) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
10. Выпишите слова, представляющие форму одного и того же слова.
Сад, садовод, садить, садом.
11. Чтобы найти корень, надо:
а) изменить форму слова;
б) подобрать однокоренные слова;
в) подобрать слова с одинаковыми сочетаниями букв.
12. Обозначьте в словах корень.
Записать, городской, берёзка, баянист, крупинка.
Контрольная работа 5 класс
Состав слова
2 вариант
1. Найди строку, в которой все перечисленные части служат для образования новых слов:
а) приставка, корень, окончание;
б) приставка, суффикс;
в) приставка, корень, суффикс, окончание.
2. Разберите слово по составу.
Разведчик
3. Найди слово, в котором нет приставки:
а) прошумит;
б) пробегает;
в) прощает.
4. Приведите два примера слов с приставкой.
5. Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
а) грибница;
б) грибок;
в) грибник.
6. Приведите пример слова, в котором суффикс указывает на лицо по роду занятия.
7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) легонько;
б) легковой;
в) залегать.
8. Запишите ряд однокоренных слов.
9 . Закончите правило:
Суффикс – это…
А) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;
Б) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;
В) часть слова, которая является общей для родственных слов;
Г) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
10. Выпишите слова, представляющие форму одного и того же слова.
Лес, лесной, лесному, перелесок.
11. Укажите, как называется часть слова без окончания:
а) корень;
б) основа;
в) суффикс.
г) приставка
12. Обозначьте в словах основу.
Полевой, летчик, прочитаешь, земля.
Состав слова. Орфография.
Тестовые задания по русскому языку для 5 класса
1 вариант
1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква ё:
а) ш...рох;
б) ш...в;
в) ч...рствый
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква о:
а) ж...сткий;
б) ж...лтый;
в) капюш..н
3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква с:
а) во…никнуть;
б) …дание;
в) ра..певать
4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква з:
а) ра…шить;
б) …доровье;
в) …дуть
5. Укажите ряд слов, в которых пропущена буква и :
а) ц…тата, ц…пленок, акац…я;
б) ц…фра, полиц…я, ц…ферблат;
в) улиц…, ц…ган, цирк
6. Найдите слово с приставкой пре-:
а) пр…бить;
б) пр…дорожный;
в) пр…увеличить
7. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква ы:
а) ц...ферблат;
б) ц...линдр;
г) ц...плёнок
8.Укажите, в каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква:
а) сч…т , ж…сткий , щ…тка;
б) ш…колад, ш..фёр, ш..пот;
в) ж…лудь, капюш…н, крыж…вник
9. Укажите, в какой строке все слова пишутся с и:
а) пре..милый, пр…сесть, пр..близить;
б) пр… смотреться, пр…городный, пр…винтить;
в) пр…брежный, пр…ставить, пр…кратить
10. Укажите предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис:
а) Лесник через (пол)часа вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.
б) Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы.
в) В салат мама добавила (пол)лимона.
11. Укажите, в каком слове приставка обозначает «неполное действие»:
а) пр…лететь;
б) пр…бавить;
в) пр…открыть
12. Найдите «третье лишнее»:
а) крыж..вник;
б) ш..рох;
в) ж..лтый
Состав слова. Орфография.
Тестовые задания по русскому языку для 5 класса
2 вариант
1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква ё:
а) щ..тка;
б) крыж…вник;
в) ш...рты
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква о:
а) ш…фер;
б) расч...тливый;
в) ч..рточка
3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква з:
а) ра…шевелить;
б) …дать;
в) ра…гадать
4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква с:
а) …десь;
б) …делать;
в) бе…жалостный
5.Укажите, в каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква:
а) навигац…я, ц…рк, нац…я;
б) рукавиц…, акац…я, ц...ркуль;
в) ц…ганка, синиц…н, ц...ферблат
6. Укажите, в какой строке все слова пишутся с буквой и:
а) пр…школьный, пр…увеличивать, пр…клеить;
б) пр..интересный, пр..спокойный, пр..плыть;
в) пр..соединить, пр..мчаться, пр..лечь
7. Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква о:
а) ш..пот, ш..колад, пч..лка;
б) ш..ссе, ж..нглер, ш..в;
в) ч..рный, ш..у, ш..рстка
8.Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) ра…бежаться, во…звание, и…целять;
б) …делать, …десь, …доровье;
в) ра…бить, ра…дать, во…лагать
9. Укажите, в каком слове приставка пишется с буквой е:
а) пр_брежный;
б) пр_остановиться;
в) пр_увеличить.
10.Укажите предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно:
а) На решение задачи ушло (пол)урока.
б) Заря запылала пожаром и захватила (пол)неба.
в) Хозяин поставил перед нами (пол)арбуза.
11. Найдите «третье лишнее»:
а) ц...клон;
б) сестриц..н;
в ) полиц...я
12. Укажите, в каком слове приставка обозначает «неполное действие»:
а) пр..бежать;
б) пр..близить;
в) пр..лечь