Сценарій до уроку російської мови, 5 клас "Словосочетание. Использование словосочетаний в речи"

Про матеріал
Пропоную власний сценарій для проведення уроку у 5 класі за темою "Словосочетания" за підручником В. О. Корсакова
Перегляд файлу

Деловая игра «В музее»

Учитель: Представьте, что вы находитесь в музее: один из вас будет экскурсоводом, все остальные – посетителями музея.

Наша задача: Опираясь на вспомогательный материал и материал, проработанный по учебнику, помочь экскурсоводу рассказать о картине И.И.Шишкина «На севере диком».

Учитель: Дети, откройте,пожалуйста,учебник на с. 94 – Упр. 4.

Прочитайте о художнике И.И.Шишкине.

Автор репродукции картины«На севере диком» И.И.Шишкин. И.И.Шишкин-очень известный русский художник.  Он любил русскую природу, хорошо знал её и с любовью изобразил её на своих полотнах. Наиболее известные его работы – «Утро в сосновом лесу»,  «Дождь в дубовом лесу», «Рожь» и другие. Интересно, что именно картину«На севере диком» вы можете увидеть в экспозиции Национального музея «Киевская картинная галерея»,основанного семьёй меценатов Терещенко.

                                     Историческая справка о картине.

Учитель: Картина «На севере диком» написана И.И.Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сосна». Генрих Гейне, немецкий поэт, написал стихотворение «Сосна» в 1822 году, а М.Ю.Лермонтов перевёл его в 1841 году.

http://festival.1september.ru/articles/566646/img1.jpg

 

 

__ Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова ( Упр. 3, с.92)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Учитель: Рассмотрите репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком» и скажите, что их объединяет? ( Тема-одиночество).

Учитель: А какие ассоциации вызывает у вас слово одиночество?

Ассоциации, связанные со словом

одиночество

Грустно                      тоскливо                        страшно                                                        

 

         темнота                              опасно                       нет    друзей

 

Учитель: Какие краски преобладают на картине? ( белый и тёмный )

Учитель: Подберите синонимы к слову белый (белоснежный,чистый.светлый,светло-голубой, блестящий).

Учитель: Подберите синонимы к слову тёмный ( тёмно-синий, чёрный, серо-синий, тёмно-коричневый).

 

Восприятие картины.

Активизация словарного запаса

Выборочный диктант

Учитель: Что мы видим на картине?

НЕБО

  • небо облачное
  • темное
  • огромное
  • неведомое
  • таинственное
  • безбрежное
  • бескрайнее

СОСНА

  • величественная
  • одинокая
  • гордая
  • сильная
  • могучая
  • высокая
  • грустная
  • задумчивая
  • сонная
  • мудрая
  • статная
  • величавая
  • терпеливая

СКАЛА (УТЕС)

  • крутая
  • отвесная
  • заснеженная

СНЕГ

  • первозданный
  • нетронутый
  • искрящийся
  • блестящий
  • мерцающий
  • белый
  • плотный

ТЕНЬ

  • четкая
  • длинная
  • прозрачная
  • легкая

ВЕТВИ

  • пушистые
  • пышные
  • заснеженные
  • уставшие (от тяжести снега)
  • поникшие
  • упругие
  • тяжелые

 

  • Учитель: Откройте,пожалуйста,учебники на с. 94– Упр. 5.

 

  • Дополните предложения, используя записанные словосочетания.
  • Большая , одинокая сосна стоит на неприступной, голой скале. Она до самой макушки усыпана белым снегом. Снегу так много, что никто не может подойти  к ней. Нет рядом и других деревьев, потому что скала крутая. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живёт и мечтает о тёплом лете или о родной душе, такой же одинокой и возвышенной, как и она.
  • Учитель: А какие чувства вызывает у вас одинокая сосна? (грусть,печаль,но с другой стороны чувство восторга, оптимизма)
  • Учитель: Сосна растёт вопреки всему. Ни колючий порывистый ветер, ни жгучий холод, ни тяжесть снега не могут сломить её.

Невольно возникает чувство восхищения за гордое и несгибаемое дерево-символ человеческого достоинства и гордости. Ведь именно эти качества позволяют человеку взобраться на вершину и удержаться на ней.

Учитель: Опишите свои ассоциации, связанные словом-понятием

жизнь

Ассоциации, связанные словом – понятием

жизнь

 

улыбка                    радость                      любовь                  печаль                     борьба                        красота                            

 

Учитель: Дети, скажите, сможет ли теперь экскурсовод рассказать о картине?

                                  Устное словесное рисование

Пожалуйста, экскурсовод расскажите о картине.

Автор картины «На севере диком» -  очень известный русский художник Иван Иванович Шишкин. Он любил русскую природу, хорошо знал её и с любовью изображал на своих полотнах. Наиболее известные его работы – «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Рожь» и другие. Большинство его работ хранится в Третьяковской галерее в Москве. Картина  «На севере диком» хранится в Национальном музее «Киевская картинная галерея».Картина  «На севере диком» написана И.И Шишкиным в 1890 г. по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сосна». Генрих Гейне , немецкий поэт, написал стихотворение «Сосна»в 1822 году, а М.Ю.Лермонтов перевёл его 1841 году.

Большая , одинокая сосна стоит на неприступной, голой скале. Она до самой макушки усыпана белым снегом. Снегу так много, что никто не может подойти  к ней. Нет рядом и других деревьев, потому что скала крутая. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живёт и мечтает о тёпло лете или о родной душе, такой же одинокой и возвышенной, как и она.

                                                             Всем спасибо за работу.

docx
Додано
26 березня 2019
Переглядів
507
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку