Разработка урока по русскому языку
4 класс
Тема. Личные местоимения. Местоимения 1, 2, 3 лица
единственного и множественного числа.
Цель: познакомить уч-ся с изменением по падежам личных местоимений в форме ед. и мн.числа; формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами, развивать связную речь уч-ся; воспитывать наблюдательность, аккуратность при работе в тетради
Ход урока
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
- Давайте вспомним девиз наших уроков:
Не просто слушать, а …слышать
Не просто смотреть, а …видеть
Не просто отвечать, а ….мыслить
Плодотворно и дружно….работать.
- Ребята, назовите из упражнения, которое вы выполняли дома, местоимения, указывающие на первого собеседника. (Я, ты)
-А теперь назовите местоимения, которые указывают на второго собеседника
(Он, его)
-А каким местоимение можно заменить слово цветок? (Он)
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Дать индивидуальные карточки двум уч-ся,
учителю в это время провести
беседу по пред.материалу
Карточка 1. Вписать в текст подходящие по смыслу местоимения и пропущенные орфограммы. В воскресенье ... пришли в лес. Деревья стояли в кр_сивомснежн_м убор_. ... были украшены серебрист_мине_м. ... переливался всеми цветами радуг_. Неож_данно ... увидел небольшо… дятла. |
Карточка 2. Списать, вставив пропущенные местоимения, указать их число. Ветер, ветер! ... могуч. Чем ... , гости, торг ведёте? (А. Пушкин.) Злой тоской удручена, к муравью ползёт … (И. Крылов.) ... дитя оберегал, колыбелечку качал. (А. Майков.) |
2. Беседа
- Какую часть речи мы называем местоимением?
- Чем отличаются местоимения от существительных?
- На какие вопросы отвечают местоимения, если они заменяют имена существительные? (На те же вопросы)
3.Отгадывание загадки
- Ребята, отгадайте загадку
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
- Правильно, это местоимение.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с местоимением, понаблюдаем за склонением личных местоимений в форме ед. и мн. числа, будем учиться правильно употреблять местоимения в речи.
- Откройте тетради, запишем число
- Минутка каллиграфии
1.Выборочный диктант.
- Я вам буду читать предложения, а вы выпишите только местоимения
Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю. Я , мы
Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь.
Ты,вы
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. |
Мы сегодня в лес пойдём за зелёной ёлкой. (Это на первой строке)
Весело текли вы, Детские года. (Это на второй строке)
Что за яблоко! Оно Соку спелого полно… |
|
|
В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.
(Это на третьей строке)
Он, оно, они
2.Знакомство с личными местоимениями
- Ребята, вы сейчас выписали местоимения. В русском языке их существует большое количество. Но сегодня мы поговорим только о личных местоимениях.
- Давайте еще раз прочитаем местоимения, записанные вами в тетради.
Учитель прикрепляет местоимения на доске
Я МЫ
ТЫ ВЫ
ОН, ОНА, ОНИ
- Посмотрите на первый столбик местоимений
- В форме какого числа они употреблены? (в ед. числе)
- А местоимения второго столбика? (в форме мн. числа)
- На что указывает личное местоимение я?(На лицо, когда говорим о себе)
- А какое местоимение употребляется, когда говорят не только о себе, но и о других людях? (Мы)
-Это личные местоимения 1лица
К местоимениямна доске
добавляется 1 лицо
- Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (Ты)
- Нескольким лицам? (Вы)
-Это личные местоимения 2лица
К местоимениямна доске
добавляется 2 лицо
- Какие местоимения мы употребляем вместо имен существительных, рассказывая о ком-либо? (Он, она, они)
-Это личные местоимения 3лица
К местоимениямна доске
добавляется 3 лицо
3.Работа по учебнику
А) чтение правила на стр. 55
- Откройте учебники на стр. 55, прочитайте правило.
- Правильно мы с вами определили лица местоимений?
Б) работа по таблице (выполнение упр. 405 стр.58)
- Местоимения, как и существительные, изменяются по падежам
- Давайте устно просклоняем местоимения 1лица по падежам
И. кто? я мы
Р, у кого? у меня у нас
Д, кому? мне нам
В. на кого? на меня на нас
Т. с кем? со мной с нами
П. о ком? обо мне о нас
- Вы обратили внимание, как пишутся местоимения с предлогами? (отдельно)
- Местоимения 2лица в форме ед. и мн. числа просклоняем с комментированием с места и запишем в тетрадь
Ты вы
у тебя у вас
тебе вам
на тебя на вас
с тобой с вами
о тебе о вас
VI. Закрепление и осмысление изученного материала
(выполнение упр. 406 стр. 58)
- Прочитайте стихотворение
- Найдите в тексте местоимения, определите их число и лицо
Я (1л.,ед.ч.),со мною (1л., ед.ч.), его (3л., ед.ч.). мне (1л., ед.ч., она (3л., ед.ч.).
2.Тренировка в написании местоимений с предлогами (зад.на доске)
Встречался (с кем?) с ________________,
подошел (к кому?) к ________________,
спросил (у кого?) у ________________,
надеюсь (на кого?) на _____________.
VII. Обобщение и систематизация знаний
- Выполните занимательное задание:
- Первый слог – личное местоимение 1лица ед.ч., второй – то же , что и несчастье (Ябеда)
- Первый слог – личное местоимение 2лица ед.ч., второй – звук, который издает лялушка (Тыква)
VІІ. Итог урока
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
мне было трудно…
мне понравилось…
VІІІ. Домашнее задание:
стр. 57, 58 выучить правила, упр. 407
1