18 травня о 18:00Вебінар: Інтерактивний урок математики: алгоритми та приклади створення дидактичних матеріалів

Урок " Односоставные предложения"

Про матеріал
Це урок-узагальнення з теми " Односкладні речення". Містить різноманітні завдання, які дають змогу повторити теоретичний матеріал та на практиці закріпити вивчене. Кожен учень має можливість самостійно перевірити рівень своїх знань з даної теми.
Перегляд файлу

Урок русского языка по теме "Односоставные предложения (обобщение)". 8-й класс

  • Ирхина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  •                   Создание условий для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике;
  •                   обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”;
  •                   развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;
  •                   обеспечение у школьников развития монологической и диалогической речи, создание содержательных и организационных условий для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);
  •                   развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
  •                   воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дифференцированные цветные карточки, схема “Типы односоставных предложений”, компьютеры, тетради, презентация “Односоставные предложения”, лист учёта ответов и оценок учащихся,контрольный тест (тренажёр).

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя:

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

2. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не может, а  один человек  этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы   стать гениями. Но помним, что в  науке решает  99%    пота и  только 1% таланта. Потрудимся! Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”.

Создание проблемной ситуации.

  1. Психологически мы зарядились, а теперь концентрируемся на эпиграфе к уроку. Надеюсь, вам помогут эти советы (ПРОЧИТАТЬ), а в качестве разминки, найдите среди предложений те, которые соответствуют темам наших последних уроков (Только вдумайся, Только всмотрись. Строчка за строчкой, Фраза за фразой) Озвучьте эти предложения или части предложений.

Что мы изучали на последних уроках? (односоставные предложения)

– Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Каждому учащемуся выдаётся лист учёта ответов и оценок

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия учащегося

Лингвистическая разминка

Анализ текста

Знание теории

тест

Практическая работа

Общая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Лингвистическая разминка.

Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка №1

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка №2

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Завесила

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Тропинку

4-ий ученик производит  разбор словосочетания: тропинку завесила

III. Повторение теоретического материала

 Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям.(Приложение 1)

– Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

(Ответ: Это высказывание об определенно-личных предложениях. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений).

Лингвист академик А.М. Пешковский об одно миз видов односоставных предложений писал:  «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо, намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.»

 Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?

(Ответ: А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.) В каком стиле речи встречаются неопределенно-личные предложения? (Они общеупотребительны).

– Большое место определенно-личные и неопределенно-личные предложения с обобщающим значением занимают в поэтических произведениях, где автор использует обобщающую форму для передачи сложной гаммы чувств, на что указывал Александр Матвеевич Пешковский: «Обобщительная форма… является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, перенося это переживание на всех, в том числе и на слушателя».

 

Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях: “Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений”.

(Ответ: Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.)

– Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

(Ответ: С помощью назывных предложений. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.)

– Давайте снова обратимся к стихотворному тексту и назовем типы предложений,   которые встречаются в нём.

IV. Практическая работа

1). Графический диктант.

1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин).

ОЛП.

2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок).

НП

3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков).

ОЛП.

4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица).

ОЛП.

5. В воскресенье и то с делами прибегают. (В. Кетлинская).

НЛП

6. С моря веет свежестью. (М Горький).

БЛП

2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.

Безличное предложение

Главный член  – сказуемое

Весна!

Определенно-личное предложение

Главный член – подлежащее

Неопределенно-личное предложение

Главный член – сказуемое

Светает

Назывное предложение

Главный член – сказуемое

 

3) Самостоятельная работа

I. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина   “Едем бором, черными лесами”.

1) Едем бором, черными лесами.
2) Вот гора, песчаный спуск в долину.
3) Вечереет.
4) На горе над нами
Лес щетинит  новую вершину.
5) И темным – темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6) И враждебен мой ямщик молчащий.
7) И надежда в сердце лишь на бога.

План анализа текста.

1.Определите главные члены предложений.   Укажите, чем они выражены.

2.Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?

3.Запишите номер односоставного предложения и его тип.

4.Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.  

4.Редактирование текста .

Карточка №3.

 

Наступила з...ма. Моро...  ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и не .можем надышаться свежим морозным воздухом.

 

Задания:

 1) прочитайте текст;

 2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите

     грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

5) запишите полученный текст;

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

 

  1.                

V. Тест. (Приложение 2)

Тест. (по вариантам)

1вариант.

 

  1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А.  Не плачь ты попусту.

Б.  Часам к двум пополудни началась гроза.

В.  Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г.  Тротуары заливают асфальтом.

 

  1. Определите тип предложения Ночь как год.

А.  односоставное

Б.  двусоставное.

 

 

  1. Какое из данных утверждений является неверным?

     Определенно – личные предложения – это…

А.  предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно

      указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б.  односоставные предложения

В.  предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

 

  1. Найдите безличное предложение.

А.  Еще не успевшая застыть земля излучала тепло.

Б.   Хорошо в зимнем лесу!

В.  В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г.  Газеты приносят утром.

 

  1. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

А.  двусоставное

Б.  определенно-личное

В.  Безличное

Г.  неопределенно-личное

 

  1. Какая схема соответствует предложению  Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А.  (двусост.), и (двусост.)

Б.  (двусост.), и (определенно-личн.)

В.  (двусост.), и (неопределенно-личн.)

 

  1. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме  (двусост.), и (безл.)

(Знаки препинания не проставлены)

       А.  Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

       Б.   Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

       В.  Небо было темное и только при вспышках молнии можно было

             рассмотреть тяжелые тучи.

       Г.  Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

 

  1. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А.  Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и , набегавшись,

      полежать в траве под березами.

Б.  Уже смеркалось, и в комнате стало тихо.

В.  Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

Г.  Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

.                                                     2 вариант.

 

  1.  Найдите среди данных предложений односоставное.

А.  Веет с поля ночная прохлада.

Б.  Осенний день шуршал ломкой листвой.

В.  Свет луны во все концы.

Г.  В лесу держался запах прелой травы.

  1. Определите тип предложения Лед как сахар.

А.  односоставное

Б.  двусоставное.

  1. Какое из данных утверждений является неверным?

     Определенно – личные предложения – это…

А.  предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно

      указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б.  односоставные предложения

В.  предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

  1. Найдите неопределенно-личное предложение.

А.  Распахни мне объятья свои, густолистный развесистый лес.

Б.   Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В.  Наконец-то позвали меня.

Г.  В классе тепло.

5.  Определите тип предложения   В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А.  неопределенно-личное

Б.  определенно-личное

В.  безличное

6.   Какая схема соответствует предложению   Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.

А.  (двусост.), и (двусост.)

Б.  (определенно-личн.), и (двусост.)

 В.  (безл.), и (двусост.)

  1. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме

 (двусост.), и (безл.)            (Знаки препинания не проставлены)

       А.  Вспыхнул костер и все стали сушиться.

       Б.   Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

       В.  Подул ветерок и сразу стало свежо.

       Г.  Минута – и вдруг туман сгущается.

  1. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А.  Луна зашла за мыс, и огня не стало видно. Б.   Под небом угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым

      и далеко до деревень.

В.  Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья

      дружно блестят на солнце.

Г.  Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели

     хрустальные колокольчики.

VI. Рефлексия.

– Как  вы  думаете, для  чего   нужны  знания,  полученные  на  этом   уроке, и  где  они  будут   применяться?

– Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?

– Если  было  трудно/ не трудно — почему?

– Какие  у  вас  оценки, результаты?

– Если  хорошие – мои  поздравления.

– Если  допущены  ошибки – что  нужно   сделать, чтобы их  исправить?

Что  нужно  доработать?

– Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:

1 группе – написать сочинение-миниатюру;

2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;

3 группе –выписать из художественных произведений 5 односоставных предложений.

VIII. Подведение итогов.

 

 

doc
Додано
5 лютого 2019
Переглядів
1154
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку