М. Ю. Лермонтов " Пісня... про купця Калашнікова"

Про матеріал
Комплексна система завдань за поемою М. Ю. Лермонтова " Пісня... про купця Калашнікова"
Перегляд файлу

М.Ю. Лермонтов. «Песня …про купца Калашникова.»

Комплексная система заданий.

Тема:  М. Ю. Лермонтов. « Песня… про купца Калашникова»- поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.

Цель: актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; расширить представление об эпохе Ивана Грозного; раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем; развивать навыки выразительного чтения, умения комментировать литературные произведения; воспитывать моральные качества.

Ученик должен:

  • знать основные сведения о жизни и творчестве поэта, содержание поэмы, определение поэмы как жанра
  • уметь выразительно читать, объяснять мотивы поступков и поведения героев, характеризовать их, давать собственную оценку героям.
  • ценить моральные качества: человеческое достоинство и готовность стоять за правду до конца

Целевая установка

Задание

Углубляем знания по теме

Чтение статьи о писателе и составление плана или конспекта

Учимся сравнивать, сопоставлять

Эпоха юности Пушкина и Лермонтова

Учимся обобщать

Исторические сведения об укладе русской жизни 16 века

Учимся анализировать

Связь поэмы Лермонтова с произведениями УНТ

Находим связи с другими видами искусства

Сравниваем портрет Ивана Грозного работы В. Васнецова с образом царя в поэме

Развиваем умение отстаивать собственную точку зрения

Подготовка к диспуту

Учимся работать с дополнительной литературой

Знакомство с историческими сведениями эпохи Ивана Грозного, содержанием «Домостроя»

Развиваем умение сопоставлять, анализировать, делать выводы

Сравниваем образы Калашникова и Кирибеевича

Развиваем творческое воображение

Представить свою версию окончания поэмы

 

  1. Углубляем знания учащихся
  • Вспомните, что вам известно о детстве и юности поэта.
  • Какие стихотворения поэта вы помните? Чем они волнуют?
  • Прочитайте статью учебника о М. Лермонтове и охарактеризуйте атмосферу, в которой формировалась личность поэта. Составьте в тетради план статьи.
  1. Учимся сравнивать, сопоставлять
  • Сравните, чем эпоха юности М. Лермонтова отличалась от эпохи юности А. Пушкина и сделайте вывод, какое воздействие она оказала на мировосприятие поэта.
  1. Учимся обобщать
  • Ответьте на вопрос:

Какие сведения об укладе русской жизни 16 века вы почерпнули из « Песни…про купца Калашникова.» и заполните таблицу:

Сторона жизни

Примеры

Быт

 

Нравы

 

Семейные отношения

 

Развлечения

 

  1. Учимся анализировать
  • Проанализируйте, что роднит «Песню…» с УНТ, приведите примеры:
  1. Изложение ведется от лица гусляра-скомороха;
  2. Поэма начинается с запевки и кончается славлением;
  3.  
  4.  
  5. и т. д.
  1. Находим связи с другими видами искусства
  • Сравните портрет Ивана Грозного, написанный В. Васнецовым, с образом царя из « Песни…» и выполните задания:
  1. сравните свое представление с видением художника;
  2. ответьте на вопрос:

- что у них общего?

    В. Васнецов  «Иван Грозный»

         -какой эпизод поэмы изображен на данной иллюстрации?

  1. Развиваем умение отстаивать собственную точку зрения
  • Подготовьтесь к диспуту:

    -кому из соперников симпатизирует автор?

Аргументируйте свою точку зрения цитатами из текста поэмы

  1. Учимся работать с дополнительной литературой
  • Ознакомьтесь с историческими сведениями об эпохе Ивана Грозного
  • Расскажите, как они помогли вам полнее и глубже воспринять поэму
  • Ответьте на вопросы:

-что такое опричнина?

-какую роль играли опричники при Иване Грозном?

-что такое « Домострой»?

-кем и для чего он был написан?

-какие главы « Домостроя» нашли отражение в поэме ?

  1.   Развиваем умение сопоставлять, анализировать, делать выводы
  •  Сравните образы Кирибеевича и Степана Калашникова и заполните таблицу

Характеристика

Степан Калашников

Кирибеевич

Положение в обществе

 

 

Поведение перед царем

 

 

Отношение друг к другу

 

 

Цель поединка

 

 

Общее и различие

 

 

 

  • Сопоставьте поведение Кирибеевича с его словами о чувствах к Алене Дмитриевне и объясните, почему возникают сомнения в искренности его слов. Как иллюстрация отражает суть вопроса?

 

  1. Развиваем творческое воображение
  • Представьте, как изменился бы ход событий, если бы …
  1. …Кирибеевич рассказал всю правду царю?
  2. …купец объяснил Ивану Грозному, почему он посмел поднять руку на опричника?

Подведем итоги.

Какие выводы вы сделали для себя, познакомившись с поэмой?

           В «Песне … про купца Калашникова.» затронуты многие нравственные вопросы, своеобразный кодекс чести, и кто его нарушает, тот опозорен, наказан, забыт.

 

Уважаемые учащиеся!

Оцените свои достижения и поставьте баллы за каждое задание. Желаем успехов в выполнении творческих заданий.

 

 

 

docx
Додано
17 січня 2020
Переглядів
408
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку