Мастер - класс "Путешествие по экологической тропе"

Про матеріал
Мастер – класс Природоведение 2 класс Нестандартный урок « Путешествие по экологической тропе»
Перегляд файлу

Мастер – класс

Природоведение 2 класс

 Нестандартный урок  « Путешествие по экологической тропе»

Цели:

Обобщить и проверить природоведческие знания учащихся.

Развивать речь учащихся, познавательную активность.

Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относится к ней.

Оборудование:

ИКТ. Маршрут путешествия.

Плакаты с высказываниями о природе.

Шапочки  тучи и капелек.

Карточки с информацией о питании белочки и медведя.

Иллюстрации и книги о природе (выставка).

Иллюстрации  для «Экологического светофора»

                                        Ход занятия

Организационный момент:

Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в нашем классе стало уютнее и светлее (СЛАЙД 1)

Постановка цели урока:

- Сегодня у нас необычный урок, который называется “Путешествие по экологической тропе” (СЛАЙД 2).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Ответы учащихся)

Итак, наша цель:

Расширить и углубить знания о природе, о значении природы в жизни человека;

Оказавшись в роли лесных Робинзонов, проверить себя на стойкость и подготовленность.

И самое главное «сдать экзамен» на степень знания природы.

- У нас две команды «Белочка» и «Медвежонок».

- Нам предстоит путешествие по станциям. Посмотрите на карту нашего путешествия (СЛАЙД 3). Оно начинается от школы и заканчивается школой. (Перечисление станций).

- Обратите внимание на оформление доски (иллюстрации). Какая представлена здесь природа? (Ответы детей).

- Для начала, ребята, давайте выясним, что такое природа.

(Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы – всё это природа).

- На какие две группы можно разделить природу?

(Живая и неживая природа).

- Молодцы! Итак, мы выяснили, что такое природа и можем отправляться в путь.

Конкурсы:

1 станция “Поляна загадок ”

- Первая наша остановка на Поляне загадок. (Загадываются загадки)

Загадки

Учитель.   Загадки для вас, ребятишки,  девчонки и мальчишки

                 Я начну, а вы кончайте, хором, дружно отвечайте.

1) В чаще, голову задрав, воет с голоду…(волк).

2) Кто в малине знает толк? Косолапый бурый …(медведь).

3) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая…(белка).

4) Быстрее всех от страха несётся …(заяц).

Молодцы, работали неплохо по этой странице, устали, наверное. Но ничего,  пришло время отдохнуть.

Учитель. Человек должен быть другом природы, беречь её. Каждая сломанная веточка, каждая погубленная птица – рана, нанесённая природе. А ведь ей очень долго приходится эти раны залечивать.

Природа – наш дом.

Бережно обращайся с природой,

и тогда она отблагодарит тебя

прозрачной водой, красотой цветов,

чистым воздухом, песнями птиц.

2 станция «Таинственный  сундучок» (гиперссылка):  (СЛАЙД 5). Что таит в себе сундочок?

Три разноцветных круга.
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.

По щелчку из сундучка появляется изображение «Светофора».

Это не простой светофор, а «Экологический». Проводится игра. (Показываю картинки, дети определяют правильно или нет.)

“Экологический светофор”

Оборудование.

 Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.

 Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

 Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.

 Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

 Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Учитель  зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 станция « В гости к зайчику» Проводится физкультминутка с зайчиком. Слайды 10 – 15.

4 станция «Книга жалоб  природы».

- Отдохнули? Нам пора в путь. Что я вижу! Какая - то книга.

Это «Книга жалоб  природы». Что нам сообщает природа? О чем просит?

Дети высказывают свои предположения. Идет обсуждение. Слайд 16.

Какой вывод вы сделали? Слайд 17.

5 станция «Кладовая леса». Ребята нам надо собрать корзинку для белочки и для медведя. Поможем им с заготовками на зиму. Поработаем в группах.

Чтобы сделать запасы мы должны изучить, чем питаются эти звери. Перед вами информация. Познакомьтесь с информацией и выберите из списка необходимую еду.

Задание для команды  «медвежонок»

медведьЧем питаются бурые медведи

Своеобразно питается медведь. Месяцами живет он на одной траве, точно лошадь или корова. Правда, иногда разроет муравейник или соберет куколок да личинок насекомых под камнями и валежинами.

А когда созревают ягоды, желуди и орехи, он с таким аппетитом их поедает, да так быстро жиреет, что иногда задумываешься: почему это типично растительноядное животное вдруг числится в отряде хищных млекопитающих, как волк, рысь, тигр?

Но, как бы ни увлекался медведь «постной» пищей, в нем все время дремлет хищник. Он не преминет подмять кабана или другого зверя, если представится случай. В лесу топтыгин без труда учует труп животного и с превеликим удовольствием съест, если оно даже и разложилось до зловония.

Он неудержим в стремлении полакомиться душистым медом: идет на пасеку, рискуя жизнью, или упорно добирается до лесного улья, наперед зная, что пчелы облепят его и искусают и что после этого он долго-долго будет себя скверно чувствовать. Ох, уж эти любители вкусно поесть!

 

 

 

 

 

 

Питается бурый медведь абсолютно всем, что пригодно в пищу. Примерно 3/4 его рациона приходиться на растительную пищу: ягоды, орехи, травы. В условиях нехватки корма зверь поедает насекомых и их личинки, пресмыкающихся, грызунов, не брезгует падалью. Крупные особи могут охотиться на копытных — как из засады, так и скрадывая их. На первый взгляд неповоротливые и неуклюжие, бурые медведи демонстрирует поразительную ловкость, и во время преследования добычи могут развивать скорость до 55 км

http://animalworld.com.ua/images/2013/January/Foto/Medv/Medv_1.jpghttp://animalworld.com.ua/images/2013/January/Foto/Medv/Medv_1.jpgЗадание для команды «белочек»

http://namonitore.ru/uploads/catalog/animals/belochka_1024.jpgРаспространено мнение, что белка питается орехами.

Далеко не только орехами и, тем более, не только лесными орехами. Все, что есть в лесу съедобного, входит в ее меню — всякие семечки, зерна, семена растений. Затем почки, ветки, ягоды, молодые побеги, грибы, ну и конечно, содержимое шишек хвойных деревьев. Приятно смотреть, как белка лущит шишку, добираясь до зернышек. Но это только вегетарианская кухня белки. Не все знают, что они охотно поедает также насекомых, но всему предпочитает птичьи яйца и птенцов.

 

 

 

 

 http://www.bankoboev.ru/images/NDIzNjU3/Bankoboev.Ru_ryzhenkaya_belochka_s_oreshkom.jpg   Белки - особи растительноядные. Это заблуждение. На самом деле, белки всеядны. В их рацион питания входят не только орехи, плоды, семена, грибы, зеленая растительность, но и насекомые, лягушки, яйца и даже маленькие птицы - нередко именно эта пища может служить альтернативой орехам для белок в тропических странах.

Белки - вредители. Иной раз это, действительно, так. С помощью острых зубов белки могут грызть не только то, что можно, но и то, что нельзя. Например, те домовладельцы, которые проживают на территориях, "богатых" такими обитателями как белки, особо внимательно относятся к чердакам и подвалам своих домов, всеми способами закрывая их. Это связано с тем, что белки способны использовать последние в качестве гнезд.

Карточка для команды «медвежонок»

ТРАВА

РЫБА

ГРЫЗУНЫ

ЯГОДЫ

ОРЕХИ

МЕД

КОРЕШКИ  РАСТЕНИЙ

ОВЕС

ПТИЧЬИ ЯЙЦА

ДОМАШНИЙ СКОТ

ОЛЕНИ

КОНФЕТЫ

СУП

КОТЛЕТЫ

Карточка для команды «белочек»

ОРЕХИ

ГРИБЫ

ПОЧКИ ДЕРЕВЬЕВ

ШИШКИ

КОРА  ДЕРЕВЬЕВ

СЕМЕНА ДЕРЕВЬЕВ

ЛЯГУШКИ

ПТЕНЦЫ

ЯЙЦА  МУРАВЬЕВ

КУРАГА

ЖЕЛУДИ

ТОРТ

ПЕЧЕНЬЕ

БОРЩ

БЛИНЫ

АПЕЛЬСИНЫ

 

Необходимо разложить в корзинки и прокомментировать, почему команда так решила.

 

 

 


Учитель делает наводящие вопросы, если ребята забыли, медведь впадает в спячку.

Определяем, кто быстрее справился. Подводим итоги.

 

6 станция « Делу время – потехе час». Проводится игра.

                 Подвижная игра    «Ходят капельки по кругу»

 

 

C:\Users\Раиса\Desktop\img1пп.gifУчитель  предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) учитель произносит волшебные слова и игра начинается.

Учитель  говорит, что она – мама Тучка, C:\Users\Раиса\Desktop\туча.jpg а ребята – её детки капельки,

им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

7 станция. Наше путешествие подходит к концу. Мы на «Поляне знаний»

 

Рефлексия.Слайд 20

Чему научились?

Что удивило?

Я запомнил…

Могу поделиться…

Конец пути. Слайд21 МОЛОДЦЫ

C:\Windows\Temp\Rar$DI12.592\уголок настроения ромашки и капельки копия1.pngРебята, у нас осталось еще одно задание. Давайте создадим поляну настроения. У вас есть ромашки и капельки. Выразите с их помощью свое настроение.

 

C:\Windows\Temp\Rar$DI88.296\элементы.png

 

 

 

 

Вот мы уже в своей родной школе. Наше увлекательное путешествие  я хочу закончить словами:

    Всё хорошее в людях – из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивляться, узнать, полюбить!

    Я хочу, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души!

 

Ребята, вы очень хорошо работали на уроке. Я дарю вам на память волшебные листочки.

 

C:\Users\Раиса\Desktop\659471942577511040.jpgC:\Users\Раиса\Desktop\659471942577511040.jpgC:\Users\Раиса\Desktop\659471942577511040.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
18 березня 2019
Переглядів
1260
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку