Матеріал"От звука к букве"

Про матеріал
Материал предназначен для самостоятельной работы ребёнка 6 - 8 лет, который хорошо ориентируется в звуко- буквенной системе языка и уже научился читать « От звука к букве» . Основная задача этого материала -- научить ребёнка учиться самому, используя уже имеющиеся у него знания, умения и навыки.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От звука к букве.

 

Материал предназначен для  самостоятельной  работы

ребёнка  6 - 8 лет,  который  хорошо  ориентируется

в  звуко- буквенной  системе  языка  и уже научился

читать    « От  звука  к  букве»

 

 

из  опыта  работы логопеда

 ООШ № 80

 Будник К.В.

 

 

 

 

 

                                             Уважаемые  родители !

 

       Материал предназначен для  самостоятельной  работы  ребёнка  6 - 8 лет,  который  хорошо  ориентируется  в  звуко- буквенной  системе  родного  языка  и уже научился  читать    « От  звука  к  букве»   ( из  опыта  работы ).

 

    

 Ориентировка  в  звуко – буквенной  системе  языка  позволяет  ввести  в  активную  деятельность  ребёнка  простейшее  ознакомление  с  занимательной  грамматикой,  что  является  важным  условием  его  полноценного  речевого  развития.

 

       Основная  задача  этого материала  -- научить  ребёнка  учиться  самому,  используя  уже  имеющиеся  у  него  знания,  умения  и  навыки.

 

       « Мышление  начинается  с  удивления », — писал  В. А. Сухомлинский.  Так  пусть  ваш  ребёнок  удивится  тому,  что  потерялся  один  звук  ( буква ) — и  слово  изменилось  ( лампа — лапа,  крошки— кошки );  прибавили  к  слову  только  одну  букву -- и  получилось  новое  слово  ( шар –шарф ).

 

       Такие  задания  направлены  не  только  на  развитие  слухового  и  зрительного  внимания,  речевого  слуха,  но  и  на  развитие  познавательной  деятельности.

 

       Ребёнок  учится  различать  и  сопоставлять  отдельные  факты,  видеть  связи  отношения  между  звуками  и  буквами,  словами  в  предложении.

 

       Оказывается,  из  одного  длинного  слова  можно  составить  много  других,  но  они  будут  из  меньшего  количества  букв.

 

       Ребёнок  узнает,  что    есть  слова,  которые  можно  читать  не  только  слева  направо,  но  и  справа  налево,  и  их  значение  не  меняется  ( шалаш,  заказ ).  Узнает,  что  в  двух  словах  могут  быть  одинаковые  буквы  ( звуки ),  но  звучат  эти  слова  по-разному  ( на  столе  стоит  ваза;  книга  стоит  сто  рублей ).

 

       Ребёнок  прочитает  стихи,  в  которых  буквы  поменялись  местами,  и  узнает,  что  из  этого  получается  ( Закричал  охотник:« Ой! Двери  гонятся  за  мной » ).  А  потом  прочитает  весёлую  небылицу,  в  которой  слова  меняются  местами  и  происходят  разные  невероятные  истории.

 

       Художники  нарисовали  к  стихотворениям  весёлые  рисунки,  а  ребёнок  найдёт  в  них  то,  что не  могло  случиться  на  самом  деле.

 

       Самостоятельное  выполнение  ребёнком  заданий    станет  базой  его  умственного  развития.

 

 

В  мире  звуков

 

Допиши,  как  поют  свои  песенки  комарик,  жук,  воробей,  ворона,  кукушка,  а  затем  прочитай.

 

 

 

 

 

Допиши,  как  поют  свои  песенки  домашние  птицы,  а  затем  прочитай.

 

 

 

 

Определи  первый  звук  в  названии  каждой  картинки,  напиши  под  ней  соответствующую  букву  и  прочитай  слова.

 

 

Звуки,  буквы,  слоги,  слова

 

 


 

 

 

Напиши,  что  это.

 

 


 

 

Напиши  названия  этих  предметов  одним  словом.

 

 


 

Напиши,  что  это.

 


 

Напиши  названия  этих  предметов  одним  словом.

 

 

 

 

Напиши,  что  это.

 

 

Напиши  названия  этих  предметов  одним  словом.

 

Напиши,  что  это.

 

 

 

Напиши  названия  этих  предметов  одним  словом.

 

 

 

Соедини  шарики  с  мишкой  так,  чтобы  у  него  получилось  слово,  обозначающее  время  года,  а  у  зайки -- часть  суток.

 

Соедини  облака  так,  чтобы  жираф  смог  прочитать  слова,  обозначающие  фрукты.  Прочитай  их,

 

 

 

Слоги  и  слова

 

Соедини  два  кубика  со  слогами  так,  чтобы  получилось  имя  мальчика.  Напиши  его.  Соедини  три  шарика  со  слогами  так,  чтобы  получилось  имя  девочки.  Напиши  его.

 

 


 




 

 

 

 

 

 

Логарифмы

 

Логарифмы – загаданное  слово  отгадывается  путём прибавления  или  отбрасывания  буквы  ( звука ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В  каждом  слове  зачеркни  одну  букву,  чтобы  получилось  новое  слово.  Соедини  его  с  предметом,  к  которому  оно  подходит.

 

 

 

 

 

 

Метаграммы – загаданное  слово  узнаётся  с  помощью  замены  одной  буквы  другой.

 

 

 

Напиши  в  квадрате  букву  так,  чтобы  получилось  новое  слово.  Соедини  его  с  предметом,  к  которому  оно  подходит.

 

 

 

 

 

 

 

Напиши  в  слове  справа  первую  букву  так,  чтобы  получилось  новое  слово.  Соедини  его  с  предметом,  к  которому  оно  подходит.

 

 

 

 

 

 

 

Напиши  в  слове  справа  первую  букву  так,  чтобы  получилось  новое  слово.  Соедини  его  с  предметом,  к  которому  оно  подходит.

 

 

 

 

 

 

Метаграммы   в   стихах

 

Прочитай  стихи.  Напиши  слова - отгадки.

 

Я  пышно  красуюсь  на  клумбе  в  саду,

Захочешь — поставь  меня  в  вазу.

Но  с  буквою  « К »  в  огород  я  пойду

И,  если  капусту  на  грядке  найду,

Капусте  достанется  сразу.                                                       В. Волина

 

 

Меня  найдёшь  на  дереве,

На  клумбе  и  на  грядке,

В  журнале  и  в  альбоме,

И  в  книге,  и  в  тетрадке.

Но  птицей  стать  я  захотел,

И  мне  не  надо  буквы  « Л ».

Мне  « А »  в  начале  напиши

И  как  зовут  меня,  реши.

                                                        В. Волина

 

 

 

Логарифмы   в   стихах

 

 

Прочитай  стихи  А. Максакова.  Допиши  в  последнем  слове  букву  так, чтобы  получилось  новое  слово,  подходящее  по  смыслу.  ( Если  трудно,  посмотри  на  картинки  внизу,  они  тебе  помогут. )

 

 

 

 

Подарили  нам   игрушки 

Целый  день  стреляли …

 

 

 

 

 

 

 

Нам  темно,  мы  просим  папу

Нам  включить  поярче …

 

 

 

 

 

 

 

Написал  письмо  я  зайке

Но  забыл  приклеить …

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

Анаграммы

 

Анаграммы - разгадываются  путём  перестановки  букв  в  словах.

 

 

Справа  напиши  новое  слово  из  тех  же  букв,  из  каких  написано  слово  слева,  но  в  другом  порядке  ( если  трудно,  посмотри  на  картинки,  и  они  тебе  помогут ).  Соедини  это  слово  с  предметом,  к  которому  оно  подходит.

 

 

 

Анаграммы

 

Справа  напиши  новое  слово  из  тех  же  букв,  из  каких  написано  слово  слева,  но  в  другом  порядке  ( если  трудно,  посмотри  на  картинки,  и  они  тебе  помогут ).  Соедини  это  слово  с  предметом , к  которому  оно  подходит.

 

 

 

 

 

Грамматическая   арифметика

 

 

Напиши  справа  слово,  используя  знаки.


Соедини  слово  с  предметом,  к  которому  оно  подходит.

 

 

 

 

Грамматическая   арифметика

 

Напиши  справа  слово,  используя  знаки.

Соедини  слово  с  предметом,  к  которому  оно  подходит.

 

 

 

Ребусы

 

 

Напиши  буквы  в  начале  или  в  конце  в  название  предмета,  и  у  тебя получатся  новые  слова.  Прочитай  их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребусы

 

Напиши  букву,  которая  написана  в  квадрате,  а  затем  название  предмета,  но  без  первой  буквы  и  у  тебя  получатся  новые  слова.  Прочитай  их.

 

 

 

 

Слова,   слова

 

Напиши  как  можно  больше  слов  из  написанных  ( использовать  можно  только  буквы,  которые  есть  в  них ).

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Смотри  ответ  на  странице  32.

 

Слова,   слова

 

В  каждом  задании  прочитай  слова  и  найди  шестое  слово,  которое  спряталось  ( если  затрудняешься,  посмотри  на  картинки  справа,  и  они  тебе  помогут ).

 

 





 


 




 

 

 

 





 


 

 

Перевёртыши

 

В  русском  языке  есть  слова,  которые  можно  читать  слева  направо  и  справа  налево,  и  они  не  изменяются.  Прочитай  слова  справа  налево.

 

 

 

 

 

Прочитай  каждое  предложение  справа  налево.  Напиши  его  и  прочитай  ещё  раз.

 

 

 

 

 

 

Ударение

 

В  каждом  задании  подчеркни  слова,  которые  написаны  одинаково.  Затем  прочитай  предложения.  Скажи,  чем  отличаются  слова,  которые ты  подчеркнул.

 

На  горе  стоял  замок.

На  двери  висел  замок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Книга  стоит  сто  рублей

На  столе  стоит  ваза.

 

 

 

 

На  путях  я  вижу  сорок

Резво  скачущих  сорок.

Этот  вид  мне  очень  дорог

Средь  неведомых  дорог.

                    И. Соколов – Микитов

 

 

 

 

Буквы   заблудились

 

Прочитай  стихи  А. Максакова.  Напиши  рядом  со  словом,  которое  не  подходит  по смыслу, нужное слово и прочитай  стихотворение  ещё  раз.

Закричал  охотник:  « Ой!

Двери  гонятся  за  мной! »

 

 

 

 

Тает  снег,  течёт  ручей,

На  ветвях  полно  врачей______________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама  с  бочками  пошла

По  дороге  вдоль  села.

 

 

 

 

Путаница

 

 

Прочитай  стихотворение  и  скажи,  чего  не  могло  произойти  на  самом  деле.

 

 

Тёплая  весна  сейчас.

Виноград  созрел  у  нас.

 

 

Конь  рогатый  на  лугу

Летом  прыгает  в  снегу.

 

 

Поздней  осенью  медведь

Любит  в  речке  посидеть.

 

 

А  зимой  среди  ветвей

«Га-га-га»  пел соловей.

 

 

Быстро  дайте мне  ответ

-- Это  правда  или  нет?


   Л. Станичев

 


Читай,   думай,   отвечай

 

1.     В  каком  слове  сорок  « А »?

 

2.     Как  записать  « СУХАЯ   ТРАВА »  четырьмя  буквами?

 

3.     Что  можно  видеть  с  закрытыми  глазами?

 

4.     Какую  ноту  кладут  в  суп?

 

5.     Как  можно  тремя  буквами  написать  « РЫБНЫЙ   СУП »?

 

6.     Какие  два  слова  спрятались  в  слове  « ДУДОЧКА »?

 

7.     Какое  число  спряталось  в  слове  « СТОЙ »?

 

8.     Как  слово  « КАПЛЯ »  превратилось  в  слово  « ЦАПЛЯ »?

 

9.     Скажи  слово  « ЗАКАЗ »  наоборот,

 

10.   Как  слово  « ЛЫЖИ »  превратилось  в  слово  « ЛУЖИ »?

 

11.   Какие  слова  состоят  из  ста согласных?

 

12.   С  « С »  на  дереве  расту,  с  « Ж »  по  дереву  ползу.  ( В.Волина )

 

13.   Как  записать  слово  « СЕМЬЯ »  одной  цифрой  и  одной  буквой?

 

14.   С  « Ы »  мы  мчим  вас  что  есть  мочи,

        с  « У »  мы  ноги  вам  промочим.  ( В. Волина )

 

15.   Закончи  предложение  словом,  в  котором  будет  четыре  звука

       ( буквы )  « У ».

 

                      Я ЛЮБЛЮ   _________________

 


Ответы

 

Стр. 23.

          ЖАВОРОНОК

          ( ворона,  кожа,  кран,  рак,  корона,  кора,  нож )

 

          ИГРУШКА

          ( игра,  рука,  груша,  круг,  шар,  шарик,  уши,  рак )

 

          КАРТОФЕЛЬ

         ( кофта,  ель,  кафель,  кот,  рот,  крот,  лето,  торф )

 

Стр 24.

          САМОЛЁТ

         ( масло,  сало,  сом,  смола,  стол,  мост )

 

          ТРАНСПОРТ

         ( торс,  рот,  нос,  спорт,  рис,  порт,  трос,  спор )

 

          ГАСТРОНОМ

         ( астроном,  гном,  сон,  трос,  матрос,  страна,  мост )

 

Стр. 31.

Сорока

Сено

Сон

Соль

Уха

Удочка, дочка

Сто

Звук «К» заменить на звук «Ц»

Заказ

Звук«Ы» заменить на звук «У»
Стоп, стол

Сук, жук

7+Я

Лыжи, лужи

Кукурузу

 

docx
Пов’язані теми
Логопедія, Позакласні заходи
Інкл
Додано
20 березня 2020
Переглядів
987
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку