«Место Т.Г Шевченко в украинском национальном возрождении»

Про матеріал
Разработка урока по истории Украины в 9 классе с русским языком обучения .
Перегляд файлу

    Открытый урок по теме : «Место Т.Г Шевченко в украинском     национальном возрождении»

    Цель: определить значение деятельности Т.Г Шевченко в национальном освободительном движении в Украине и в украинском национальном возрождении; раскрыть значение его творчества для самоидентификации украинской нации.

     Развивать у учащихся умения анализировать полученную информацию, выделять главные идеи, используя различные источники знаний  учиться самостоятельно добывать информацию и обосновывать собственную точку зрения в отношении исторических событий, закреплять навыки коллективной работы.

    Воспитывать  патриотизм, чувство гордости за принадлежность к украинской нации, веру в перспективы  Украины,  формировать  потребности к изучению истории своего государства.

Ожидаемые результаты:

После урока учащиеся смогут:

- определять  значение деятельности Шевченко в национально-освободительном движении и украинском возрождении;

- в логической последовательности освещать исторические события данного периода;

- используя исторические источники давать собственную  характеристику  деятельности Шевченко;

-  закрепят   навыки  работы в группах.

Оборудование: портрет Т.Г. Шевченко, презентация, видеофильмы.

музыкальные произведения: «Реве та стогне Дніпр широкий», «Думи мої, думи мої», «Заповіт» и др.;

 Тип урока:  комбинированный. 

Форма проведения: урок-исследование.

Межпредметные  связи: украинская литература, художественное искусство,

 Всемирная история – эпоха Гуманизма,    

 право – либеральные ценности, федерация и т.д.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский метод с элементами эвристической беседы.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая с использованием презентации.

                                                      Ход урока.

I. Организация класса.

Играет песня «Реве та стогне Дніпр широкий»,

Учитель: Здравствуйте ребята и наши гости. Вы слышите эту музыку? С чем она для вас ассоциируется ? .(Украина ,Днепр широкий и раздольный,, родная земля, песня на стихи Шевченко..) ..Конечно. сегодня мы с вами будем говорить о Тарасе  Григорьевиче  Шевченко..  В историческом развитии Украины, в ее литературе, искусстве , культуре и истории он стоит на  особом месте. И сегодня цель нашего урока- определить какое место занимает Т.Г. Шевченко в украинском  национальном  возрождении. А начать бы мне хотелось с  эпиграфа к нашему уроку:

                                           Воскресну нині! Ради їх, людей закованих моїх…

Этот эпиграф демонстрирует нам гражданскую позицию человека, как одно из проявлений его духовности, помогает осознать миссию поэта в жизни общества.

  II. Актуализация опорных знаний.

1.Ребята, сегодня  в нашем обществе мы много говорим о национальном возрождении.,национальной идее. Давайте обратимся к самому понятию- что это означает?

2. В чем были особенности национально-освободительного движения на Украине в нач.19века? (конечная цель деятелей  национального возрождения- возрождение украинского государства)

 

 

 III.Изучение нового материала.

                                               Алгоритм достижения цели .

1. Тарас Шевченко-художник ( сообщение группы учащихся, просмотр презентации)

2.Влияние поэтических произведений Шевченко на формирование национального самосознания и политической активности народных масс (сообщение  группы уч-ся, работа с Кобзарем)

3.Шевченко- деятель национально-освободительного движения, идеолог и символ украинского возрождения ( работа с документом, поэтапная работа над таблицей).

4.Выводы,обобщения. Просмотр видеофильма.

 

Учитель И сегодня мы будем говорить об одном из самых активных деятелей Кирило-мефодиевского общества. Мы рассмотрим  жизнь и творчество Тараса Шевченко с разных сторон- как художника, поэта, революционера, пророка. И начнем с художника..Шевченко был один из крупнейших мастеров украинского изобразительного исскуства.Он работал в отраслях  станковой живописи, монументально-декоративной росписи скульптуры, в совершенстве владел техникой акварели, офорта, рисунка карандашем и пером.У нас сегодня в классе  есть группа  исследователей  художественного  творчества Шевченко, сейчас хотят представить нам результаты своего  труда.

Работа в группах.

1 группа.

Экскурсовод 1.Прежде чем мы начали работать над этой темой, наша группа провела небольшой соц.опрос среди знакомых. Вопрос один: «Кто для вас Шевченко?» И вот что нас удивило:  говоря о Шевченко, никто не назвал его как художника ( поэт, революционер, пророк и т.д.)А ведь он был прежде всего талантливый художник Судьба одарила его многими талантами, но  рисовать он начал еще  в раннем детстве. Именно талант и большое желание рисовать  привели крепостного мальчика в академию художеств в Петербурге, где в дальнейшем его друзья Жуковский и Брюллов смогли выкупить его из крепостной зависимости. И как лучшего ученика его трижды награждают серебряной,а затем и золотой медалью за рисунки с натуры и живописные произведения.  И сегодня, наш проект мы хотели бы представить в виде виртуальной экскурсии в один из лучших музеев Киева-музей Шевченко.

Экскурсовод 2.В 1843 году Тарас  приезжает в Украину. Во время путешествия любовь к родному краю натолкнула на создание целой серии картин под названием «Живописная Украина»Она состоит из трех частей1- (начинается презентация …) Первая часть- посвящена природе, либо историческимим событиями.на Украине.. Посмотрите  -здесь с такой любовью нарисованы старинные церкви, руины крепостей, дома обычных людей и  разные живописные уголки страны.2 часть-Народные традиции и  обряды. Третья часть- самые важные события из жизни Украины.

 

В  марте,1845 года Тарас заканчивает Академию художеств, едет в Украину, находит работу в Киевской археографичной комиссии. По работе он много путешествует по стране и  одновременно рисует большое количество портретов. Один из самых известных «-Катерина» Здесь красота девушки -противопоставлена ее тяжелой судьбе --- разлуке с любимым)

 А вот еще одна из известных картин» Крестьянская семья»(у бедной крестьянской хаты-молодая семья и ребенок,у ног собака в воздухе тишь и благодать после тяжелого рабочего дня)

«Цыганка-гадалка» За эту картину Шевченко в 1842 году получил серебрянную медаль второго достоинства .Почему он так много рисовал женщин? Мы думаем, что для него это был некий символ, говорящий о судьбе целой нации. .К сожалению (из нехватки времени) мы не можем рассказать о каждой картине предоставленной здесь.

«Автопортрет»1840-1843.Здесь он в расцвете сил. Посмотрите в эти глаза-там такая глубина..столько боли..и размышлений…Опять возникает вопрос-почему в творчестве художника так много автопортретов? Наверное потому,что лишенный возможности рисовать с натуры ( находясь в ссылке) Тарас рисовал, глядя на себя,и таким образом работал, что бы не потерять мастерство художника..а еще потому что «десять лет ссылки с запретом писать и рисовать»-это самые трагичные годы в жизни художника

В заключении ,хочется сказать ,что не только рисуя картины, но и старательно изучая народные традиции и обряды, много читая книг по истории украинского и других народов, работая в комиссии, Шевченко проникся гордостью своей принадлежностью к украинскому народу, к Родине. И эту любовь он выразил  и оставил нам------через свое творчество художника.

 

 

Учитель, Мне нечего сказать-вывод сделан. И мы переходим ко второму пункту нашего плана. Да, свое творчество Шевченко начинал как художник, и свою кисть художника он превратил в оружие. Скоро им овладела потребность выразить свои переживания в поэзии. В 1840 вышел в печать первый сборник его поэзии под названием Кобзарь .Это событие уникального значения в истории украинской литературы. В нем украинский язык достиг совершенства и показал своим соотечественникам что их язык-может блестяще передавать чувства и мысли. Его поэззия фактически стала провозглашением литературной и интелектуальной независимости украинцев. Ведь никогда ранее с такой силой и убеждением не звучал призыв к собственному народу сбросить ярмо и обрести свободу.

Учитель:  И у нас есть группа  исследователей творчества Шевченко-которые тоже хотят представить итог своей проектно-исследовательской работы.

Группа 2 Я так ії я так люблю

Мою Україну убогу

За неї душу погублю!

Нам кажется что эти слова передают всю суть поэта, его стремления и желание помочь своему народу

Большое значение для украинского национального возрождения имеют те поэмы Шевченко ,где звучит гнев и обида, осуждение и сокрушительная критика, когда поэт обличает обидчиков народа- царей, господ, тиранов. показывает бедственное. тяжелое и скудное положение крепостного села. Это было рабство целого народа, его беспросветная нищета , полный упадок, ужасное состояние его духовного порабощения: 

«Обідрана, сиротою понад Дніпром,

Тяжко-важко сиротині.

А ніхто не бачить-

Тільки ворог   ,що сміється…(поэма Кавказ)

С большой скорбью поэт пишет: «Україно,Україно!

Сердцє моє,ненько!!

Як згадаю твою долю,  заплачє серденько!!!( а это поэма Сон)

     В том же 1843 году Шевченко побывал  в селе, где прошло его детство. Но что он увидел? Порабощение народа царской Россией, обнищание и безправие. Больно видеть это поэту, он пишет произведение «Розрита могила», где звучит протест  против  национального угнетения  народа:

Світе тихий, краю милий,

Моя Україно,

За що тебе сплюндровано,

За що, мамо, гинеш?

Чи ти рано до схід сонця

Богу не молилась,

Чи ти діточок непевних

Звичаю не вчила?

        Поэт много ездил по Украине, пропагандировал среди народа освободительные идеи .Он понимал, если потомки славных казацких родов  перешли в царских  чиновников-это еще не потеря Украины, ибо остается многомиллионное крестьянство. Из за блеска гетманских клейнодов, из за войн и  битв вставал перед ним истинный герой украинской истории-народ, достойный быть свободным и независимым.И с небывалой силой до него и после Шевченко в своей поэзии выступает против неправды и неволи.. Часто он собирал простых людей, вынимал из кармана горсть семечек, выкладывал отдельно одно зерно и говорил: «Это царь». Потом немножко подальше небольшую горсточку и говорил: «Это паны» Потом брал полную горсть семян, засыпал ею царя и панов и говорил: «А вот мы- народ». Таким образом, он показывал наглядно силу народа в борьбе за независимость, выступая с протестом против национального и социального угнетения. Большинство стихов на эту тему было написано в 1843-1845. В1846 году Шевченко сводит вместе большой рукописный сборник «Три лета», в которую вошли такие произведения как «Наймичка», Сон», »Еретик», «Кавказ», »И мертвым и живым», «Слепой» и т.д.

      Учитель:  Ребята, перед вами на партах лежит Кобзарь, найдите и зачитайте отрывки из   произведений Шевченко ,где звучат национальные идеи, призывы к свержению власти.


Ученик Я хочу зачитать отрывок из поэмы  «Сон» где поэт гневно осуждает в своих стихах Петра 1 и Екатерину 2.за колонизаторскую политику:

Що на скелі наковано:

Первому- Вторая

Таке диво наставила.

Тепер же я знаю:

Це той Перший,

Що розпинав

Нашу Украину.

А вторая доконала

Вдову-сиротину.

Кати, кати, людоїди!

Наїлися обоє.

Накралися!!

Ученик- поэма  «Кавказ» здесь  Шевченко  с  глубоким уважением  обращается к народам Кавказа которые боролись за свою независимость

І вам слава,сині гори,

Кригою окуті.

І вам, лицарі великі,

Богом не забуті.

Борітеся- поборете,

Вам бог помагає!

За вас правда, за вас слава

І воля святая.

    Ученик Как революционер,  поэт ненавидит царизм, самодержавие. И вот пример:  Царів ,кровавив шинкарів,У пута кутії окуй,В склепу глибокім  замуруй. Трудящим людям, всеблагий, На їх окраденій землі Свою ти силу ниспошли (Молитва)

 

 Ученик. А я хочу дополнить и привести пример, что  стих Шевченко «Заповіт»- это национальная программа освобождения.

Кайдани порвіте,

І вражою  злою кров’ю

Волю окропіте.

Учитель  подчеркивает что «Заповіт»  Шевченко был переведен не только  на русский, греческий, армянский, немецкий, но даже на  турецкий и китайский языки.

 

( Бодай кати їх постинала ,отих  царів ,катів людських) поема Цари .   Как национальный патриот (клеймит гнобителей за то ,что над  Украиной «орел чорний сторожем літає» Изучая народные обычаи, много читая книг отечественной и всемирной истории, поэт проникся гордостью за свой народ и обращается к ее исторической памяти Историческое прошлое использовал для  пропаганды  национально- освободительных идей. Вспоминал тех, кто не поступился перед  российским царем (Дорошенко, Полуботок, Гордиенко). Поэту слышится голос Полуботка, которого царь Петр замучил голодом в тюрме за то, что добивался чтобы Украине вернули ее прежние вольности.

   Неоднозначною стала его оценка заслуг Б.Хмельницкого. С одной стороны называл его одним из выдающихся гетманов, (геніальний бунтовщик),но не мог простить Хмельницкому самого главного- союза с Московской державой.

    Вершиной его произведений о национально-освободительной борьбе является поэма  «Великий льох»1845г.,где он потерю Украиной независимости связывает с тремя событиями: Переславской радой (1654), Полтавской битвой (1709)и уничтожением Запорожской Сечи (1775) В отличии от большинства других представителей интелигенции он не верил в либеральные проекты реформ, в его стихах открытый призыв радикальных революционных методов уничтожения несправедливости и самодержавия.

Группа 2 Поэзия Шевченко носила настолько бунтарский характер, что многие его стихи не публиковали до 1905 года . Да ,культурная деятельность была в то время единственной сферой ,где лишенные своей государственности украинцы, могли выразить свою самобытность, роль «будителей народа» играли поэты, писатели, ученые. И все же трудно найти пример человека-поэзия которого так воплотила национальный дух , как это для украинцев сделал Шевченко. На долгие годы для целой нации он стал символом, духовным проводником, выразителем всех национальных стремлений. Он верил, что:

Встане Україна і розвіє тьму неволі,

Світ правди засвітить,

І помоляться на волі

Невольничі  діти..!(Великий льох).стр 268.

Тарас Шевченко четко формулировал главные принципы украинской национальной идеи государственности. Вчитаемся в заветные слова, обдумаем их и почувствуем как материализуется СЛОВО Кобзаря-Пророка:

В  своїй хаті своя й правда,

І сила ,і воля.

Нема на світі України,

Немає другого Дніпра…

Подводя итоги мы хотим сказать:  Тарас Шевченко   оставил после себя большое литературное наследие, включающее поэзию, повести (в том числе написанные на русском языке), драматические произведения, «дневник», автобиографию, письма, архиографические записи, статьи, «Букварь южнорусский», записи народних песен. Гений Шевченко в том и состоял, что в условиях  самодержавно-крепостнической России он не только мечтал об освобождении своего народа, но и предлагал конкретную программу преобразований. ЕЕ выполнение он видел в решении  следующих задач: просвещение народа как через  свое творчество (живопись, литературные произведения, поэзия) , так и создание учебников («Буквар») для массовых школ. Он был первым, кто сформулировал украинскую национальную идею и через свои поэтические произведения сделал ее достоянием своего народа. Поэтому можно утверждать, что с появлением Шевченко в литературе-украинское возрождение было обеспечено.

Учитель. Хорошо, Завершая второй пункт плана, хочу напомнить вам ,что сложно разделить его поэтическую и революционную деятельность. Так как основное его революционное слово- было выражено в творчестве и по предыдущим урокам, вы помните о том, что в своей деятельности братчики обращались прежде всего к его произведениям. Но, кто еще хочет добавить о его революционной деятельности?

Ученик. А я хочу продолжить и сказать, что  одно только творчество не удовлетворяло нужды Шевченко в борьбе против ненавистного порядка ,он все активнее присоединялся к политико-революционной деятельности и в 1846 году вступает в секретное Кирило-Мефодиеевское общество. Шевченко был в радикальной части общества  и целью их  было свержение самодержавия, ликвидация крепостничества, обьединение славянских народов в федеративную парламентскую республику. В их програмных уставах идет четкое требование- освободить славянские народы от рабства, отменить крепостничество и возродить свободную и независимую Украину. Общество, как мы знаем просуществовало год. Опыт тайной организации Кирилло-Мефодиевского братства доказывает, как велико было влияние личности Шевченко, его творчества на революционную молодежь ,его конкретные призывы свергнуть власть.  Именно в Т. Шевченко царизм увидел главную угрозу своему существованию, К сожалению, судьба членов Кирило-Мефодиевского общества не обошла   Тараса Шевченко. потому его наказанием были не только ссылка и солдатчина, но и строжайший запрет писать и рисовать.

Перед вами на партах лежит документ с обвинительного приговора по делу Шевченко. На дом вы получили опережающее задание проработать его.  Ответьте на вопросы:

1.Какой упрек брошен царскими властями в адрес  Шевченко?

2.В чем обвиняется поэт?

3.В чем по мнению судей заключается опасность произведений Шевченко?

4.Почему Шевченко и Гулак понесли самые суровые наказания?

 

(этот документ пойдет и крупным планом на проекторе)

                                         Документ № 1

Учитель: Спасибо, ребята.Я думаю работы над этим документом достаточно, что бы показать какую угрозу для царизма несли революционые идеи Шевченко и как жестоко мстила ему самодержавная влсть.

Итак,  -----мы рассмотрели деятельность Тараса с разных сторон-каковы же были его основные идеи мировоззрения?

                                          

Учитель: ребята, какими способами  Шевченко пытался обратить внимание на необходимость борьбы за независимость Украины?

-  революционер – потому, что призывал к свержению самодержавия и крепостного рабства,

- поборник свободы – так свою жизнь положил на алтарь служения своему народу;

- патриот – так как больше жизни любил свой народ и Украину «всю жизнь служил ей всеми своими талантами»;

- пророк – так как предвидел ее будущее и т.д

 

Подводя итог, следует сказать, что вопросы поднятые Тарасом Григорьевичем в своем творчестве, остаются актуальными и для нашего времени, а это значит, что и сегодня он – гигант и гений не только национальной, но и мировой культуры и истории    Сейчас в независимой Украине мечты Шевченко постепенно, хоть и медленно, осуществляются. Поднялся уровень национального сознания, возрождается казацкая слава, утверждаются национальные идеалы, дух нации, его душевная щедрость, воскресает украинская песня, нет препятствий для утверждения украинского языка. Слово Тараса и сейчас помогает строить Украину, пресекать раздоры и противостояния.

ІV.  Подведение итогов:

       Учитель:  какие ваши впечатления от темы, поднятой сегодня на уроке?  Достигли ли мы цели урока? Были ли трудности?  Что понравилось  наиболее?  Прошу вас поделиться своими мыслями.

Сегодня мы вошли в Храм Шевченко. Я, надеюсь, что мы не были случайными прохожими. Один из философов говорил, что каждая эпоха откроет в Тарасе новый важный символ. Это так же верно, как и то, что еще долго будет звучать тревожный голос Пророка, взывая к человечности.

 

       V.Оценивание ( поблагодарить уч-ся за урок, прокомментировать  оценки, оперативно)

     VI.  Дом. задание:  дифференцировать (т.е. на 7-9б. - ….

      на 10-12 б.-….+презентация, буклет, кроссворд, выступление, опережающее задание и т.д.

 

Учитель. И в завершении нашего урока я хочу предложить вам небольшой фрагмент фильма, где Тарас обращается к грядущему поколению. Его слова звучат как Завещание Потомкам любить и беречь свою Неньку Украину. Просмотр     видеофильма. Думы мои, думы

 

 

 

 

 

Факторы , повлиявшие на формирование взглядов Шевченко

1 массонство (идеи свободы, равенства и братства),декабристы на Украине

2.Развитие украинского языка (Энеида Котляревского ),публикация укр.фольклора,

3.движение дворян автономистов  ,Харьковс.унив и Киевск.универ

                                                                   ИДЕИ ШЕВЧЕНКО:

А) самостоятельность и независимость Украинского  государства;

Б) осознание уникальности украинской нации среди других народов;

В) свержение самодержавия и уничтожение крепостного права;

Г) Политик и автор идеи национального Единства славянских народов в федеративном союзе (по типу США).

              Как эти идеи трансформировались Тарасом в общество:

 

 

 

 

 

                                                    

                                                                    ВЫВОД:

                                                          

 

        

 

 

doc
Додано
11 січня 2020
Переглядів
1072
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку