Кислова Алла Степановна
Заместитель директора по УВР
Общеобразовательная школа I III ступеней №25
с профильным обучением
Украина Донецкая обл. г.Краматорск
Метод проектов на уроках английского языка как способ повышение активности и самостоятельности учеников
Цель работы: обобщить и представить опыт использования метода проектов при обучении иностранному языку.
В своей работе я опиралась на научные исследования в области новых образовательных технологий Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии», «Метод проектов на уроках иностранного языка», «Интернет на уроках иностранного языка», «Интернет во внеклассной работе по иностранному языку», «Обучение в сотрудничестве» и другие.
Задача современного образования состоит не только в передаче знаний учащимся, но и в том, чтобы научить детей применять полученные знания на практике, и таким образом способствовать развитию личности школьника. Для решения поставленной задачи необходимы новые, более эффективные методы образования, направленные на индивидуальное развитие личности. Среди современных образовательных технологий, на мой взгляд, метод проектов является одним из лучших способов развития таких личностных качеств, как:
а) творческая и познавательная активность,
б) самостоятельность в информационном пространстве (добывать и применять знания)
в) умение самостоятельно мыслить, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия,
г) умение ставить задачи для разрешения конкретных проблем.
д) умение эффективно сотрудничать в группах и парах.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Поэтому важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями их решения, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этой мысли.
Метод проектов позволяет решить эту задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно учащиеся приобретают опыт, знакомятся с алгоритмом проектной деятельности и включаются в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией, в понятие которой входят:
Кроме того, проектное обучение способствует: повышению личной уверенности учащихся; развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать; обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы; развивает у учащихся исследовательские умения.
Проекты могут быть:
По характеру:
По содержанию:
По количеству участников:
Общим для всех типов проектов является акцент на вовлечение ученика в активную работу, сотрудничество и ответственность
Важно отметить, что проект – это интеллектуальная, практико– и личностно-ориентированная деятельность. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности.
Проект это 5 П: проблема, планирование, поиск информации, продукт (итог деятельности), презентация (представление и защита). Это логическая цепочка элементов: потребность-мотив-задачи-действия-результат. Количество этапов деятельности, направленной на создание проекта, определяется заданной проблемой, глубиной ее исследования, возрастными особенностями учащихся, уровнем их интеллектуального развития. Но существуют универсальные этапы, такие как распределение на группы, определение задач, анализ и самооценка деятельности.
Основные требования к методу проектов:
1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения.
2) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (выпуск газеты, оформление буклета с достопримечательностями, проведение ролевой игры). Работа над языком (исправление ошибок, работа над грамматикой и письмом) осуществляется в форме обработки и улучшения продукта, т.е. “учебная комната” превращается в “мастерскую”.
3) Самостоятельные исследования и действия учащихся при использовании всевозможных вспомогательных средств, к которым относятся как словари и грамматические справочники, так и компьютер, микрофон, видео-фотокамера и т.д. Учитель является помощником в том, что касается языка, так и исследуемого явления, даёт “ученику” те языковые средства, которые необходимы для решения задачи.
4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Цели занятий по методике проектов:
Практическая – стимулировать интерес учащихся к теме активизируя использование изученного лексического материала на проектную деятельность, предусматривающую решение конкретных поставленных задач, показать практическое применение полученных знаний.
Воспитательная – научить учащихся работать в микрогруппах, узнать мнение соучастников проекта, проявляя интерес к проявляемой работе и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.
Развивающая – способствовать развитию памяти, воображения и процессов мыслительной деятельности, творческого мышления и подхода к выполнению поставленных задач.
Образовательная – ознакомить учащихся с лексикой по теме и формировать у учащихся навыки успешного пользования лексикой по данной теме.
Задачи уроков:
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже на начальном этапе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность на начальном этапе изучения готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в дальнейшем. Метод проектов изменяет и отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.
Метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Сущность его можно обозначить словами Клодин Орио: «Все способны», а использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка в школе.
При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Самые сложные из них - личностные. Учитель может столкнуться с отсутствием интереса у ученика, трудностями во взаимоотношениях с другими членами группы. Деление на группы может осуществляться по следующим принципам: дружба, интерес, взаимопомощь, знания, расширение взаимодействия, случайность Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить, например, организаторские или оформительские таланты, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо говорить и писать по-английски.
Ещё одна проблема – это оценка проектной работы. После презентации проекта участники других групп должны проанализировать работу, они комментируют проект, вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации проекта.
Оценивая проект, необходимо помнить о том, что язык – это только его составная часть. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации.
Финальным продуктом проектно-исследовательской деятельности могут быть учебные пособия в помощь учителю, рефераты, видеофильмы, альбомы, мультимедийные презентации, сценарии, макеты, спектакли и прочее. Все эти варианты проектов невозможны без трех основных составляющих, о которых писал немецкий педагог А.Флитнер, определивший технологию проектов как процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки. Ум, сердце и руки учащихся, конечно, но развитие личности не возможно без мотива и подражания авторитету. Поэтому для успешной деятельности на первое место нужно поставить ум, сердце и руки учителя.
При защите проектов необходимо учитывать:
Проекты на начальном этапе изучения (5-6 класс) являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. Начальный этап работы с проектами вызвал необходимость разработки критериев оценки.
Критерии оценки проекта (5-6 класс)
№п\п |
Критерии оценки |
Баллы |
1.
|
Критерии оценки оформления проекта (5 баллов): Формат А2 Название Автор Наличие картинки (рисунка) Аккуратность |
|
2. |
Критерии оценки содержания проекта (4 балла): Соответствие теме проекта Наличие оригинальных находок Полнота Логичное изложение материала |
|
3. |
Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов): Фонетическая правильность речи Грамматическая правильность речи Лексическая правильность речи Степень владения материалом Эмоциональность в представлении |
|
|
Итого: 12-14 баллов –“10-12 баллов”или “5”
9-11 баллов – “7-9 баллов”или “4” Итоговая отметка: |
|
В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 7-8 классов чаще всего используют мультимедийные презентации. Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.
Критерии оценки мультимедийных проектов (7-8 класс)
№ п\п |
Критерии оценки |
Баллы |
1. |
Критерии оценки презентации (5 баллов): Объем презентации (5 слайдов) Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы) Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт) Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки) Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов) |
|
2. |
Критерии оценки содержания проекта (5 баллов): Соответствие между темой и содержанием Актуальность, новизна Информативная насыщенность проекта Наличие оригинальных находок, собственных суждений Логичное изложение материала |
|
3. |
Критерии оценки защиты проекта (5 баллов): Точное следование регламенту (2-3 мин.) Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая) Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой) Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка) Самостоятельное управление слайдами презентации |
|
|
12-14 баллов –“10-12 баллов” или “5”
9-11 баллов – “7-9 баллов” или “4” Итоговая отметка: |
|
Кроме отметок и оценки товарищей, можно вводить специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап изучения английского языка.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия и скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Применение этой методики повышает интерес учащихся к изучению данного предмета, а позитивная мотивация – это ключ к успеху. И, наконец, самое важное – метод проектов предоставляет ученику возможность использовать приобретённые языковые навыки в реальных речевых ситуациях.
Важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать.
1