Методическая разработка конкурса выразительного чтения поэтических текстов «Чтение без границ»

Про матеріал
С целью популяризации произведений русской классической и современной отечественной поэзии и прозы, выявления, поддержки и стимулирования талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова составлена разработка данного мероприятия. Проведение конкурса позволяет продолжить работу над формированием у учащихся коммуникационных умений и навыков.
Перегляд файлу

Общеобразовательная школа № 2

Покровского городского совета

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

конкурса выразительного чтения

поэтических текстов

«Чтение без границ»

 

 

 

Разработала и провела

учитель русского языка

и зарубежной литературы

Боровкова Т.А.

 

 

 

ШМО русского языка и литературы ОШ№2

2019 г.

 

 

Конкурс выразительного чтения

 

«Чтение без границ-2019 г. »

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

Ø Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии и прозы ;

Ø Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;

Ø Формирование у учащихся коммуникационных умений и навыков ; знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

Условия смотра-конкурса:

 Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий  тематике конкурса.

 Критерии оценки и требования к выступлениям

Ø Уровень исполнительского мастерства;

Ø Индивидуальность исполнительской манеры;

Ø Внятность и слышимость речи;

Ø Артистичность и сценическая культура;

Ø Своеобразие, оригинальность репертуара;

Ø Умение удерживать внимание аудитории во время выступления;

Ø Соответствие исполняемого произведения возрасту конкурсанта.

Регламент выступления:

Время выступления не ограничено

Подведение итогов конкурса

Сценарий конкурса чтецов

Ведущий 1

Что такое отчизна? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Ведущий 2  

Что такое отчизна? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Ведущий 1

Что такое отчизна? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Ведущий 2 

Что такое отчизна? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Украину свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

 

Вед 1: С большим теплом и любовью писал о нашей родине , украинской земле Николай Васильевич Гоголь. Особенно ярко своё чувство гордости и патриотизма  он выразил в повести «Тарас Бульба». Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу.

 

1.Чтение отрывка из повести «Тарас Бульба». «Степь».

 

Вед 2: Не менее ярко и полно Гоголь изображает настоящих воинов, защитников родины, запорожских казаков, среди которых заметной фигурой в повести является сам Тарас Бульба.

 

2.Чтение отрывка из повести «Тарас Бульба». Обращение Тараса к товариществу. 

 

 

Вед.1:                         Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

                                          И чудо пусть любое сотворится!

          Ты, главное, в него всем сердцем верь!

 

     Вед 2:                          Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все поэзии, - попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

 

Вед. 1:   Сколько на свете красивых стихотворений! И это замечательно! Ведь красивым поэтическим словом можно выразить своё восхищение родной природой, свои чувства к другим людям, просто радость от того, что живёшь!

 

Вед.2:  Даром красивого поэтического слова обладает не каждый. Великими поэтами не рождаются, ими становятся. Такими непревзойдёнными мастерами художественного слова были Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.

 

Вед 1: В этом году отмечается 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова и 215 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Богатое наследие оставили эти славные поэты своим потомкам. С чувством огромной благодарности и восхищением прикасаемся мы к их строкам…

 

Вед 2: «У природы нет плохой погоды…»  - сказал поэт, и был прав. Вот, например, зима…Какая она?

 

Вед.1:    Кто-то скажет «Холодная, суровая, морозная».  А кто-то возразит: «Нет! Она красивая, пушистая, белоснежная!»  А поэт умеет восхититься и заставить восхищаться других. Как это делал А.С Пушкин в далёком 1829 году, когда поэт гостил у своих друзей в тверской губернии.

 

 

3.Чтение стихотворения «Зимнее утро».

 

 

 

 

Вед. 2:    Вот и долгие морозы сменяются долгожданным весенним теплом. Снег еще долго будет лежать на холодной земле, а ледяные ветра еще не один раз напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдалась. Уже скоро яркое весеннее солнце начнет пригревать постепенно землю, согревать своими лучами остывший за долгую зиму воздух.

 

Вед. 1:   Но вот  таяние снегов переходит в настоящее половодье. Всюду слышится звон весны, разносится запах весенней природы . Оживают леса и сады, буйным цветом распускаются цветы…Об одном таком роскошном цветке когда-то написал знаменитый английский поэт и драматург Вильям Шекспир в своём сонете. Мы можем услышать этот поэтический текст на языке оригинала - на английском языке и в переводе его на русский язык Самуилом Маршаком.

 

4.Чтение стихотворения сонет 54 «Прекрасное прекрасней во сто крат..»(англ)

5.Чтение сонета на русском языке в переводе Самуила Маршака.

 

Вед.2:   Раскрыть тайны и загадки природы, ее красоту, сделать это просто и тонко – дело очень трудное. Оно по силам лишь настоящим мастерам, какими являются не только великие русские поэты. История художественного литературного слова берёт своё начало из античных времён – эпохи Античной Греции и Золотого века Древнего Рима. Пожалуй, одним из самых известных литературных памятников принадлежит перу Горация, древнеримского поэта. В своём торжественном послании он обращается к одной из девяти муз – музе трагедии Мельпомене.

 

6.Чтение оды Горация «Ода до Мельпомени»

 

Вед.1 : Наследуя традиции античной литературы, восхищённый торжественным слогом Горация,А. С.Пушкин в 1836 году пишет своё обращение к музе…

 

7.Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

 

Вед. 2:   Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчиво увлекательное. Он раскрывает перед тобой красоту мира и питает этим любовь к нему. Как в своё время отразил свои взгляды на жизнь Редьярд Киплинг , известный английский писатель,автор «Книги джунглей».Он написал известное во всём мире стихотворение, которое назвал «Заповедь».

 

8.Чтение стихотворения Редьярда Киплинга «Заповедь»

 

Вед. 1:   Поэт не только рисует нам красоту природы, но и учит доброте, внимательности, любви. Ведь он также может любить, мечтать о таком прекрасном чувстве, о красоте и справедливости мира. Такие поэты были настоящими романтиками, способными на великие подвиги. Очень часто они обращались к сказочным сюжетам в поисках интересных образов. Одним из них был известный немецкий поэт Генрих Гейне. Одно из своих стихотворений он посвящает горячо любимой девушке, сравнивая её с прекрасным и чарующим образом русалки Лорелей.

 

9.Чтение стихотворения Генриха Гейне «Лорелей»(укр)

10.Чтение стихотворения Генриха Гейне «Лорелей»в переводе на русск.яз.

 

Вед. 2:   В своих произведениях авторы делятся с нами своими мыслями, чувствами, переживаниями. Мы, в свою очередь являемся свидетелями этого замечательного действа – поэтического сложения, сами сопереживая и сочувствуя лирическому герою. Над истинно великими произведениями время не властно. Очень ярко о времени написал в своём стихотворении английский поэт-романтик Джордж Байрон. Необычайно талантливый и благородный, он всегда стремился к новым высотам. Покорял всё новые и новые вершины своим поэтическим даром. Он просто очень любил жизнь. 

 

11.Чтение стихотворения Джорджа Байрона «К времени»

 

Вед. 1: Неумолимо набирает время свой ход. Одна эпоха сменяется другой. Происходит великое множество важных исторических событий , но литература неизменно остаётся верным спутником  человечества. Серебряный век ознаменован в поэзии как один из самых ярких периодов литературного процесса. Тогда стали известными имена Александра Блока ,Сергея Есенина, Дмитрия Мережковского, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и многих-многих других… 

 

12.Чтение стихотворения  Александра Блока «Запевающий сон, зацветающий цвет»

13.Чтение стихотворения Марины Цветаевой «Расстояние, вёрсты, мили»

14.Чтение стихотворения Дмитрия Мережковского «Двойная бездна»

 

Музыкальная пауза

Жюри подводит итоги конкурса.

Награждение.

 

Вед 2: Значение поэтического дара переоценить невозможно. В умении передавать красоту окружающего мира, малейшие движения души человеческой и состояния всего общества – в этом всём и заключается поэтическое искусство.

 

Вед 1: В умении услышать автора, понять и почувствовать его, передать и показать это другим людям - это и есть искусство художественного чтения.

На этом наш конкурс окончен. Завершим его словами русского поэта Афанасия Фета :

 «  Шепнуть о том, пред чем язык немеет, усилить бой бестрепетных сердец —вот, чем певец лишь избранный владеет, вот , в чем его и признак, и венец!»

 

 

docx
Додано
1 лютого 2019
Переглядів
557
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку