Рекомендации содержат:конспекты 4 занятий, в которых рассмотрены разные способы решения иррациональных уравнений, задания для самостоятельной работы, справочный материал
Методические рекомендации по изучению темы:
”Иррациональные уравнения”.
(разработала учитель математики ООШ №10 г.Славянска Пилипенко В.Ю.)
Справочный материал
Занятие 1
- 1 - = 0.
Решение.
ОДЗ
Перенесём 1 в правую часть и возведём обе части в квадрат. Получим:
, , ,
, , ,
Ответ: , .
Решение.
, .
, ,
,,
, , , ,
или , нет корней, т.к. -3<0.
Проверкой убеждаемся, что х = 2 и х = -2 корни данного уравнения.
Ответ: .
.
Решение.
,
Применим формулу
,
,
,
(,
, .
Ответ: -2.
.
Решение.
ОДЗ , .
Возведём обе части в квадрат и получим:
- посторонний корень.
Ответ: 5.
Решение.
Применим формулу
,
, , (,
, ,
или
- посторонний корень.
Ответ: 1.
Решение.
Применим формулу .
, .
Ответ: 0.
Решение.
ОДЗ ,
или
.
- посторонний корень.
Ответ: -1;2.
Задания для самостоятельной работы.
Решите уравнения:
А) . Ответ: 4.
Б) Ответ: 0.
В) Ответ: 9.
Г) Ответ: 5.
Д) Ответ: -2; 3,5.
Занятие 2
Решение.
Пусть >0.
, , ,
Значит, или .
нет корней, т.к. -3<0.
,
,
Проверкой убеждаемся, что корень данного уравнения.
Ответ: 5.
Решение.
Пусть Следовательно, по теореме Виета
Значит, или
корней нет, т.к. -3<0.
Ответ: 2.
.
Решение.
ОДЗ при m – чётном <1, а при m – нечётном х – любое число.
Так как = 1 не является корнем уравнения, то , пусть
по теореме Виета .
При m – чётном ,
При m – нечётном .
Ответ: при m – чётном , при m – нечётном .
Решение.
.
На промежутке области определения данного уравнения функция f(х) = является монотонно возрастающей, а функция g(х) = = монотонно убывающей. Значит уравнение f(х) = g(х) имеет единственный корень.
Выполним замену . Тогда f(у+1)=и g(у+1)= =. Значит f(-у+1)= g(у+1). А так как по условию
f(у+1)= g(у+1), то f(-у+1)= f(у+1) или откуда Следовательно данное уравнение имеет корень х=1.
Ответ: 1.
.
Решение.
Пусть Значит, а .
Следовательно, ,
Значит, . Следовательно, имеем
(.
. ,
Ответ: 0.
Решение.
Пусть , , тогда .
Значит,
, , , или , . Следовательно, .
Имеем, , . А значит, х = 2, х = 10, х = 1.
Ответ: 2;1;10.
Задания для самостоятельной работы.
А) . Ответ: 2,5.
Б) Ответ: 0,5
В) Ответ: 5.
Г) Ответ: 1;0.
Д) Ответ: 10.
Занятие3.
Решение.
Пусть
Тогда .
.
Первый случай .
Второй случай а>1.
.
Ответ: 6.
Решение.
.
Первый случай 2.
2-, .
Второй случай 2 < <3.
, 1 = 1, значит 2 < <3, 4<x+1<9, 3<x<8.
Третий случай 3.
- 2+ - 3 = 1, 2 = 6, = 3, х+1 = 9, х = 8.
Следовательно, 3x8.
Ответ: 3x8.
.
Решение.
,
,
,
.
Уравнение имеет решение лишь при условии , т.е. .
Тогда (при условии, что ).
Значит, , , или .
Проверкой убеждаемся, что - посторонний корень.
Ответ: -2.
Решение.
Первый способ.
ОДЗ
т.к. , то значит , .
Возведём обе части уравнения в квадрат
, , по теореме Виета
, .
Проверка показывает, что - посторонний корень.
Ответ: 5.
Второй способ.
, слева возрастающая, а справа убывающая функции, непрерывные в ОДЗ Подбором определяем единственный корень
Ответ: 5.
Решение.
Пусть , тогда
Возвёдем обе части уравнения в квадрат
Вернемся к замене: , , ,
значит
Проверкой убеждаемся, что х = 1 – корень данного уравнения.
Ответ: 1.
Решение.
ОДЗ:
Возведем обе части уравнения в квадрат.
, .
, , ,
,
Значит, проверим значения х=0 и х=1.
Пусть х=0, тогда . Следовательно х=0 – корень уравнения.
Пусть х=1, тогда , .
х=1 – посторонний корень.
Ответ: 0.
Задания для самостоятельной работы.
А) . Ответ: .
Б) Ответ: 8.
В) Ответ: 7.
Г) Ответ: 0;3.
Д) Ответ: .
Занятие 4.
Решение.
При всех а<0,нет решений, при а .
Ответ: .
.
Решение.
.
ОДЗ , .
, ,
Возведем обе части последнего уравнения в квадрат
, , , .
С учетом ОДЗ х2 – посторонний корень.
Ответ: 3.
.
Решение.
Преобразуем левую часть уравнения:
Показатель степени х есть сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии .
Следовательно, имеем уравнение , откуда , но ОДЗ , значит
Ответ: 2.
.
Решение.
.
Пусть , . Тогда .
Данное уравнение примет вид: , ,
. Если у=0, тогда х1=а; если с=0, тогда х2=в.
, или , т.е.
. Откуда находим, что х3 и х4 – не действительные корни.
Значит,
Ответ: .
.
Решение.
. Возводя обе части данного уравнения в квадрат и упрощая полученное выражение, имеем уравнение
Равносильное системе:, из которой находим:
Ответ: .
Решение.
В основе решения данного уравнения лежит метод мажорирования, связанный с применением известных неравенств между средним арифметическим и средним квадратичным двух и трех чисел и . Итак, имеем:
Это означает, что в приведенной выше цепочке неравенств все три знака неравенства следует заменить знаками равенства, то есть должны выполняться три условия, заданные системой:
или
Значит, или .
Ответ: или .
Задания для самостоятельной работы.
А) . Ответ:
Б) Ответ: 7;26.
В) Ответ: 31.
Г) Ответ: 3.
Д) Ответ: .
Литература
1