Методична розробка заняття.

Про матеріал
Методична розробка на допомогу керівникам гуртків декоративно - прикладного мистецтва на тему "Український оберіг".
Перегляд файлу

1

 

Центр позашкільної роботи та дитячої творчості

м. Ізмаїл Одеської області

 

 

 

Методична розробка

на допомогу керівникам гуртків

декоративно-прикладного мистецтва

 

 

 

Підготувала 

керівник гуртка-методист Калніньш Л. О.

 

 

 

 

Славянские обереги

 

Искусство гармонизировать пространство вокруг себя существует тысячи лет и помогает создать в доме благоприятную атмосферу. Были свои секреты и у наших предков.

Оказывается, не только китайцы с их искусством фэн-шуй умели жить в гармонии с окружающим миром, но и наши прародители, славяне, также тысячелетиями справлялись с этой задачей и знали, как организовать пространство и сделать атмосферу в доме благополучной.

Ведь дом — это тоже живой организм со своей энергетикой, душой и потребностями. Славяне издревле украшали, оберегали и охраняли его с помощью магической силы оберегов. Предки знали, как защитить жилище от всякой нечисти и наполнить его благополучием, миром, удачей и счастьем! А это — самое главное: тогда и люди, живущие в нем, счастливы.

Домашний очаг

68188857_20101105021637_img (526x600, 234Kb)Специальные ритуалы начинали проводить еще перед постройкой дома: выбранный участок земли обкатывали по всему периметру глиняным шаром, который затем закапывали. А в землю на этом месте прятали монеты, чтобы в доме водились деньги. Под порог клали еловую ветку или зубчик чеснока — они не пускали в дом плохого человека. Окна делали небольшие, чтобы нечистой силе сложно было проникнуть в жилище. Пучки сухих трав (зверобоя, полыни) развешивали на окнах, а на ночь — "закрещивали" (крестили), чтобы "запечатать" проход между нашим и потусторонним мирами.

Особого внимания в доме заслуживала печь. Она не только была местом для приготовления пищи, но и являлась символом сплоченности семьи, тепла, уюта — всего того, что сейчас называют "домашний очаг". Ее регулярно белили, украшали орнаментом, содержали в чистоте. Еще в избе обязательно была икона. Как правило, с изображением Божьей Матери. Когда-то ее место занимала Берегиня — славянская богиня, породившая вес живое и охраняющая его, а затем уже в христианскую эпоху она трансформировалась в Богородицу. От ее имени и происходит слово "оберег".

Главные обереги славян

suv03 (592x600, 91Kb)Над дверью внутри дома всегда вешали подкову — главный славянский оберег и символ удачи, счастья и благополучия, а еще — препятствие для злых сил: по поверью, нечистая всегда ходит кругами, а добираясь до одного конца подковы, вынуждена развернуться и уйти. Если повесить подкову вверх "ножками", то она принесет в дом достаток, вниз — защитит от злых людей. А снаружи, на двери или стене, висело деревянное колесо — древний символ солнца, считавшийся у славян магическим.

Кстати, сейчас в Европе на Рождество принято вешать нарядный венок на двери — это тот же символ обновления жизни, радости. Венок у славян — символ бесконечности рода, защиты от злых сил. Его также клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, в гнездо наседки — чтобы хорошо неслась, в колыбель новорожденного — для здоровья. Были и другие обереги.

Обереги и талисманы древних славян

Считалось, например, что колокол, колокольчики или бубенчики отводят и уничтожают зло, отгоняют злых духов, а веник, поставленный вверх ногами, защищает дом, выметая нечисть. Горшки, часто служившие головами огородных пугал, на самом деле считались также мощной защитой от зла. А в дореволюционной России даже различали горшки по "половой принадлежности" ("горшок" или "горшица"), в зависимости от звука при постукивании по нему. В горшице, говорят, и каша лучше варилась.

Зеркало отражало опасность: его вешали над дверью дома и даже клали в колыбельку младенца, а женщины носили всегда с собой. Тыква символизировала плодородие, перец и чеснок — здоровье; подсолнух — успех: мак - долголетие; мешок — богатство и достаток. Многие в доме имели даже специальный тканевый "мешочек плодородия", наполненный разнотравьем, фасолью, семечками, головками чеснока, кукурузой, семенами — на счастье.

Магическая геометрия

Очень трепетно славяне относились к солярным символам — тем, что означали солнце. Ведь оно давало тепло и энергию всему живому, питало жизнью. Знак солнца — круг или круг с точкой в центре либо крест (да-да, крест как символ был распространен задолго до возникновения христианства и считался надежным оберегом от темных сил).

А каравай, пирог в виде солнца, был ритуальным пирогом для славян. Его пекли на свадьбу и другие торжественные события, а также на Новый год. Правда, славяне его отмечали 1 марта (начало нового хлеборобного цикла). Но это не помешало им передать нашим поколениям отзвуки его пышного празднования. Они встречали Новый год колядованием и маскарадом, гуляньями с песнями и плясками, зажиганием ритуального костра, пожеланиями счастья друг другу. Другими символами-оберегами были треугольник (символ огня) и ромб (символ земли). Эти знаки часто вышивали на одежде.

Растения обереги

Считалось, что свойствами оберега обладают роза, василек, укроп, базилик, лоза и изделия из нее. Калина символизировала счастье и увеличение семьи, подсолнух — верность и стойкость духа. Собирая растения, их не срезали, а рвали — так травки-цветочки лучше воспринимати биополе человека. Для охраны дома, защиты его от ссор брали веточки вербы или березы и расставляли по комнатам. Ждали, пока распустятся листочки. От порчи оберегали и можжевеловые ветки, разложенные по углам дома. А чертополох издавна отпугивал чертей и колдунов (отсюда и название). От беды оберегала полынь, а беса изгоняла колючая акация. Также от сглаза защищали крапива, собранная в пору цветения, лук и чеснок (их раскладывали по дому в полотняных мешочках).

А вот камыши, вьющиеся и засохшие растения — наоборот, для дома опасны: считалось, они притягивают несчастье, предвещают болезнь и смерть. Ковыль—вестник вдовства, а анютины глазки традиционно — могильные цветы. Хвойные уместно держать в доме лишь в период новогодних праздников, в остальное время года это считалось плохой приметой.

Куклы обереги

Мощным оберегом были у славян текстильные обрядовые куклы — мотанки. Их наши предки делали без ножниц и иголок, из соломы, ниток или тряпочек, и каждая кукла наделялась определенной силой в одной из сфер жизни. Например, "пеленашка" отводила беду от новорожденного (клали к нему в кроватку), "кормилица" была покровительницей достатка и благополучия в доме, "зерновушка" приносила урожай и богатство. Существовали также и свадебные куклы. Если же человек хотел избавиться от чего-то: от болезни, недомогания, неприятностей и бед, — при изготовлении куклы в нее вплетали все, что их символизировало, и затем сжигали на костре либо топили (так же как сжигали, например, на Масленицу куклу, символизирующую зиму). Эти куклы не имели лица, вместо него был крест из ниток, солярный обережный символ. Некоторые куклы-берегини переходили от матери к дочери, передавая таким образом женскую силу и осуществляя связь поколений.

Каравай

В давние времена хлеб считался щедрым даром, которым награждала матушка земля за труд, старание и терпение. Каравай как символ наивысшего плодородия и богатства присутствовал в различных славянских празднествах и обрядах. Да и сейчас сохранилась традиция печь каравай, например, на свадьбу и благословлять им молодых. Тогда же круглый свадебный каравай символизировал собой Солнце, которое должно было взять под свое покровительство молодых и дать им свое благословение. Само наличие каравая на свадьбе предвещало долгую и зажиточную семейную жизнь. Каравай, хлеб — символ единства семьи, символ плодородия и и w достатка в семье. А его приготовление тоже было ритуальным и требовало специальной подготовки. Длилось это таинство целые сутки.

Тысячелетиями проверена традиция, украшать и защищать свой дом оберегами.

suv12 (562x600, 69Kb)Мудро использовали наши предки силу растений, цветов и различных плодов нашей великой Земли. Оберег не только придает неповторимый колорит в стиле «кантри» Вашему дому, но и поможет сохранить Мир, Любовь и Благополучие – так необходимые в наше непростое время.

Значение оберегов и символов:

Злаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.
Лапти символизируют домашний уют, семейное счастье.
Мак, зерна мака — символ исполнения желания.
Красный горький перец — мужское начало, символ мужского здоровья.
Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.
Лекарственные травы, ягоды шиповника — символ крепкого здоровья.
Лук оберегает семью от слез.

Ягоды рябины — символ женской молодости, красоты.
Бессмертник — символ долголетия.
Мешковина — изобилие.
Тыква, семена тыквы — символ плодородия, женского начала.
Хлеб — всему голова — согласие и достаток в доме.
Лавровый лист — слава, успех.
Плетение символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.
Солнце, цветок подсолнуха — главный славянский оберег, славяне - дети солнца.
Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.
Семя — зарождение новой жизни.
Кувшин — символ воды, полная чаша в доме.
Яйцо — продолжение рода.
Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания.
Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы.
Веник, направленный вверх, — к деньгам.
Орех — символ умственной силы и здоровья.
Монетка — успех в делах.
Горшочки с кашей и молоком — достаток.
Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточками, — любовь, неразрывность уз.
Петушок сахарный — чтобы в доме звучал радостный детский смех.
Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.
Домашняя выпечка символизирует хлебосольность.
Сухоцветы — символизируют уют и красоту.
Мешочек с можжевельником — символизируют чистоту мыслей.
Горох — мир и дружбу.
Мешок — символ богатства.
Полотно — счастье в доме.
Узелок оберегает от скандалов в доме.
Гнездо — продолжение рода.
Бублик, цепь — непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.
Домик — символ семьи.
Мельница — перемелется — мука будет.
Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.
Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.
Коса, венок — символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.

 

Тема: “МОЗАЇКА З ПРИРОДНОГО МАТЕРІАЛУ.”

Мета:

  • навчити учнів працювати над об’ємним виробом колективно для кабінету, музею, виставки;
  • удосконалювати навички, вміння колективно мислити над сюжетом і композиційним оформлення виробу;
  • виховувати почуття взаємодопомоги, дружби. 

Обладнання: клей ПВА, ножиці, кольоровий папір та картон, холст, дерев’яна рамка, лак, фарби

 

Хід заняття.

№ з/п

Зміст заняття

Час

І

Организаційна частина:

5-10 хв.

 

1. Привітання, розподіл робочого маетріалу

 

 

2. Перевірка наявності приладдя

 

 

3. Розподіл робочого матеріалу

 

 

4. Техніка безпеки

 

ІІ

Навчально-тематична частина:

40 хв.

 

       ТЕОРЕТИЧНА  ЧАСТИНА:

1. Оголошення теми та мети заняття

 

5 хв.

 

 2. Вступна бесіда

5 хв.

 

3. Повторення вивченого матеріалу

10 хв.

 

 4. Пояснення нового матеріалу

15 хв.

 

5. Обговорення усвоіного

5 хв.

 

 ПРАКТИЧНА  ЧАСТИНА:

 Постановка практичного завдання

45 хв.

5 хв.

10 хв.

20 хв.

 

5 хв.

Поетапне виконання виробів

Самостійна робота

Індивідуальна робота

Декорування виробу додатковими матеріалами

ІІІ

Підсумкова частина:

 

 

1. Вибір найкращих робіт

2 хв.

 

 2. Аналіз робіт

5 хв.

 

 3. Виставка робіт

5 хв.

 

 4. Домашне завдання

2 хв.

 

 5. Прибирання робочого місця

2 хв.

 

 

ЗМІСТ ЗАНЯТТЯ

 

1. ОРГАНІЗАЦІЙНА ЧАСТИНА

  1. Привітання, перевірка присутності дітей.
  2. Пояснення теми, мети заняття
  3. Бесіда «Бережіть рідну природу»
  4. ТБ на занятті: колючі, ріжучі інструменти, клей
  5. Організація робочого місця: світове оснащення, чистота в процесі праці

 

2. НАВЧАЛЬНО-ТЕМАТИЧНА ЧАСТИНА

 

2.1. Вибір сюжету:тематичне пояснення сувеніру.

       Святкові: день народження, новорічні, різдвяні, 8 березня, захисника Вітчизни, весільні,

        св.Валентина та інші.

        Дизайн приміщення: домашне житло, кабінет класний і офісний.

        Подарунок за віком і стат’ю: тематика хлопчача чи дівчача, жіноча чи чоловіча.

 

2.2. Підготовка композиції. Робота над втіленням сюжету колектива: використання природного матеріалу (насіння, скорлупа), фарб (гуаш, акварель), лак, золотий та сріблий порошок.

 

2.3. Демонстрація поясів різного віду, які підготував керівник гуртка.

       Дітям дозволяється приміряти пояси на себе, роздивитися їх, щоб вони могли визначити для себе – якого виду пояс їм більш довподоби, пояс якого виду вони будуть плести.

 

2.4. Читання схем, приготовлених на дошці.

       Ви вже плели  браслети, закладинки для книжок по схемах, тому читати схеми для вас не повинно бути складним завданням. За аналогічними схемами плетуться і пояси. На дошці накреслені 4 схеми плетіння поясів.

       Пропонується завдання: із багатьох поясів, запропонованих керівником, треба знайти ті пояси, малюнок плетіння яких відповідає схемі на дошці (4 схеми – треба знайти 4 відповідних пояса). Для виконання цього завдання до дошки викликаються Новак Тетяна, Каракчі Юлія, Березньова Ірина, Тараненко Ірина.

 

2.5. Ігрова розминка.

 

2.6. Початок роботи над поясом: відмірювання, нарізання ниток. Дітям була надана можливість самостійно визначитись – якого виду пояс кожен з них буде плести. Схеми плетіння запропоновані на дошці. Завдання вчителя – спонукати дітей до творчого пошуку, запропонувати плести комбіновані та різнокольорові пояси, використовуючи при плетінні фурнітуру, прикраси, намисто, кільця, пряжки. Дітям надається змога спілкуватися одне з одним, радитись з керівником, користуватися зразками поясів. Старші допомагають молодшим.

 

2.7.  Поки йде робота – самий час нагадати правила безпеки при роботі з ріжучими та колючими інструментами:

- яких правил безпеки треба додержуватись при плетінні;

- як збергігаються голки, булавки, ножиці;

- як треба передавати ножиці одне одному;

- правила гігєни праці та відпочинку при сидячій роботі.

 

3. ПІДСУМКОВА ЧАСТИНА

3.1. Аналіз об’єму роботи, який діти встигли зробити протягом заняття.

3.2. Домашнє завдання:

      - доплести пояси, які почали на уроці;

      - спробувати самостійно скласти схему плетіння пояса.

3.3. Виступи гостей.

 

         Література:

  1. Кузьмина М.А. «Макраме», Москва, ПК «Алтай», 1994
  2. Філоненко К.В. «Азбука макраме», Київ, вид.»Радянська школа»,1990
  3. Соколовська М.М. «Вузлик на пам’ять», Москва, вид.»Прометей», 1992

 

 

docx
Додано
20 квітня 2020
Переглядів
589
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку