Складні життєві ситуації, це ситуації які порушують нормальну життєдіяльність особистості. Родини, які опинилися в складних життєвих ситуаціях, потребують психологічної допомоги. Презентація надає рекомендації практичним психологам та соціальним робітникам, як працювати з дітьми та їх батьками, коли вони опинились в складних ситуаціях.
Инвалидность, состояние здоровья;Одиночество, сиротство;Отсутствие жилья, беспризорничество;Насилие, негативные отношения в семье;Психологические и психические расстройства;Материальные трудности;Катастрофы, стихийные бедствия, войны. Сложные жизненные ситуации это ситуации, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность личности.
Семьи, у которых возникли материальные трудности ( безработица, отсутствие жилья, болезни и их лечение);Семьи, у которых возникли юридические трудности (отсутствие прописки, свидетельства о рождении, оформления алиментов);Семьи, у которых возникли психологические проблемы ( насилие, конфликты, одиночество). Семья, которая находится в сложных жизненных ситуациях- это семья, которая не выполняет своих воспитательных целей из-за сложившихся условий, которые нарушают жизнедеятельность членов семьи.
Жестокое обращение с ребенком, насилие в семье, эксплуатация ребенка;Проживание семьи в плохих санитарных условиях, долгий конфликт в семье;Проявление девиантного поведения ребенка;Пребывание ребенка в экстремальных жизненных ситуациях (катастрофы, войны, аварии и т.д.);Одиночество ребенка. Основные категории сложных жизненных ситуаций, на которые следует обратить немедленное внимание:
Формы психологической помощи психолога: РОДИТЕЛИПЕДАГОГИРодительские собрания, беседы, тренинги, консультации,анкетированиеи т.д. Пед. советы, круглые столы,консультации, семинары, тренинги и т.д. Классные часы, анкетирование, тестирование,беседы, консультации,тренинги и т. д. УЧАЩИЕСЯ
Учимся знакомиться, проявлять себя и быть более уверенными в общении («Ладошки», «Лепестки ромашки», «Я хвалюсь»)Учимся осозновать и безопасно проявлять свои ощущения и чувства ( «Отгадай настроение», Зеркало», «Нарисуй настроение», «Комплименты»)Учимся расслабляться и чувствовать свое тело («Обнимашки», «Бабочки», «Пицца») Учимся «самонастраиваться» - игры-медиации. («Безопасное место», «Я-герой»)Объятия –лучшее психологическое лекарство!Осторожно с прикосновениями!Дети, пережившие сильный стресс могут этого бояться!Преодолеваем кризис в играх:
«Блокнот успехов»- повышение самооценки.«Автобус с чувствами» –повышение эмоциональной компетенции.«Волшебный дождь»- возможность выразить агрессию в безопасной форме.«Рассерженные шарики»- помощь ребенку научиться контролировать свои чувства.«Раскрашивание мальчиков и девочек»- возможность выражать свои чувства через рисунок. Играя, побеждаем стресс
Разговаривайте со своим ребенком, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы. Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах. Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство? Очень полезным может быть повторение слов ребенка. Например: "Ты боишься, что...". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства. Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно. Памятка для родителей
Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т.п. Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку. Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Памятка для родителей