Елена Киор,
директор ОШ І-ІІІступеней № 25
г. Мариуполь
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Речь идет о развитии инклюзивного образования, что в результате расширит возможности общеобразовательных школ, изменит практику сотрудничества педагогов с родителями и детьми, подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья.
Здоровье - самый ценный жизненный дар. К сожалению, среди школьников есть дети с особыми потребностями. Для них организовано индивидуальное и инклюзивное обучение, которое предполагает использование особых методов и приемов.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Число детей-инвалидов в инклюзивной школе ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе (10% - это показатель, рекомендованный психологами). Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.
Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
• социальная реабилитация ребенка с в образовательном учреждении и вне его;
• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
• психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка;
• портфолио учащегося;
• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
• рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей в соответствии с образовательными стандартами;
• тьюторское сопровождение ребенка в процессе обучения;
• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
• адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
• адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
• сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
• ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в Программе коррекционной работы в образовательном учреждении.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.
Перечислим далее основные группы условий:
1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями, информационно-просветительское обеспечение.
3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работе в условиях инклюзивной практики.
Для эффективности обучения детей с особыми потребностями необходимо знать и учитывать особенности психофизического развития:высокая эмоциональность, задержка психического развития, быстрая утомляемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности распределения и переключения внимания, конфликтность, неуравновешенность психики, трудности общения, низкая мотивация, пониженная познавательная активность
При организации работы нужно соблюдать следующие требования:
Ребенок должен получать посильные задания, соответствующие его пониманию и умению.
Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.
Цель инклюзии - не только интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения. Ведь инклюзия нужна не только детям с особенностями, но и обычным школьникам. Первым потому, что они когут перенимать модель поведения, играть, общаться с обычными детьми. Их же сверстники постепенно привыкнут к тому, что нужно оказывать помощь, бать терпимее друг к другу. Так общество получит человека с особами потребностями, живущого нормальной жизнью, и детей, толерантно относящихся к людям, чем-то отличающимся от остальных.
ЛИТЕРАТУРА: