Методичні рекомендації "Основні принципи інклюзивної освіти"

Про матеріал
Аннотация. Речь идет о развитии инклюзивного образования, что в результате расширит возможности общеобразовательных школ, изменит практику сотрудничества педагогов с родителями и детьми, подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья.
Перегляд файлу

Елена Киор,

директор ОШ І-ІІІступеней № 25

г. Мариуполь

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация. Речь идет о развитии инклюзивного образования,  что в результате расширит возможности общеобразовательных школ, изменит практику сотрудничества педагогов с родителями и детьми,  подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья.

 

            Здоровье - самый ценный жизненный дар. К сожалению, среди школьников есть дети с особыми потребностями. Для них организовано индивидуальное и инклюзивное обучение, которое предполагает использование особых методов и приемов.

          Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование.

           Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Число детей-инвалидов в инклюзивной школе ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе (10% - это показатель, рекомендованный психологами). Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

           Реализация основных принципов инклюзивного образования детей в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

        индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

        социальная реабилитация ребенка с в образовательном учреждении и вне его;

        психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

        психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

        индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка;

        портфолио учащегося;

        компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

        повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

        рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей в соответствии с образовательными стандартами;

        тьюторское сопровождение ребенка в процессе обучения;

        адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

        адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

        адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

        сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

        ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

          Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

         Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в Программе коррекционной работы в образовательном учреждении.

        Самое общее и основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное и  образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.

Перечислим далее основные группы условий:

1.      Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2.      Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями, информационно-просветительское обеспечение.

3.      Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4.      Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

5.      Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работе в условиях инклюзивной практики.

Для эффективности обучения детей с особыми потребностями необходимо знать и учитывать особенности психофизического развития:высокая эмоциональность, задержка психического развития, быстрая утомляемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности распределения и переключения внимания, конфликтность, неуравновешенность психики, трудности общения, низкая мотивация, пониженная познавательная активность

При организации работы нужно соблюдать следующие требования:

  • подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра;
  • материал должен усложняться постепенно;
  • частое переключение с одного вида деятельности на другой;
  • многократное поэтапное повторение;
  • создание ситуаций успеха на уроке;
  • сочетание традиционных приемов и методов и инновационных.

Ребенок должен получать посильные задания, соответствующие его пониманию и умению.

           Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.

          Цель инклюзии - не только интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения. Ведь инклюзия нужна не только детям с особенностями, но и обычным школьникам. Первым   потому, что они когут перенимать модель поведения, играть, общаться с обычными детьми. Их же сверстники постепенно привыкнут к тому, что нужно оказывать помощь, бать терпимее друг к другу. Так общество получит человека с особами потребностями, живущого нормальной жизнью, и детей, толерантно относящихся к людям, чем-то отличающимся от остальных.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Наумов А.А. Технологическая модель реализации инклюзивного   образования в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
  2. Петровский В. Инклюзия как формат жизнедеятельности общества.
  3. Алехина  С.В.,  Алексеева  М.Н.,  Агафонова  Е.Л.  Готовность  педагогов  как  основной фактор  успешности  инклюзивного  процесса  в  образовании.  Психологическая  наука  и образование,  2011г.
  4. Селевко Г. К. Социально – воспитательные технологии. Педагогические  технологии. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1, Т.2, М., 2006 г.

 

 

docx
Додав(-ла)
Кіор Олена
Пов’язані теми
Педагогіка, Матеріали для друку
Інкл
Додано
25 лютого 2020
Переглядів
648
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку