Методичні рекомендації по успішному засвоєнню знань на уроках російської мови.

Про матеріал

Цікаві форми роботи по засвоєнню і закріпленню нового матеріалу .Рекомендації по успішній роботі в малих групах, парах, індивідуальна робота .При застосуванні цих форм роботи навчання стає цікавим, захоплючим, успішним. Не слід забувати, що в кожному різновиді цієї роботи важлива увага приділяється індивідуальності, здібностям кожного учня.

Перегляд файлу

                Ковнацька       Світлана     Іванівна

   вчитель  російської  мови  та  зарубіжної  літератури

 

 

 

 

                  Языковая   разминка-

одна   из   форм   систематического  повторения

и   проверки  знаний  на  уроках  русского языка

 

 

 

                                     (  Из   опыта   работы  )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общегосударственной  задачей  развития  образования  является  создание  условий  для  личностного  роста  и  творческого  самовыражения, главная  задача  современной  школы  получение  учащимися  глубоких  и  прочных  знаний. Курс  русского   языка – один  из  ос-новных  школьных  предметов, поэтому  его  у спешное  изучение  способствует  не  только  общеязыковому  развитию  и   формированию  мышления, но  и  лучшему  усвоению  других  наук, поскольку  на  всех  уроках  ученики  пользуются  русским  языком  как  средством  поз-нания .

        Анализ  программы  по  русскому  языку  свидетельствует  о  том, что  языковая  линия  занимает  значительную  часть  по     количеству  часов, отведённых  для  изучения  курса.   На  мой  взгляд, это  обусловлено  тем, что  только  системные  знания  о  языке  являются  надежной  базой  для  формирования  орфографических  умений  и  навыков, являющихся  основой  языковой  компетентности  личности.

        Для  вдумчивого  постоянного  повторения  учебного  материала  на  уроках  сложно  вы-делить  время, поэтому  я  использую  разнообразные  формы  и  методы  работы, помогаю-щие  ученикам  сформировать  систему  языковых  умений  и  навыков. Прежде  всего – язы-ковую  разминку  на  протяжении  3-5  минут  с  использованием  обобщающих  таблиц  по  орфографии, синтаксису  и  пунктуации. Составив  пособие  для  учащихся  «Обобщающие  таблицы  по  русскому  языку»  с  вопросами  к  каждой  таблице, использую  несколько  ва-риантов  языковой  разминки:

      а) коллективное  чтение ( особенно  в  5  классе, когда  только  начинаем  изучать  курс  русского  языка); так  как  таблицы  составлены  в  сокращённом  виде, то  и  9  классах  в  на-чале  учебного  года  использую  такой  вариант, чтобы  напомнить  ребятам  чтение  сокра-щений;

      б) найти  в  таблице  нужное  правило: называю  слова с  орфограммами  или  предложе-ния,  осложнённые  синтаксическими  конструкциями, а  ученик  ищет  нужное  правило  в  таблице,  формирует  его , приводит  свои  примеры;

      в) работа  в  паре: один  ученик  называет  тему, орфограмму, другой  ищет  соответствующее  правило  в  таблице, формирует  его, приводит  примеры;

      г) назвать  исключения  или  определить  к  какому  правилу  они  относятся;

     д) «Третий  лишний»: учитель  или  подготовленный  ученик  называет  три  слова.Напри-мер: пол-Киева, пол-ягоды, полтетради. Ученик  возле  таблицы  указывает  орфограмму  «Написание  пол-, полу-…» и  называет  третье  лишнее: полтетради, объясняя  суть;

       Проблема  разнообразия  форм  работы  на  уроке, вечная, как и  сам  урок. В  педагогической  копилке  каждого  учителя  есть  изюминки, которые  помогают  быстро  и  качественно  проверить  знания  детей, расширить  их  кругозор, эффектно  начать  новую  те-му, умело  использовать  игру. Любая  интерактивная технология - путь  не  только к форми-рованию  творческой  личности , но  и  ключ  к  усвоению  и  повторению  знаний  учащихся.  Известный  методический  приём «Найди  ошибку»  я  использую  как  языковую  разминку  двумя  способами:

       -называю  ряд  слов, показываю  соответсвующее  правило  на  таблице,  допуская  или  не  допуская  при  этом  ошибку: «Спрятался  за  дерево», показываю  при  этом  союз  за  то  на  таблице. Ученик  должен  объяснить  и  указать  на  таблице  тему  «Союы  и  омонимич-ные  слова» (за – союз ,то – местоимение);

       -этот  же  приём  использую  при  командном  участии  ребят, Предлагаю  карточки  каж-дой  команде. На  карточках  слова  на  определённую  орфограмму. Учащиеся  по  очереди  вычёркивают  «лишние» слова. Побеждает  команда, первой  закончившая  работу  и  не до-пустившая  ошибок.

         Учителя, которые  работают  не  один  год  в  школе, отлично  знают, что  всё  новое – это  хорошо  забытое  старое. Поэтому  я  не  отказываюсь  от  традиционных  форм  и  методов.  Например,  «Лингвоминутка» . Как  и  любая  физминутка, она  приходится  на  пик  усталости Главная  её  цель – снять  напряжение, а  заодно – повторить  изученное. Делаю  это  так:

        -ставлю  условие: если  я  назову  существительное – поднимаете  правую  руку,  прилага-тельное – левую  руку, глагол – обе, числительное – хлопок  над  головой. Затем  говорю: «Закройте  глаза. Мы  в  лесу. Вам  легко  и  приятно. Вы  все  с  радостью  выполняете  упра-жнения. Итак , стол , любить ,красивый , кино , дышать ,третий ,восемь…(дети  поднимают  руки  согласно  условиям). Во  время  лингвоминутки  вижу  фронтальную  картину  уровня  усвоения  материала, результаты  использую  для  работы  с  учащимися.

         По  завершению  любой  темы  можно  использовать  кроссвордный  диктант, но  в  от-личие  от  работы  с  настоящим  кроссвордом, он  не  требует  приготовления  специальных  трафаретов. Суть  его  очень  проста – диктую  ребятам  понятия, а  они  под  порядковым  но-мером  записывают  ответ:  одно   слово. Таким  образом  проверяю  и  знания  грамматического  раздела, и  усвоение  терминов :

  1. Все  слова  языка.  (лексика) 
  2. Словарь  отдельного  человека, запас  слов  (лексикон)
  3. Раздел  науки, изучающий  лексику (лексикология)
  4. Слова, имеющие  несколько  лексических  значений (многозначные)
  5. Слова, имеющие  только  одно  лексическое  значение (однозначные)
  6. Слова  с  противоположным  значением (антонимы)
  7. Слова  вышедшие  из  употребления (архаизмы)

 

Дети  младшего  и  среднего  школьного  возраста  очень  любят  игры, среди  которых

хочется  выделить  «Молчанку», которую  я  тоже  использую  для  проверки  знаний.

   Определяется  тема, перечень  орфограмм, например: «Не  с  глаголами  пишется

раздельно…». Задание  ученикам : поднимать  руку, если  слова  соответствуют  условиям, названным  учителем. Если  ученик  поднимает  руку  неправильно, он  должен  рассказать  об  этом  понятии (слове)  всё, что  знает.

             В  7-9  классах  использую  приём  «Согласны  ли  вы  с этим  утверждением?»

             Например: «Запятая  между  частями  сложносочинённого  предложения  не  ставится,  если  есть  общий  второстепенный  член  или  общая  придаточная  часть. Которые  относятся  к  обеим  частям  предложения». Даётся  1-2  минуты  на  обдумывание  и  задание : поднять  руку  с  большим  пальцем  вверх, если  утверждение  правильное, вниз – если  неправильное. Кто  опускает  или  подымает  неправильно  палец,  формулирует  правило , приводит  примеры.

Уважаемые  коллеги,  надеюсь, что  мой  опыт  поможет  и  вам  использовать  эти  методы  и  приёмы  в  своей  работе. 

 

 

docx
Додано
24 серпня 2018
Переглядів
662
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку