Цікаві форми роботи по засвоєнню і закріпленню нового матеріалу .Рекомендації по успішній роботі в малих групах, парах, індивідуальна робота .При застосуванні цих форм роботи навчання стає цікавим, захоплючим, успішним. Не слід забувати, що в кожному різновиді цієї роботи важлива увага приділяється індивідуальності, здібностям кожного учня.
Ковнацька Світлана Іванівна
вчитель російської мови та зарубіжної літератури
Языковая разминка-
одна из форм систематического повторения
и проверки знаний на уроках русского языка
( Из опыта работы )
Общегосударственной задачей развития образования является создание условий для личностного роста и творческого самовыражения, главная задача современной школы получение учащимися глубоких и прочных знаний. Курс русского языка – один из ос-новных школьных предметов, поэтому его у спешное изучение способствует не только общеязыковому развитию и формированию мышления, но и лучшему усвоению других наук, поскольку на всех уроках ученики пользуются русским языком как средством поз-нания .
Анализ программы по русскому языку свидетельствует о том, что языковая линия занимает значительную часть по количеству часов, отведённых для изучения курса. На мой взгляд, это обусловлено тем, что только системные знания о языке являются надежной базой для формирования орфографических умений и навыков, являющихся основой языковой компетентности личности.
Для вдумчивого постоянного повторения учебного материала на уроках сложно вы-делить время, поэтому я использую разнообразные формы и методы работы, помогаю-щие ученикам сформировать систему языковых умений и навыков. Прежде всего – язы-ковую разминку на протяжении 3-5 минут с использованием обобщающих таблиц по орфографии, синтаксису и пунктуации. Составив пособие для учащихся «Обобщающие таблицы по русскому языку» с вопросами к каждой таблице, использую несколько ва-риантов языковой разминки:
а) коллективное чтение ( особенно в 5 классе, когда только начинаем изучать курс русского языка); так как таблицы составлены в сокращённом виде, то и 9 классах в на-чале учебного года использую такой вариант, чтобы напомнить ребятам чтение сокра-щений;
б) найти в таблице нужное правило: называю слова с орфограммами или предложе-ния, осложнённые синтаксическими конструкциями, а ученик ищет нужное правило в таблице, формирует его , приводит свои примеры;
в) работа в паре: один ученик называет тему, орфограмму, другой ищет соответствующее правило в таблице, формирует его, приводит примеры;
г) назвать исключения или определить к какому правилу они относятся;
д) «Третий лишний»: учитель или подготовленный ученик называет три слова.Напри-мер: пол-Киева, пол-ягоды, полтетради. Ученик возле таблицы указывает орфограмму «Написание пол-, полу-…» и называет третье лишнее: полтетради, объясняя суть;
Проблема разнообразия форм работы на уроке, вечная, как и сам урок. В педагогической копилке каждого учителя есть изюминки, которые помогают быстро и качественно проверить знания детей, расширить их кругозор, эффектно начать новую те-му, умело использовать игру. Любая интерактивная технология - путь не только к форми-рованию творческой личности , но и ключ к усвоению и повторению знаний учащихся. Известный методический приём «Найди ошибку» я использую как языковую разминку двумя способами:
-называю ряд слов, показываю соответсвующее правило на таблице, допуская или не допуская при этом ошибку: «Спрятался за дерево», показываю при этом союз за то на таблице. Ученик должен объяснить и указать на таблице тему «Союы и омонимич-ные слова» (за – союз ,то – местоимение);
-этот же приём использую при командном участии ребят, Предлагаю карточки каж-дой команде. На карточках слова на определённую орфограмму. Учащиеся по очереди вычёркивают «лишние» слова. Побеждает команда, первой закончившая работу и не до-пустившая ошибок.
Учителя, которые работают не один год в школе, отлично знают, что всё новое – это хорошо забытое старое. Поэтому я не отказываюсь от традиционных форм и методов. Например, «Лингвоминутка» . Как и любая физминутка, она приходится на пик усталости Главная её цель – снять напряжение, а заодно – повторить изученное. Делаю это так:
-ставлю условие: если я назову существительное – поднимаете правую руку, прилага-тельное – левую руку, глагол – обе, числительное – хлопок над головой. Затем говорю: «Закройте глаза. Мы в лесу. Вам легко и приятно. Вы все с радостью выполняете упра-жнения. Итак , стол , любить ,красивый , кино , дышать ,третий ,восемь…(дети поднимают руки согласно условиям). Во время лингвоминутки вижу фронтальную картину уровня усвоения материала, результаты использую для работы с учащимися.
По завершению любой темы можно использовать кроссвордный диктант, но в от-личие от работы с настоящим кроссвордом, он не требует приготовления специальных трафаретов. Суть его очень проста – диктую ребятам понятия, а они под порядковым но-мером записывают ответ: одно слово. Таким образом проверяю и знания грамматического раздела, и усвоение терминов :
Дети младшего и среднего школьного возраста очень любят игры, среди которых
хочется выделить «Молчанку», которую я тоже использую для проверки знаний.
Определяется тема, перечень орфограмм, например: «Не с глаголами пишется
раздельно…». Задание ученикам : поднимать руку, если слова соответствуют условиям, названным учителем. Если ученик поднимает руку неправильно, он должен рассказать об этом понятии (слове) всё, что знает.
В 7-9 классах использую приём «Согласны ли вы с этим утверждением?»
Например: «Запятая между частями сложносочинённого предложения не ставится, если есть общий второстепенный член или общая придаточная часть. Которые относятся к обеим частям предложения». Даётся 1-2 минуты на обдумывание и задание : поднять руку с большим пальцем вверх, если утверждение правильное, вниз – если неправильное. Кто опускает или подымает неправильно палец, формулирует правило , приводит примеры.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что мой опыт поможет и вам использовать эти методы и приёмы в своей работе.