Урок "Понятие об обособлении. Предложения с обособленными членами предложения" является первым уроком в теме "Обособленные члены предложения" в 8 классе. Урок построен на основе комплексного анализа текста Цель урока - познакомить с понятием «обособление», «обособленные члены предложения» ; раскрыть их общие существенные признаки и основные особенности ; - учить находить в предложении обособленные члены ;
Урок 1
Тема: «ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Тип урока : урок усвоения новых знаний на основе комплексного анализа
текста
Цель: - познакомить с понятием «обособление», «обособленные
члены предложения» ; раскрыть их общие существенные признаки и
основные особенности ;
- учить находить в предложении обособленные члены ;
конструировать предложения с обособленными членами ;
- развивать эстетическое восприятие текста ;
- раскрыть на языковом материале урока связь русской и украинской
литературы и общность общечеловеческих нравственных
ценностей
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за принад-
лежность к двум великим нациям – русскому и украинскому народу
Оборудование: портреты поэтов А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Т.Г. Шевченко;
раздаточный материал:
а) текст «10 февраля 1837г.»;
б) материал к уроку;
в) формы для составления опорного конспекта по теме
«Обособленные члены предложения»;
музыка В. Моцарта «Реквием», «Слёзная»
Ход урока
а) Словарная работа
Шандал – тяжёлый большой подсвечник.
Креп – шёлковая или шерстяная шероховатая ткань.
б) Беседа
- Чьи портреты вы видите?
- Почему я объединила этих поэтов?
- Поэты жили в одно время. Но пересекались ли по пути?
- Друг с другом знакомы они не были, а вот пути их соединялись в тот скорбный день 10 февраля 1837 года в Петербурге, в квартире на Набережной Мойки, 12, где в гробу лежало бездыханное тело А.С. Пушкина. Прослушаем текст. Проникнитесь его настроением и постарайтесь понять его основную мысль.
Чтец читает текст под музыку Моцарт «Реквием», «Слёзная».
- Какое настроение вызвало у вас прослушивание текста? Можете воспользоваться словами колонки «Настроение»
-Определите стиль и тип речи.
- Какова основная мысль текста?
-Как повлияло на совершенно разных людей смерть великого поэта?
- Найдите и прочитайте предложение, отражающее основную мысль текста.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
- Запишите слово «единый»
- Подберите антонимы к слову «единый», запишите их
( Разобщённый, отдельный)
- … а если посмотреть на тему нашего урока
( Обособленный )
- С.И. Ожегов в своём толковом словаре так определяет лексическое значение слова обособленный
Обособленный – 1. Стоящий особняком отдельный. 2. в грамматике : о смысловом отрезке внутри предложения – интонационно выделенный. Обособленный второстепенный член предложения.
Нас интересует второе значение, специальное.
- Какой вывод можно сделать из устного толкования? Что это за отрезок внутри предложения? Чем он выделяется?
- Что же такое обособление?
( Запись на доске и в конспекте )
- Обособленный второстепенный член предложения. Вам совсем незнаком этот термин? Или знаком?
ІV. Изучение нового материала.
Наблюдение за языковым материалом.
- Первое предложение текста. Оно записано на доске. Прочитайте и запишите его в тетрадь.
- Сделайте его полный синтаксический разбор
Сущ. ПГС п прил сущ х ПО ДО
Свечи оплывали в тяжёлых шандалах, обвитых крепом, бросая дрожащие блики на ярко-жёлтые стены. ( Простое, двусост., полное, пов, невоскл, распр., осл. опред., выр. ПО, и обст., выр. ДО)
- Построим схему обособленных членов этого предложения.
х
…сущ., | ПО |, | ДО |.
- К какой части речи близки причастия и деепричастия?
- К какому члену предложения?
- На уроках мы говорим о том, что причастия сочетают в себе энергию глагола и живописную силу прилагательного, а деепричастия дорисовывают действия и придают художественному гексту особую выразительность.
- Реконструируем предложение. Раздробим его на три, заменив причастие и деепричастие глаголами – сказуемыми. Ваши предложения. Запишите.
Свечи оплывали в тяжёлых шандалах. Шандалы обвили крепом. Свечи бросали дрожащие блики на ярко – жёлтые стены.
- Если обособленные определения, выраженные ПО, и обособленные обстоятельства, выраженные ДО, можно заменить глаголом – сказуемым, то можем ли мы сказать, что они имеют значение дополнительного сообщения?
5) Составление опорного конспекта.
- Сделаем предварительные выводы по заготовке нашего конспекта.
Значение – дополнительное сообщение
Средства выражения :
Устная речь – интонация
Письменная речь – запятая
Функция – близки к сказуемым
Члены предложения – определения , обстоятельства
- Можно предложить, что это второстепенные члены?
- Повторим второстепенные члены предложения.
- Что такое приложение?
- Продолжим наблюдение над текстом. Мы знаем, что обособление – это
выделение членов предложения по смыслу и интонационно. Прочитайте второе предложение. Найдите в нём обособленные члены предложения .
Как это сделать? С чего начать?
Ваши предложения?
Алгоритм
- Найдите последовательно в предложениях 1-2 абзаца обособленные члены. Выпишите их. Начертите схемы. Устно попробуйте преобразовать их в сказуемые.
х сущ. прил. прил.
Лицо, величественное, торжественное,…
х
сущ. | прил.,прил. |
х сущ. прил.
Кисти, неестественно большие при неярком свете,
х
сущ., | прил. с зав. сл |,
Кроме близких, …
| сущ.с пр. |, …
п сущ сущ ДО ДО
В тулупах, даже в лохмотьях, на мгновение останавливаясь, преклоняя колени,
х
они шли и шли…
х
| сущ. с пр. | , | сущ. с пр. |, | ДО | , | ДО |, сущ. = и =
х прилож.
… Поэт – невольник чести - …
х
… сущ., | прилож. | - …
х ПО
… поэт, оклеветанной молвой,
х
… сущ., | ПО |
- Обобщим наблюдения и заполним полностью опорный конспект.
Члены предложения определения, обстоятельства, дополнения
Способ выражения ПО, ДО, сущ. с зависимыми словами, прилаг.
с зависимыми словами, двумя одиночными прилаг.
Роль в речи Дополнительное значение.
8) Работа по учебнику.
- Может быть, мы что – то пропустили. Давайте ознакомимся с теоретическим материалом учебника.
- Сделаем вывод по опорному конспекту.
V. Первичное закрепление материала. Дистанцирование текста.
Записать предложение из текста по его началу, подчеркнуть ГО и обособленные члены предложения, определить способ выражения
I II III
Оглянувшись.. Придя в тот день домой Это были первые…
- Вы прочитали текст о трёх поэтах, никогда так и не встретившихся друг с другом. Но между ними существовала незримая связь. В чём же она прослеживается? Вспомните их поэтические строки.
(Чтецы читают строки из стихотворений)
Т.Г. Шевченко
І мене в сім´ї єдиній,
В сім´ї вольній, новій…
Не забудьте пом´янути
Незлим, тихим словом.
А.С. Пушкин
Товарищ, верь: взойдёт она
Звезда пленительного счастья…
М.Ю. Лермантов
Я думал : жалкий человек
Чего он хочет? Небо ясно.
Под небом места много всем…
- Какие одинаковые мысли , выражения, слова встречаются в этих поэтических строках?
- И Т.Г. Шевченко, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов мечтали об одном и том же. Напишите 2-3 предложения, с обособленными членами используя опорную лексику. Словосочетания какой колонки вы будете использовать как обособленные члены?
Зачитывание 2-3 работ. Озвучивание вывода по опорному конспекту.
VІ .Домашнее задание.
Выучить ОК.
На выбор: задания репродуктивного характера упр. 278
конструктивного характера упр. 281
VІІ. Итог урока. Рефлексия.
Приложение 1.
Текст
10 февраля 1837 года
Свечи оплывали в тяжёлых шандалах, обвитых крепом, бросая дрожащие блики на ярко-жёлтые стены. Тарас замер у гроба. Лицо покойного, величественное, торжественное, и особенно кисти рук, неестественно большие при неярком свете, казались живыми.
Кроме близких, в комнате толпились какие-то люди. В тулупах, даже в лохмотьях, на мгновение останавливаясь, преклоняя колени, они шли и шли нескончаемым потоком.
Погиб поэт! – невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,-
услышал Тарас тихий, гневный голос. Обернувшись, он увидел молодого офицера, пробиравшегося к выходу. Кто-то шепнул:
-Это поручик Лермонтов.
Тарасу казалось, что вся толпа живёт единым порывом.
Придя в тот день домой, Тарас схватил листок бумаги, и вдруг рука легко и плавно побежала по листу. Это были первые стихи Тараса Григорьевича Шевченко, великого украинского поэта.
Приложение 2
Материал к уроку по теме «Понятие об обособлении.
Предложения с обособленными членами»
Стили речи Типы речи
Разговорный Описание (какой?) Перечисление
Художественный признаков
Публицистический Повествование (что произошло?) Событие
Научный
Официально – деловой Рассуждение (почему?) Тезис (мысль)
и аргументы
(доказательств)
Лексика к уроку
Настроение Для конструирования предложений
Веселое не встретились связанные незримой нитью
Радостное завещали мечтая о свободе
Восторженное жить в мире и согласии великие поэты
Подавленное
Гневное
Скорбное
Торжественное
Печальное
Грустное
Тоскливое
Мрачное
Приложение 3
Обособленные члены предложения
Значение
|
|
Средства выражения: устная речь
письменная речь
|
|
|
|
Функция
|
|
Члены предложения
|
|
Способ выражения
|
|
Роль в речи |
|
: