Урок "Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения"

Про матеріал

Урок "Понятие об обособлении. Предложения с обособленными членами предложения" является первым уроком в теме "Обособленные члены предложения" в 8 классе. Урок построен на основе комплексного анализа текста Цель урока - познакомить с понятием «обособление», «обособленные члены предложения» ; раскрыть их общие существенные признаки и основные особенности ; - учить находить в предложении обособленные члены ;

Перегляд файлу

Урок  1

Тема: «ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ.

             ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»

 

Тип урока : урок усвоения новых знаний на основе комплексного анализа           

                     текста

Цель:  - познакомить с понятием «обособление», «обособленные

                члены предложения» ; раскрыть их общие существенные признаки и

                основные особенности ;

             - учить находить в предложении обособленные члены ;

                конструировать предложения с обособленными членами ;

             - развивать эстетическое восприятие текста ;

             - раскрыть на языковом материале урока связь русской и украинской

                литературы  и общность общечеловеческих нравственных     

                ценностей

             - воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за принад-

                лежность к двум великим нациям – русскому и украинскому народу

Оборудование: портреты  поэтов  А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

                            Т.Г. Шевченко;

                            раздаточный материал:

                            а) текст «10 февраля 1837г.»;

                            б) материал к уроку;

                            в) формы для составления опорного конспекта по теме   

                                «Обособленные члены предложения»;

                            музыка В. Моцарта «Реквием», «Слёзная»

 

                                         Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
    1. Подготовка к восприятию текста.

       а) Словарная работа

Шандал – тяжёлый большой подсвечник.

Креп – шёлковая или шерстяная шероховатая ткань.

       б) Беседа

-  Чьи портреты вы видите?

 - Почему я объединила этих поэтов?

 - Поэты жили в одно время. Но пересекались ли по пути?

-  Друг с другом знакомы они не были, а вот пути их соединялись в тот скорбный день 10 февраля  1837 года в Петербурге,  в квартире на Набережной Мойки, 12, где в гробу лежало бездыханное тело А.С. Пушкина. Прослушаем текст. Проникнитесь его настроением и постарайтесь понять его основную мысль.

  1. Озвучивание текста

Чтец читает текст под музыку Моцарт «Реквием», «Слёзная».

  1. Идентификация с текстом

 - Какое настроение вызвало у вас прослушивание текста? Можете воспользоваться словами колонки «Настроение»

 

 -Определите стиль и тип речи.

- Какова основная мысль текста?

-Как повлияло на совершенно разных людей смерть великого поэта?

- Найдите и прочитайте предложение, отражающее основную мысль текста.

 

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

- Запишите слово «единый»

- Подберите антонимы к слову «единый», запишите их

                                 ( Разобщённый, отдельный)

- … а если посмотреть на тему нашего урока

                                 ( Обособленный )

- С.И. Ожегов в своём толковом словаре так определяет лексическое значение слова обособленный

      Обособленный – 1. Стоящий особняком отдельный. 2. в грамматике : о смысловом отрезке внутри предложения – интонационно выделенный. Обособленный второстепенный член предложения.

       Нас интересует второе значение, специальное.

- Какой вывод можно сделать из устного толкования? Что это за отрезок внутри предложения? Чем он выделяется?

- Что же такое обособление?                               

 ( Запись на доске и в конспекте )

- Обособленный второстепенный член предложения. Вам совсем незнаком этот термин? Или знаком?

 

ІV. Изучение нового материала.

  1.  Анализ текста по теме урока.

Наблюдение за языковым материалом.

- Первое предложение текста. Оно записано на доске. Прочитайте  и запишите его в тетрадь.

- Сделайте его полный синтаксический разбор

 

      Сущ.       ПГС            п         прил         сущ х                              ПО                                          ДО

Свечи оплывали в тяжёлых шандалах,  обвитых крепом, бросая дрожащие блики на ярко-жёлтые стены. ( Простое, двусост., полное, пов, невоскл, распр., осл. опред., выр. ПО, и обст., выр. ДО)

 

- Построим схему обособленных членов этого предложения.

          х

…сущ., |     ПО     |, |       ДО       |.

 

- К какой части речи близки причастия и деепричастия?

- К какому члену предложения?

 

- На уроках мы говорим о том, что причастия сочетают в себе  энергию глагола  и живописную силу прилагательного, а деепричастия дорисовывают действия и придают художественному гексту особую выразительность.

 

- Реконструируем предложение. Раздробим его на три, заменив причастие и деепричастие глаголами – сказуемыми. Ваши предложения. Запишите.

 

Свечи оплывали в тяжёлых шандалах. Шандалы обвили крепом. Свечи бросали дрожащие блики на ярко – жёлтые стены.

 

- Если обособленные определения, выраженные ПО, и обособленные обстоятельства, выраженные  ДО, можно заменить глаголом – сказуемым, то можем ли  мы сказать, что они имеют значение дополнительного сообщения?

 

                         5) Составление опорного конспекта.

- Сделаем предварительные выводы по заготовке нашего конспекта.

 

Значение – дополнительное сообщение

Средства выражения :

Устная речь – интонация

Письменная речь – запятая

Функция – близки к сказуемым

Члены предложения – определения , обстоятельства

 

- Можно предложить, что это второстепенные члены?  

- Повторим второстепенные члены предложения.

- Что такое приложение?               

- Продолжим наблюдение над текстом. Мы знаем, что обособление – это

  выделение членов предложения по смыслу и интонационно. Прочитайте второе предложение. Найдите в нём обособленные члены предложения .

Как это сделать? С чего начать?

Ваши предложения?

  1. Составление алгоритма.

 

Алгоритм

  1. Найти ГО
  2. Определить, нет ли в предложении отрезков, выделение по смыслу и интонационно.

 

  1. Продолжение наблюдения за языковым материалом.

- Найдите последовательно в предложениях 1-2 абзаца обособленные члены. Выпишите  их. Начертите схемы. Устно попробуйте преобразовать их в сказуемые.

 х сущ.                прил.                                     прил.

Лицо, величественное, торжественное,

     х

сущ.  | прил.,прил. |

 

 х сущ. прил.

Кисти, неестественно большие при неярком свете,  

       х

 сущ., | прил. с зав. сл |,

 

 

Кроме близких, …

| сущ.с пр.  |, …

 

 п          сущ                                    сущ       ДО ДО

В тулупах, даже в лохмотьях, на мгновение  останавливаясь,  преклоняя колени,

    х

они шли и шли

                                                                                                                                х

| сущ. с пр.  | , | сущ. с пр.    |,  |  ДО   | , |   ДО |, сущ.  =  и  = 

 

           х                                прилож.

… Поэт – невольник чести - …

           х

… сущ., |  прилож.   | - …

            х   ПО

… поэт, оклеветанной молвой,

            х

… сущ., |  ПО  |

 

- Обобщим наблюдения и заполним полностью опорный конспект.

 

   Члены предложения        определения, обстоятельства, дополнения

   Способ выражения         ПО, ДО, сущ.  с  зависимыми словами, прилаг.

 с зависимыми словами,  двумя одиночными прилаг.

    Роль в речи Дополнительное значение.

 

                             8) Работа по учебнику.

- Может быть, мы что – то пропустили. Давайте ознакомимся с  теоретическим материалом   учебника.

 - Сделаем вывод по опорному конспекту.

 

V. Первичное закрепление материала. Дистанцирование текста.

  1. Задание каждому ряду (работа в парах)

Записать предложение из текста по его началу, подчеркнуть ГО  и обособленные члены предложения,  определить  способ выражения

    I                                                     II                                            III

Оглянувшись..                   Придя в тот день домой            Это были первые…

  1. Творческая работа. Конструирование предложений с обособленными членами предложения.

- Вы прочитали текст о трёх поэтах, никогда так и не встретившихся друг с другом. Но между ними существовала незримая связь. В чём же она прослеживается? Вспомните их поэтические строки.

                         (Чтецы читают строки из стихотворений)

 

Т.Г. Шевченко

І мене в сім´ї єдиній,

В сім´ї вольній, новій…

Не забудьте пом´янути

Незлим, тихим словом.

А.С. Пушкин

Товарищ, верь: взойдёт она

Звезда пленительного счастья…

 

М.Ю. Лермантов

Я думал : жалкий человек

Чего он хочет? Небо ясно.

Под небом места много всем…

 

- Какие одинаковые мысли , выражения, слова встречаются в этих поэтических строках?

- И Т.Г. Шевченко, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов мечтали об одном и том же. Напишите 2-3 предложения, с обособленными членами используя опорную лексику. Словосочетания какой колонки вы будете использовать как обособленные члены?

 

Зачитывание 2-3 работ. Озвучивание вывода по опорному конспекту.

 

VІ .Домашнее задание.

Выучить ОК.

На выбор: задания репродуктивного характера упр. 278

                              конструктивного характера упр. 281

 

VІІ. Итог урока. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение 1.                            

 

Текст

                                       10 февраля 1837 года

 

    Свечи оплывали в тяжёлых шандалах, обвитых крепом, бросая дрожащие блики на ярко-жёлтые стены. Тарас замер у гроба. Лицо покойного, величественное, торжественное, и особенно кисти рук, неестественно большие при неярком свете, казались живыми.

    Кроме близких, в комнате толпились какие-то люди. В тулупах, даже в лохмотьях, на мгновение останавливаясь, преклоняя колени, они шли и шли нескончаемым потоком.

Погиб поэт! – невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,-

услышал Тарас тихий, гневный голос. Обернувшись, он увидел молодого офицера, пробиравшегося к выходу. Кто-то шепнул:

    -Это поручик Лермонтов.

     Тарасу казалось, что вся толпа живёт единым порывом.

Придя в тот день домой, Тарас схватил листок бумаги, и вдруг рука легко и плавно побежала по листу. Это были первые стихи Тараса Григорьевича Шевченко, великого украинского поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Материал к уроку по теме «Понятие об обособлении.

                                                Предложения с обособленными членами»

 

 

 

Стили речи                                                            Типы речи

 

Разговорный                                Описание          (какой?)                Перечисление

Художественный                                                                                 признаков          

Публицистический            Повествование (что произошло?) Событие

Научный

Официально – деловой  Рассуждение     (почему?)             Тезис (мысль)

                                                                                                                и аргументы

                                                                                                                (доказательств)

 

 

 

                  Лексика к уроку

 

 

Настроение                                       Для конструирования предложений

 

Веселое                                не встретились                  связанные незримой нитью

Радостное                             завещали                           мечтая о свободе

Восторженное                     жить в мире и согласии    великие поэты

Подавленное

Гневное

Скорбное

Торжественное

Печальное

Грустное

Тоскливое

Мрачное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Приложение 3

 

                   Обособленные члены предложения

Значение

 

 

 

Средства выражения:

устная речь

 

 

письменная речь

 

 

 

Функция

 

 

Члены предложения

 

 

Способ выражения        

 

 

Роль в речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

 

 

doc
Додано
25 серпня 2018
Переглядів
3065
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку