Сценарій "Подорож по країні Лінгвінія"

Про матеріал

Сценарій позакласного заходу "Подорож по країні Лінгвінія" для 5-6 класів - це гра-змагання, ціль якої розвиток пізнавального інтересу до вивчення російської мови, поширення словарного запасу та організація змістовного дозвілля

Перегляд файлу

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сценарий праздника-игры   "Путешествие по Лингвинии"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность праздника-игры: 45-50 минут.

 

Участники: две команды по 6 человек располагаются по разным сторонам сцены.

 

Оформление: над сценой надпись  «21 февраля – Международный  день родного языка»;  в центре - карта «Страна Лингвиния», на карте – названия городов: Фонетика, Лексика, Фразеология, Словообразование, Морфология и Орфография;  на стенах -  плакаты  с высказываниями о русском языке.

 

Музыкальное оформление: тема дороги для музыкальной заставки между конкурсами, музыкальные заставки к конкурсам, сценкам,

Система судейства: жюри (учителя, школьники, библиотекарь).

 

Подготовка: аудиоаппаратура, музыкальные записи, раздаточный материал для проведения конкурсов, большие яркие плакаты с заданиями, чтобы зрители могли их видеть; песочные часы, магнитная доска, ручки, листы белой бумаги, грамоты и призы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтец                 Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

 

Ведущий  1     Международный день родного языка провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года. С 2000 года этот день  отмечается ежегодно 21 февраля. Он призван содействовать языковому и культурному разнообразию и многоязычию, так как именно языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.

 

Ведущий 2      Сегодня в мире говорят на более чем 6 000 языках.

                           Разные языки  используют разные формы письма, с каждым связаны культурные особенности разных народов. Больше половины из существующих в мире языков находятся на грани исчезновения.

 

Ведущий 1      Каждый народ, даже самый немногочисленный,  -                                                                                                 

                          это своя неповторимая   культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

 

Ведущий 2     В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку  каждый из них уникальным образом отвечает предназначению               человека и     каждый  представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

 

Чтец                 Родной язык. Он впитан с молоком.

Звучит как музыка, нам сердце услаждая.

В международный день родного языка

На языке родном тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка.

Учитель       Ребята, cегодня мы cовершимпутешествие по стране русского языка -  стране Лингвинии. Эта чудесная и загадочная страна огромна. Ее жители вам, конечно, знакомы. Знакомы вы и с законами этой необычной страны.

      С нами будут путешествовать две команды – сборная команда 7А и 7Б класов и команда 8А класса.   В каждом городе  страны Лингвинии наших участников ждут испытания. И та команда, которая быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры-путешествия. И  для вас, уважаемые зрители, мы тоже подготовили много интересного.   Судить соревнования будет наша независимое справедливое жюри:

 

___________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________ 

 

__________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________                   

 

 

А сейчас - короткое приветствие команд.

 

                                               Приветствие команд

 

Учитель. Внимание! Конкурс 1.  Разминка.

                      Я задаю вопрос, команда должна незамедлительно на него ответить. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов

Например, в каком слове сто букв Г?  В слове «стог».

 

Вопросы команде 1

1. Что можно увидеть только с закрытыми глазами? (Сон)

 

2. Слово "белый" по отношению к слову "черный".  (Антоним)

 

3. В каком слове сто букв «л»?  (Сто-л)

 

4. Какое время года пропела попрыгунья-стрекоза? (Лето)

 

5. Упитанный друг Незнайки из Цветочного города.  (Пончик)

 

6. Он бывает между корнем и окончанием.   (Суффикс)

 

7. Какую соль не кладут в суп?  (Ноту соль)

 

8. Сын моего отца, но мне не брат.  (Я сам)

 

9. "Мартышка и очки", "Квартет" (жанр).  (Басня)

 

10. У А.Грина он был алым, а у М.Ю. Лермонтова белел "в тумане моря голубом". (Парус)

 

11. Неопределенная форма глагола.  (Инфинитив)

 

12. У него глаза велики.  (У страха)

 

13. Сколько яиц можно съесть натощак?  (Одно)

 

14. Из какой тарелки не пообедаешь?  (Из пустой)

 

15. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова "дерево", написанного на бумаге?

       (Корень)

 

16. За чем в стакане вода?  (За стеклом)

 

Вопросы команде 2

  1. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)

 

  1.  Крестная сказочной Золушки. (Фея)

 

  1.  Возлюбленная пушкинского Руслана.  (Людмила)

 

  1.  Что стоит посредине земли? (Буква «м»)

 

  1.  Какое слов имеет пять «о»?  (Опять)

 

  1.  Чем заканчивается день  и  ночь?  (Мягким знаком)

 

  1.  В каком глаголе сто отрицаний?  (Сто-нет)

 

  1.  Кто такой Печкин из Простоквашино по профессии.  (Почтальон)

 

  1. Когда руки бывают местоимениями?  (Когда они вы-мы-ты)

 

 

 

  1.  Какой кистью не выкрасишь стену?  (Виноградной)

 

  1.  Изменение имени по падежам.  (Склонение)

 

  1.  Чем всё кончается?  (Буквой «ё»)

 

  1.  Когда человек бывает деревом?   (Когда он со сна)

 

  1.  Вся часть слова до окончания.  (Основа)

 

  1.  Девочка, сумевшая растопить ледяное сердце.  (Герда)

 

  1.  Четвероногий спутник Элли в ее походе к волшебнику Изумрудного города.  (Тотошка)

 

 

Музыкальная заставка

 

 

Ведущий.  Внимание! Внимание! Вы прибыли в город Фонетика.

 

Разыгрывается Сценка о гласных и согласных звуках.  На сцену, ссорясь, выбегают гласные и согласные звуки.

 

Участники: автор, гласные  О, Е, И, А, согласные Ф, Н, Т, К.

 

Автор: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

Гласные:   

- Конечно, мы важнее!

Согласные:

- Нет, мы!

Гласные:   

 - Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные:

- Ну, это мы еще посмотрим!

Гласные:

 – Попробуйте-ка себя  произнести с закрытым ртом. Ничего не получится!

Согласные:

  - А вот и получится! Например, М.

Гласные:   

- И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные:

- Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.

Автор:  А все вместе вы можете сказать название науки, которая вас изучает.

 

 Звуки строятся, и получается слово фонетика

 

Учитель.  Внимание!  Конкурс 2. Вы знаете что такое метаграммы? Это загадки, по  условиям которых из загаданного слова, путем замены одной буквы на другую, получается новое слово. Каждая команда получает по две метаграммы, которые они должны разгадать.

 

Помимо карточек для участников, на магнитную доску вывешиваются плакаты с заданиями, чтобы зрители и жюри могли их видеть

 

Задание команде 1

Я – из материи, и все об этом знают.

Но примененье я двойное нахожу:

Когда я с А, то мной одежду украшают,

Когда я с И – больным повязкою служу. (Бант – бинт)

 

С буквой Д вперед шагаю от зари и до зари.

С П торчу, зачем – не знаю.

С Т я людям помогаю даже в сильный летний зной.

С Л всегда и всем мешаю, не дружите вы со мной. (День – пень – тень – лень).

Задание команде 2

Меня как скот невысоко ты ценишь:

Упрямцем и глупцом слыву я с давних пор.

Но если С на Р ты переменишь,

То гордо я взлечу на выси гор. (Осел – орел).

 

С Т – я книга, с  С – я рыба,

С К – бесформенная глыба,

с Л помог колоть я лед,

С Д народ во мне живет. (Том - сом - ком - лом - дом)

 

Игра со зрителями. (Проводится во время подготовки команд)

 

Учитель:  Уважаемые зрители, пока команды думают, мы с вами  тоже будем отгадывать метаграммы.   Вы можете помочь своей команде и принести ей очко, дав правильный ответ. Но если кто-то из болельщиков команды-соперницы выкрикнет, то у его команды снимается очко. Напоминаю, что в  этих загадках надо отгадать слова, заменив одну букву  на другую – и получится новое слово.

 

  1. С буквой О – арктический и антарктический,

              Без нее я знак математический. (Полюс – плюс).

 

  1. С Е – я жаркая пора,

              С О – настольная игра. (Лето – лото).

 

  1. Когда я с Д – меня сорвут,

             Когда я с Т – на мне плывут. (Плод – плот).

 

  1. Известное я блюдо, когда ж добавишь М,

             Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха).

 

  1. С Л – лить слёзы заставляю,

С Ж – по воздуху летаю. (Лук - жук)

 

  1. С Ё – колючий,

С У – ползучий  (Ёж - уж)

 

Ответы болельщиков, затем ответы команд.

 

Слово жюри.

 

Музыкальная заставка

 

Ведущий.  Внимание! Внимание! Вы прибыли в город Лексика.

         Лексика изучает словарный состав языка.

 

Чтец.

Всем название дано –

и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

 

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, _

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

 

 

Учитель.  Внимание!  Конкурс 3. Командам даются листы, на которых по два столбика слов. В правом столбике устаревшие слова, а в левом – их современное толкование. Участники должны найти соответствующие пары и соединить их стрелочками.

(Плакаты с заданиями на магнитной доске)

 

Задание  команде 1

Пращур          Губы

Перст              Подросток

Отрок Приём пищи

Трапеза          Предок

Уста                 Возлюбленная

Зазноба          Палец

 

Задание команде 2

Вершки          Ягнёнок

Око                 Жизнь

Чело               Щёки

Агнец             Сливки

Ланиты          Глаз

Живот            Лоб

 

 

Ведущий.  Уважаемые зрители! Пока команды выполняют задание, посмотрите сценку об омофонах -  словах, которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.   Итак,  сценка об омофонах "Несуразные вещи» 

 

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет".  Понадобится значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

 

 

Ответы команд.

 

Музыкальная заставка

 

Ведущий. Внимание! Внимание! Вы прибыли в город Фразеология.

Еще великий М. Ломоносов называл устойчивые сочетания речи "фразесами", предлагая включать их в словари. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Так появилась новая наука – фразеология.

 

Учитель. Внимание!  Конкурс 5. Назови фразеологизмы, в которых есть тот предмет, который капитан вытащит из коробки.

 

В коробке находятся: нос, ухо, голова, сердце,, вода

 

Ответы команд.

 

Музыкальная заставка

 

Ведущий. Внимание! Внимание! Вы прибыли в город Словообразование.

 

 Друзья! Моя задача такова –

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

 

Догадались, о чем это стихотворение? Правильно, оно о частях слова: корне, приставке, суффиксе и т.д.

 

Учитель. Внимание! Конкурс 6.  Командам  нужно собрать из разрозненных морфем  - приставок, корней, суффиксов или окончаниий -  высказывания о родном языке и выстроиться так в шеренгу, чтобы зрители  и жюри могли эти высказывания прочитать.

 

Задание команде 1

ИЗ-УЧ-А-Й   И  БЕРЕГ-И  РОД-Н-ОЙ ЯЗЫК

 

Задание команде 2

НЕТ  НИ-ЧЕГО ПРЕ-КРАС-Н- ЕЕ РОД-Н-ОГО ЯЗЫК-А

 

Ответы команд.

 

Музыкальная заставка

 

Ведущий. Внимание! Внимание! Вы прибыли в город Морфология.

Части речи она изучает.

Морфологией ее величают.

 

Учитель. Внимание ! Конкурс 7. Капитан команды вытаскивает из цилиндра название части речи и команда поют несколько строк песни, начинающейся с этой части речи.

 

В коробке названия: существительное, прилагательное, наречие, предлог, местоимение, междометие

 

Ответы команд.

 

 

Ведущий. Наше путешествие подошло к концу. Хочется верить, что вам оно понравилось и вы захотите лучше узнать эту загадочную страну – Лингвинию, побывать в других ее городах, научиться чему-нибудь новому. А пока жюри совещается,  посмотрите выступление Литературно-театрального клуба «Лицей».  Сказка «Вершки и корешки»из театрилизированного представления «Сказки про животных»  

 

Заключительное слово жюри, награждение команды-победительницы.

 

Чтец 1. 

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

-Выучи русский язык! 

Чтец 2

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

-Выучи русский язык!

 

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла, узбекский поэт.)

docx
Додано
25 серпня 2018
Переглядів
705
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку