Автором надані МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ з підготовки проведення семінарських занять, які використовуються при проведенні занять з дисципліни Економіка підприємств.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД
«МАРІУПОЛЬСЬКИЙ БУДІВЕЛЬНИЙ КОЛЕДЖ»
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ
з підготовки проведення семінарських занять
Составила: Зубкова О.П.
Маріуполь 2018 р.
Урок-семинар – это одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Семинарское занятие связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов.
На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.
Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.
Назначение уроков-семинаров:
углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные учащимися на лекции или в процессе самостоятельной работы над определенной темой (проблемой), а также проконтролировать знания студентов по той или иной теме.
Цель семинарского занятия – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.
Задачи семинарского занятия:
Функции семинарского занятия:
Особенности семинара:
Виды семинарских занятий
Просеминар – семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в учебном заведении, приобретение навыков работы с научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.
Собственно семинар – семинарское занятие, тематически прочно связанное с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.
Спецсеминар – семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется а старших курсах, и проводится под руководством специалиста в данной области.
Формы проведения семинарских занятий:
Семинар-коллоквиум – является контролирующим, проводится с целью проверки усвоения данной информации. вопросы и ответы. Вопросы можно давать в письменном виде.
Семинар - дискуссия - является информационно-исследовательским, проводится с целью закрепления новой информации, развития мышления студентов, овладения умением применять на практике знания, приобщения к исследовательской работе. Преподаватель ставит проблемные вопросы, студенты вступают в дискуссию.
Семинар – конференция - является исследованием информации, отчасти контролирующим, проводится с целью углубления знаний, их укрепления, умения логически мыслить, излагать свои мысли и взгляды, защищать их, 2-3 студента выступают с докладами, остальные участвуют в обсуждении.
Семинар - экскурсия – является информационным. Проводится с целью углубления знаний с помощью наглядного показа. Учащиеся знакомятся с определенными объектами, делается анализ увиденного преподавателем с активным участием студентов.
Семинар по клиническому разбору больных - является исследовательским, отчасти контролирующим. Способствует развитию мышления, умению применять свои знания на практике, проверке и оценке знаний студентов. Клинический разбор осуществляется на обходе, поликлиническом приеме в виде докладов истории болезни.
Другие типы семинаров:
Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.
Структура (этапы) семинарского занятия
1. Организационный момент П. Вступительное слово преподавателя, мотивация. Место темы, занятия в
изучаемом курсе. Постановка целей, задач. План занятия.
Ш. Основная часть семинара.
Заслушивание ответов на вопросы, докладов, рефератов. Последовательное обсуждение ответов, рефератов, докладов. Выработка мнений и суждений, формирование в результате дискуссии правильных суждений и др.
1У. Заключение преподавателя.
Подведение итогов занятия.
Анализ выступлений студентов, оценка их деятельности, ответы на вопросы студентов.
У. Домашнее задание.
Подготовка семинара
Подготовка семинара осуществляется по трем направлениям:
1 Разработка учебно-методического материала
Основным организационно-методическим документом является план семинара, который разрабатывает преподаватель.
Для обсуждения на семинар выносятся наиболее сложные учебные вопросы темы и формулируются иначе, чем они были рассмотрены на лекции или изложены в рекомендуемой литературе.
Не рекомендуется выносить на семинар большое количество вопросов. На 2-х часовой семинар, целесообразно выносить 3-4 вопроса.
На подготовку семинара обучаемым предоставляется 5-10 дней.
Важное значение для подготовки обучаемых, имеет правильный подбор литературы. В качестве рекомендуемых литературных источников включаются в первую очередь учебники и учебные пособия, затем законы и постановления, другие нормативные акты, конспекты лекций, статьи из журналов и газет, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные. В плане указывается четкое и точное наименование источников, автора, наименование издательства и год издания, по возможности и страницы.
План семинара подписывается преподавателем.
Основным учебно-методическим документом преподавателя является план-конспект.
В качестве |
элементов |
методического обеспечения плана-конспекта |
выступают: |
тема занятия; |
форма; дидактическая, воспитательная и |
развивающие цели; учебно-методическое образование; методы обучения, учебное время, сроки проведения, литература.
Данное методическое обеспечение плана-конспекта обязательно для всех преподавателей. Далее идет сценарий – подробный (для начинающих преподавателей) или свернутый (для более опытных преподавателей) план проведения занятия с определением этапов познавательной деятельности студентов, формулировкой вопросов тем рефератов, заданий, фамилий студентов, предлагаемых «мостиков» между отдельными этапами занятий, выводы. Заранее намечаются и конкретные методы, приемы, средства обучения.
Вначале плана-конспекта формулируются и записываются дидактические цели. Они могут начинаться словами «углубить», «систематизировать», «обобщить», «конкретизировать», «проверить» знания по вопросам темы.
Вступительное слово преподавателя (8-10 мин.) обычно включает тему и учебные цели; перечень учебных вопросов, последовательность и методику их рассмотрения; требования, предъявляемые к ответам; правила ведения дискуссии; советы, указания о том, как обеспечить обоснованность ответов,
их практическую направленность, как пользоваться доской, применять и анализировать статистические данные, наглядные пособия, ТСО.
Затем записываются учебные вопросы, темы рефератов или содержание проблем.
Записываются фамилии обучаемых, намеченных для ответов на вопросы. Указывается время, планируемое на обсуждение того или иного вопроса.
Преподаватель делает заметки (уже на занятии) о качестве ответов обучаемых.
Завершается работа над планом-конспектом разделом «Подведение итогов семинара».
В этом разделе целесообразно изложить последовательность подведения итогов и перечень показателей, по которым следует оценить качество ответов. При этом важно отметить следующие моменты:
Важное место уделяется на семинарских занятиях наглядным пособиям и ТСО.
Раздел организационно-методических указаний может быть выполнен в виде отдельного приложения к плану-конспекту. В нем формулируются организационные, методические указания и рекомендации преподавателю по подготовке и проведению семинара.
После прослушивания лекции или самостоятельного изучения литературы по заданной теме, обучаемые начинают подготовку к семинару в соответствии с его планом.
Работа обучаемых по подготовке к семинару обычно осуществляется в следующей последовательности.
Вначале уясняется тема и содержание учебных вопросов Затем обучаемые подбирают, просматривают и изучают литературу.
Перед просмотром литературы на каждый учебный вопрос заготавливается карточка, озаглавленная наименованием вопроса, на которой записываются относящиеся к нему источники информации.
Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение по данному вопросу, определить структуру и содержание ответов (реферата).
В зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки обучаемых результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана ответа, тезисов ответа или полного текста доклада.
При недостаточном опыте выступлений на семинарах, студентам полезно перед занятием воспроизвести свое выступление в устной форме.
3. Подготовка преподавателя к проведению занятия
Результативность и эффективность семинара в значительной степени зависит от преподавателя.
В отличии от обучаемых, преподаватель должен изучить более широкий перечень литературы по теме.
Особенность работы преподавателя с литературой состоит в том, что он ее изучает не только с целью познания, но и для того, чтобы определить, как можно полезнее использовать важную и наиболее ценную информацию в интересах полного и глубокого осознания и прочного усвоения обучаемыми, выносимых на обсуждение вопросов и проблем, обеспечить реализацию поставленных перед занятием учебных целей.
При этом преподаватель всегда выделяет важные детали вопросов,
которые могут быть не |
замечены обучаемыми, но |
имеющие важное |
значение для углубления их знаний и для практической деятельности. |
||
Преподаватель должен |
продумать и наметить |
дополнительные |
(наводящие ) вопросы, стимулируя этим активность обучаемых и глубокое всестороннее изучение вопросов.
Следует предусмотреть вероятность альтернативных ответов и подготовиться к их анализу и сравнению, выявлению положительных сторон и недостатков.
Затем следует продумать методику проведения семинара, каждый обучаемый должен принять активное участие в семинаре. Сначала продумать вступительное слово, затем методику обсуждения каждого вопроса.
Необходимо продумать также структуру ожидаемого ответа.
К подведению итогов семинара преподаватель готовится в процессе занятия.
Необходимо определить систему критериев и показателей, пользуясь которыми преподаватель мог бы более или менее объективно проанализировать и оценить ответ каждого обучаемого, сравнить ответы учащихся между собой, оценить их качество по форме и содержанию и подвести обоснованные итоги подготовки обучаемых и степень достижения целей.
Методика проведения семинара
Семинар начинается вступительным словом преподавателя.
Методика обсуждения вопросов на семинаре может быть различной и зависит от его предназначения, сложности обсуждаемых вопросов, подготовленности в методическом отношении преподавателя и обучаемых, дидактических целей и т.д.
Несмотря на это в методике проведения семинаров есть много общего. Вначале объявляется наименование учебного вопроса или тема реферата,
затем заслушивается выступление одного-двух обучаемых по существу данного вопроса, а затем проводится обсуждение ответов, выступлений, то есть творческая дискуссия по нему.
На проблемном семинаре преподаватель вначале формулирует проблему, а потом последовательной постановкой проблемных вопросов и заслушиванием ответов на них вовлекает обучаемых в активную работу по разрешению данной проблемы.
На семинаре преподаватель выступает как «дирижер», а обучаемые активно работают. Активность обучаемых на занятии преподаватель поддерживает тем, что предоставляет возможность большему количеству обучаемых выступить с изложением своих суждений.
Поведение преподавателя при заслушивании ответов, выступлений обучаемых должно быть демократичным, т.е. следует всегда предоставлять возможность обучаемым полностью высказать свои мысли, не прерывая без повода их выступления.
Однако следует прервать выступающего в том случае, если он уклоняется от ответа на поставленный вопрос и говорит не по существу, если он повторяет уже высказанные другими обучаемыми положения, а также при нарушении регламента времени.
Если все обучаемые в группе затрудняются ответить на поставленный вопрос преподаватель должен попытаться предоставить возможность самим обучаемым разрешить создавшееся затруднение, задав наводящие вопросы или дать им схему ответа. Если и это окажется недостаточным, преподаватель должен сам сформулировать ответ.
Затем преподаватель организует дискуссию, для чего предоставляет возможность обучаемым сделать анализ и критические замечания по сделанному выступлению, а также предложить им изложить свой вариант ответа.
Самым сложным элементом методики проведения семинара для преподавателя является соблюдение расчета времени, то есть умение так построить занятие, чтобы в отведенное учебное время возможно полно и глубоко рассмотреть (обсудить) вопросы семинара, привлечь при этом возможно большее количество обучаемых к активному их обсуждению.
Обсуждение каждого вопроса должно завершаться кратким частным итогом, содержащим объективный анализ ответов.
При этом следует выделить наиболее правильные и полные ответы, отметить существенные недостатки ответов по данному вопросу.
На любом семинаре всегда есть главный вопрос. Преподаватель должен уделить его рассмотрению большее внимание и отвести для этого больше учебного времени.
Преподаватель должен учить обучаемых четкому, краткому, логически последовательному, конкретному изложению своих мыслей, их обоснованию и обобщению, умению слушать и слышать своего оппонента, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения по одному и тому же вопросу, находить и уметь формулировать аргументы и доказательства, сформировать
у обучаемых творческий подход и наиболее рациональный стиль и методы мышления.
Цель этапа «Подведение итогов» состоит в том, чтобы сделать объективный анализ и оценить работу обучаемых на занятии, выявить его положительные стороны и недостатки, дать рекомендации по устранению скрытых недостатков.
Всегда целесообразно в самом конце занятия оставить 3-5 минут учебного времени для ответов на возможные вопросы обучаемых.
Основные критерии качества семинарского занятия
Критерии оценки содержания семинарского занятия
( рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью ит.п )
Критерии оценки методики проведения семинарского занятия
Критерии оценки организации семинарских занятий
Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии
Критерии оценки педагогических данных преподавателя
Критерии оценки результативности семинарских занятий
степень реализации плана семинарского занятия
степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой