Конспект урока по геометрии
в 8 классе
«Многоугольник и его элементы. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника»
Цели урока:
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
Ход урок:
- Здравствуйте, дети! Проверьте, все ли, что нужно к уроку лежит у вас на партах? (тетрадь, ручка, дневник, линейка, карандаш)
- Садитесь!
2. Мотивация урока.
- Дорогие ребята!Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
- Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
3. Актуализация опорных знаний.
Какие геометрические фигуры нами уже изучены? (треугольники, четырехугольники, круг)
Каковы их элементы? (вершины, стороны, углы)
Фронтальный опрос:
- Молодцы!
4. Изучение нового материала.
- Среди множества различных геометрических фигур на плоскости выделяется большое семейство МНОГОУГОЛЬНИКОВ.
Названия геометрических фигур имеют вполне определенный смысл. Присмотритесь внимательно к слову “многоугольник”, и скажите из каких частей оно состоит?
- Слово “многоугольник” указывает на то, что у всех фигур этого семейства “много углов”.
Подставьте в слово “многоугольник” вместо части “много” конкретное число, например 5. Что получили?
- Правильно! Вы получите ПЯТИУГОЛЬНИК. Или 6. Тогда – ШЕСТИУГОЛЬНИК. Заметьте, сколько углов, столько и сторон, поэтому эти фигуры вполне можно было бы назвать и многосторонниками.
- На рисунке геометрические фигуры. Используя рисунок, назовите эти фигуры.
(восьмиугольник, шестиугольник, пятиугольник, четырехугольник, треугольник)
- Каким наименьшим числом можно заменить “много” в многоугольнике? (Ответ: 3)
- Давайте попробуем определить, что такое ломаная? (Ло́маная— геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами.)
- Ребята, а если первая и последняя точки ломаной совпадают, то как называется такая ломаная (называется замкнутой)?
- Имея всю необходимую информацию, давайте попробуем сами сформулировать, что же такое многоугольник?
- Правильно! Фигура, ограниченная простой замкнутой ломаной, называется многоугольником.
Любой треугольник выпуклый. Среди многоугольников, с числом углов большим трех, могут быть выпуклые и невыпуклые.
- В чем отличие данных многоугольников?
Диагональю многоугольника называется отрезок, соединяющий его несоседние вершины. Подсчет диагоналей
Диагоналей нет у треугольника на плоскости и у тетраэдра в пространстве, поскольку все вершины этих фигур попарно связаны сторонами (ребрами).
Количество диагоналей N у многоугольника легко вычислить по формуле:
N = n·(n – 3)/2, - запишем формулу в тетради, и выдилим ее.
где n — число вершин многоугольника. По этой формуле нетрудно найти, что
Исследовательская работа по группам
Каждая группа работает по учебно-исследовательской карте.
1.Задача.
Чему равна сумма углов выпуклого пятиугольника?
2.Проблема.
Как зависит сумма углов выпуклого n-угольника от числа углов
многоугольника и от числа треугольников, на которые он разбивается
диагоналями, проведенными из одной вершины?
3.Пробы.
1 проба-1800 2 проба-3600 3 проба-5400 4 проба-7200
n=3 n=4 n=5 n=6
- Что мы видим? (Количество треугольников (n-2)).
- Давайте заполним таблицу.
4.Таблица результатов.
Пробы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число углов |
3 |
4 |
5 |
6 |
Число треугольников |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сумма углов |
1800 |
3600 |
5400 |
7200 |
- Так как, сумма углов одного треугольника – 180, то сумма углов выпуклого n-угольника равна 180° (n-2 )
Вывод: Формула для суммы внутренних углов n-угольника. 180° (n-2 ).
- Сумма внешних углов выпуклого многоугольника не зависит от числа сторон п- угольника и равна 360.
5. Закрепление нового материала.
Задача 253
- Сколько диагоналей можно провести из одной вершины выпуклого семиугольника? Найдите общее количество диагоналей выпуклого семиугольника. (можно провести 4 диагонали из одной вершины выпуклого семиугольника. Общее количество диагоналей выпуклого семиугольника – N=14: )
Задача 254
6. Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание: № 253, 254, 257 Вариант 2 с ваших сборников