Морфологія. Підготовка до олімпіади

Про матеріал

В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Морфология" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.

Перегляд файлу

Морфология

 

1. Для искусственно созданного по модели русского языка слова «лурила» укажите все возможные варианты определения части речи и грамматического значения. К каждому варианту приведите пример существующего в русском языке слова, имеющего такое же грамматическое значение и такие же показатели этого значения.             

2. Для искусственно созданного по модели русского языка слова «густи» укажите все возможные варианты определения части речи и грамматического значения. К каждому варианту приведите пример существующего в русском языке слова, имеющего такое же грамматическое значение и такие же показатели этого значения.             

3. Для искусственно созданного по модели русского языка слова «квустей» укажите все возможные варианты определения части речи и грамматического значения. К каждому варианту приведите пример существующего в русском языке слова, имеющего такое же грамматическое значение и такие же показатели этого значения.

4. А) Измените предложение «В следующем году он собирается исследовать эту проблему» так, чтобы в одном варианте глагол исследовать был совершенного вида, а в другом этот же глагол был несовершенного вида. Как называются такие глаголы?                                                       

     Б) Выпишите из приведенного ниже списка подобные глаголы. Чтобы доказать свою мысль, составьте с ними предложения. (Можно использовать любую форму этих глаголов).

Бороться, использовать, выглядеть, зависеть, ранить, захотеть.

     В) Определите, к какому типу спряжения относится каждый из шести указанных выше глаголов. Почему глагол зависеть относится к исключениям, а глагол выглядеть нет, хотя оба оканчиваются на -еть и относятся к одному спряжению?

5. А) Выпишите из приведенного ниже списка подобные глаголы.

Травмировать, обидеть, миновать, выгореть, отдышаться,  прибежать.

Чтобы доказать свою мысль, составьте с ними предложения. (Можно использовать любую форму этих глаголов).                            

      Б) Определите, к какому типу спряжения относится каждый из шести указанных выше глаголов. Почему глагол обидеть относится к исключениям, а глагол выгореть нет, хотя оба оканчиваются на -еть и относятся к одному спряжению?

6. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.

1. Имя прилагательное, относительное в значении качественного, в форме сравнительной степени, мужского рода, единственного числа, в предложении является частью сказуемого. 

2. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3 склонения, в форме единственного числа, предложного падежа, в предложении является подлежащим.

3. Имя числительное, количественное, целое, простое, в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа, в предложении является частью подлежащего.

4. Глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, 1 спряжения, в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, в предложении является сказуемым. 

7. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.

1. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения, в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является определением.  

2. Имя прилагательное, качественное, в краткой форме, женского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении является определением.

3. Имя числительное, количественное, целое, простое, женского рода, в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является дополнением. 

4. Глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, 2 спряжения, в неопределенной форме, в предложении является определением.

8. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.

1. Имя прилагательное, качественное, в краткой форме, женского рода, единственного числа, в предложении является частью сказуемого. 

2. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 2 склонения, в форме множественного числа, именительного падежа, в предложении является подлежащим.

3. Наречие, в предложении является определением.

4. Глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, 1 спряжения, в неопределенной форме, в предложении является дополнением.

9. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.

1. Глагол несовершенного вида, непереходный, возвратный, 1 спряжения, в неопределенной форме, в предложении является обстоятельством.

2. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, разносклоняемое, в форме единственного числа, именительного падежа, в предложении является подлежащим.

3. Наречие, в предложении является частью составного именного сказуемого.

4. Местоимение, притяжательное, неизменяемое.

10. Определите часть речи и грамматические признаки слова «доготав» языка абракадабра.

11. Определите часть речи и грамматические признаки слова «прокоряв» языка абракадабра.

12. Определите часть речи и грамматические признаки слова «сникуняв» языка абракадабра.

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Сухініна Ірина Вікторівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
22 січня 2018
Переглядів
740
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку