В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Морфология" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.
Морфология
1. Для искусственно созданного по модели русского языка слова «лурила» укажите все возможные варианты определения части речи и грамматического значения. К каждому варианту приведите пример существующего в русском языке слова, имеющего такое же грамматическое значение и такие же показатели этого значения.
2. Для искусственно созданного по модели русского языка слова «густи» укажите все возможные варианты определения части речи и грамматического значения. К каждому варианту приведите пример существующего в русском языке слова, имеющего такое же грамматическое значение и такие же показатели этого значения.
3. Для искусственно созданного по модели русского языка слова «квустей» укажите все возможные варианты определения части речи и грамматического значения. К каждому варианту приведите пример существующего в русском языке слова, имеющего такое же грамматическое значение и такие же показатели этого значения.
4. А) Измените предложение «В следующем году он собирается исследовать эту проблему» так, чтобы в одном варианте глагол исследовать был совершенного вида, а в другом этот же глагол был несовершенного вида. Как называются такие глаголы?
Б) Выпишите из приведенного ниже списка подобные глаголы. Чтобы доказать свою мысль, составьте с ними предложения. (Можно использовать любую форму этих глаголов).
Бороться, использовать, выглядеть, зависеть, ранить, захотеть.
В) Определите, к какому типу спряжения относится каждый из шести указанных выше глаголов. Почему глагол зависеть относится к исключениям, а глагол выглядеть нет, хотя оба оканчиваются на -еть и относятся к одному спряжению?
5. А) Выпишите из приведенного ниже списка подобные глаголы.
Травмировать, обидеть, миновать, выгореть, отдышаться, прибежать.
Чтобы доказать свою мысль, составьте с ними предложения. (Можно использовать любую форму этих глаголов).
Б) Определите, к какому типу спряжения относится каждый из шести указанных выше глаголов. Почему глагол обидеть относится к исключениям, а глагол выгореть нет, хотя оба оканчиваются на -еть и относятся к одному спряжению?
6. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.
1. Имя прилагательное, относительное в значении качественного, в форме сравнительной степени, мужского рода, единственного числа, в предложении является частью сказуемого.
2. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3 склонения, в форме единственного числа, предложного падежа, в предложении является подлежащим.
3. Имя числительное, количественное, целое, простое, в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа, в предложении является частью подлежащего.
4. Глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, 1 спряжения, в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, в предложении является сказуемым.
7. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.
1. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения, в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является определением.
2. Имя прилагательное, качественное, в краткой форме, женского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении является определением.
3. Имя числительное, количественное, целое, простое, женского рода, в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является дополнением.
4. Глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, 2 спряжения, в неопределенной форме, в предложении является определением.
8. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.
1. Имя прилагательное, качественное, в краткой форме, женского рода, единственного числа, в предложении является частью сказуемого.
2. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 2 склонения, в форме множественного числа, именительного падежа, в предложении является подлежащим.
3. Наречие, в предложении является определением.
4. Глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, 1 спряжения, в неопределенной форме, в предложении является дополнением.
9. Прочитайте грамматические характеристики слов. Если в русском языке есть слово с такими характеристиками, приведите пример и составьте с ним предложение, употребив слово в описанной форме. Если в описании есть ошибка и в русском языке нет слова с такими характеристиками, укажите ошибку.
1. Глагол несовершенного вида, непереходный, возвратный, 1 спряжения, в неопределенной форме, в предложении является обстоятельством.
2. Имя существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, разносклоняемое, в форме единственного числа, именительного падежа, в предложении является подлежащим.
3. Наречие, в предложении является частью составного именного сказуемого.
4. Местоимение, притяжательное, неизменяемое.
10. Определите часть речи и грамматические признаки слова «доготав» языка абракадабра.
11. Определите часть речи и грамматические признаки слова «прокоряв» языка абракадабра.
12. Определите часть речи и грамматические признаки слова «сникуняв» языка абракадабра.