В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Творческие задания" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.
Творческие задания
1. Творческое задание (по выбору).
Напишите статью (интервью, репортаж, очерк, мемуары) в журнал «Театр» на одну из тем:
«Любимые и нелюбимые роли мягкого знака»
ИЛИ
«Любимые и нелюбимые роли кавычек».
Объем – не более 1 страницы
2. Творческое задание (по выбору).
Напишите статью (интервью, репортаж, очерк, мемуары) в журнал «Театр» на одну из тем:
«Любимые и нелюбимые роли инфинитива (неопределённой формы глагола)»
ИЛИ
«Любимые и нелюбимые роли двоеточия».
Объем – не более 1 страницы
3. Творческое задание (по выбору).
Напишите статью (интервью, репортаж, очерк, мемуары) в журнал «Театр» на одну из тем: «Любимые и нелюбимые роли частицы»
ИЛИ
«Любимые и нелюбимые роли тире».
Объем – не более 1 страницы
4. Напишите сочинение по выбору.
1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли в языке вводные слова и предложения?». (Необходимо использовать несколько аргументов и примеров для подтверждения своих мыслей).
ИЛИ
2. Сочинение-описание «Перед грозой». (Необходимо использовать разные (не менее семи типов) средства художественной выразительности (тропы и фигуры). Над каждым средством надпишите тип).
(Объем – не более 1 страницы).
5. Напишите сочинение по выбору.
1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли знаки препинания?». (Необходимо использовать несколько аргументов и примеров для подтверждения своих мыслей).
ИЛИ
2. Сочинение-описание «Утро в горах». (Необходимо использовать разные (не менее семи типов) средства художественной выразительности (тропы и фигуры). Над каждым средством надпишите тип).
(Объем – не более 1 страницы).
6. Напишите сочинение по выбору.
1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли в жизни словари?». (Необходимо использовать несколько аргументов и примеров для подтверждения своих мыслей).
ИЛИ
2. Сочинение-описание «Осенний вечер». (Необходимо использовать разные (не менее семи типов) средства художественной выразительности (тропы и фигуры). Над каждым средством надпишите тип).
(Объем – не более 1 страницы).
7. Напишите творческую работу по выбору.
1. Докажите или опровергните мысль древнегреческого философа и писателя Менандра: «Нет ничего сильнее слова». Раскрывая тему, приведите не менее двух аргументов и примеров для подтверждения своих мыслей.
Объем не более 1 страницы.
ИЛИ
2. Три сочинения на тему «Гроза» в трёх стилях (научном, публицистическом и художественном), используя лексические, синтаксические, стилистические средства, характерные для каждого стиля. (Объем не более 0,5 станицы каждое.)
8. Напишите творческую работу по выбору.
1. Докажите или опровергните мысль Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Раскрывая тему, приведите не менее двух аргументов и примеров для подтверждения своих мыслей. Объем не более 1 страницы.
ИЛИ
2. Три сочинения на тему «Ветер» в трёх стилях (научном, публицистическом и художественном), используя лексические, синтаксические, стилистические средства, характерные для каждого стиля. (Объем не более 0,5 станицы каждое.)
9. Напишите творческую работу по выбору.
1. Сочинение-рассуждение «Нужна ли Красная книга русского языка?». Раскрывая тему, приведите не менее двух аргументов и примеров для подтверждения своих мыслей. Объем не более 1 страницы.
ИЛИ
2. Три сочинения на тему «Снегопад» в трёх стилях (научном, публицистическом и художественном), используя лексические, синтаксические, стилистические средства, характерные для каждого стиля. (Объем не более 0,5 станицы каждое.)
10. Творческое задание.
А) Перескажите одну из сказок («Три поросёнка», «Репка» или любую другую) одним сложным предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции: причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, вставные конструкции и т.д.
Б) Определите, какая известная русская пословица описана в тексте научного стиля:
Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
Попытайтесь подобным образом описать одну из следующих пословиц (или любую другую).
Дуракам (дураку) закон не писан.
Собака лает, ветер носит.
В тихом омуте черти водятся.
Кашу маслом не испортишь.
11. Творческое задание.
А) Перескажите одну из сказок («Гадкий утёнок», «Колобок» или любую другую) одним сложным предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции: причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, вставные конструкции и т.д.
Б) Определите, какая известная русская пословица описана в тексте научного стиля:
Порция, равная приблизительно двадцати граммам жидкого продукта сухой перегонки твердого топлива, приводит в состояние непригодности к использованию деревянную емкость с продуктом переработки цветочной пыльцы представителем перепончатокрылых насекомых.
Попытайтесь подобным образом описать одну из следующих пословиц (или любую другую).
Много будешь знать – скоро состаришься.
Дурной пример заразителен.
Под лежачий камень вода не течет.
Шила в мешке не утаишь.
12. Творческое задание.
А) Перескажите одну из сказок («Золушка», «Теремок» или любую другую) одним сложным предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции: причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, вставные конструкции и т.д.
Б) Определите, какая известная русская пословица описана в тексте научного стиля:
Термическая обработка металла должна иметь место до начала снижения температурного режима обработки.
Попытайтесь подобным образом описать одну из следующих пословиц (или любую другую).
Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал.
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
Нет дыма без огня.
Нашла коса на камень
13. Творческое задание (по выбору).
1) Прочитайте фрагмент стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом», в котором поэт использует новые слова, созданные им по определённым существующим в русском языке словообразовательным моделям.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачий!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
Образуйте и Вы от одного любого корня с помощью различных существующих в русском языке приставок и суффиксов 5-7 новых слов, чтобы среди них были представлены минимум три части речи. Вы можете использовать одно из приведенных ниже слов, а можете выбрать любое другое. Придумайте и запишите рассказ или сказку, включив созданные Вами слова. Подчеркните их в тексте.
Можно использовать корень одного из слов: озеро, луч, миг, радуга, дерево, роса, книга, тарелка, зелёный, быстрый, гулять, наш, всякий, один или корень любого другого слова.
Объем – не более 1 страницы.
ИЛИ
2) Докажите или опровергните мысль Всеволода Рождественского: «И есть слова, которым век сиять…». Раскрывая тему, приведите аргументы и примеры для подтверждения своих мыслей.
Объем – не более 1 страницы.
14. Докажите или опровергните мысль персидского поэта Саади: «Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт». Раскрывая тему, приведите аргументы и примеры для подтверждения своих мыслей.
15. Докажите или опровергните мысль А.Н. Островского: «Слаб современный язык для выражения всей грациозности ваших мыслей». Раскрывая тему, приведите аргументы и примеры для подтверждения своих мыслей.
16. Докажите или опровергните мысль П.А.Вяземского: «Язык – инструмент, едва ли не труднее он самой скрипки». Раскрывая тему, приведите аргументы и примеры для подтверждения своих мыслей.
17. Творческое задание (по выбору).
А) Напишите эссе по одному из приведенных ниже отрывков стихотворений (на выбор). Обратите внимание, что Ваше сочинение не должно содержать анализ выбранного текста. Это должны быть Ваши мысли, впечатления, ассоциации, которые возникли в результате прочтения данного отрывка.
1. Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов... М. Волошин |
2. Вот музыка та, под которую мне хочется плакать и петь. Б. Окуджава |
Объем – не более 1 страницы
ИЛИ
Б) По одной из тем любого раздела языкознания (орфографии, пунктуации, фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и т.д.) напишите лингвистическую сказку, в которой героями выступают определенные лингвистические понятия и единицы, а в характерах и поступках действующих лиц наглядно проявляются признаки определенных языковых явлений и законы языка.
Объем – не более 1 страницы
18. Творческое задание (по выбору).
А) Напишите эссе по одному из приведенных ниже отрывков стихотворений (на выбор). Обратите внимание, что Ваше сочинение не должно содержать анализ выбранного текста. Это должны быть Ваши мысли, впечатления, ассоциации, которые возникли в результате прочтения данного отрывка.
1. На камине свеча догорала, мигая, Отвечая дрожаньем случайному звуку. Н. Гумилев
|
2. Ломали старый деревянный дом. Уехали жильцы со всем добром… Остались в доме сны, воспоминанья, Забытые надежды и желанья. А. Тарковский |
ИЛИ
Б) По одной из тем любого раздела языкознания (орфографии, пунктуации, фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и т.д.) напишите лингвистическую сказку, в которой героями выступают определенные лингвистические понятия и единицы, а в характерах и поступках действующих лиц наглядно проявляются признаки определенных языковых явлений и законы языка.
19. ). Обратите внимание, что Ваше сочинение не должно содержать анализ выбранного текста. Это должны быть Ваши мысли, впечатления, ассоциации, которые возникли в результате прочтения данного отрывка.
1. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Б. Пастернак |
2. И понял я, что в мире нет Затёртых слов или явлений. Д. Самойлов
|
ИЛИ
Б) По одной из тем любого раздела языкознания (орфографии, пунктуации, фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и т.д.) напишите лингвистическую сказку, в которой героями выступают определенные лингвистические понятия и единицы, а в характерах и поступках действующих лиц наглядно проявляются признаки определенных языковых явлений и законы языка.
І. Соответствие теме, глубина раскрытия темы |
4 – 0 |
ІІ. Логико-композиционная организация (построение текста в соответствии с содержанием, проблематикой, жанром; логическая последовательность изложения; связность) |
4 – 0 |
ІІІ. Полнота раскрытия темы, цельность, доказательность |
4 – 0 |
ІV. Речевое оформление (точность выражения мыслей, свободное владение лексикой, использование средств художественной выразительности) |
4 – 0 |
V. Оригинальность и самостоятельность |
4 – 0 |
VІ. Грамотность: 0 – 1 ошибка 2 – 3 ошибки 4 ‑ 5 ошибок 6 ‑ 7 ошибок |
4 – 0 4 3 2 1 |
Максимальное количество – 24 балла. Творческое задание оценивается в соответствии с критериями оценивания творческого задания. За каждые ТРИ ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические и другие), допущенные в работе (кроме творческого задания) из общего количества баллов вычитается 1 балл.