Синтаксис. Підготовка до олімпіади

Про матеріал

В пособие включены задания по русскому языку для подготовки к Всеукраинской олимпиаде по теме "Синтаксис" . Пособие адресовано учителям и может быть использовано для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней, на уроках, а также на занятиях кружка по русскому языку. Оно является уникальным и полезным, потому что разделено на разделы языкознания, так учителям легче систематизировать знания учащихся.

Перегляд файлу

Синтаксис и пунктуация

 

1. Укажите четыре предложения с составным глагольным сказуемым.

А Сегодня я буду читать всю ночь.

Б Я прошу вас не читать по ночам.

В Стол был накрыт на веранде.

Г Обломов стал читать вслух.

Д Все принимали участие в соревнованиях.

Е  Хотел объехать целый свет…

Ж Друзья побежали купаться.

З  Человек должен стремиться к высшей цели.

И Жара начала спадать.

К Давай купим эту книгу. 

2. Исправьте (где необходимо) пунктуационные ошибки.

А Было светло, почти как днем.

Б Щенок имел вид взъерошенный и испуганный.

В Чужды вам страсти, и чужды страдания. 

Г Ночь Василий проспал, не просыпаясь.

Д Утомленный долгой ходьбой Сергей мгновенно заснул.

3. Установите соответствие между придаточным и его типом.

1. И толк в камнях знал, даром что не шибко умный.

2. Мы подъехали к крепости, куда входила наша армия.

3. Приятно, когда есть на свете добрые люди.

4. Говори так, чтобы было понятно.

А изъяснительное

Б цели

В образа действия и степени

Г места

Д уступительное

Е времени

Ж определительное   

4. Укажите, каким членом предложения может быть имя существительное.

А только подлежащим

Б только подлежащим и дополнением

В только подлежащим и обстоятельством

Г только подлежащим и сказуемым

Д всеми членами предложения

Приведите примеры и надпишите над именем существительным его синтаксическую роль.             

5. Укажите четыре предложения с составным глагольным сказуемым.

А Не буду я вам ничего говорить.

Б Я прошу не говорить никому. 

В Осень выдалась сухая.

Г Со старыми знакомыми он перестал видеться.

Д Тут он было вышел.

Е Не всякий способен выслушать.

Ж Он поехал учиться в Киев.

З Он пустился бежать во весь дух.

И Он был не в состоянии думать о своих делах.

К Пусть они оставят книги.

6. Исправьте (где необходимо) пунктуационные ошибки.

А Охваченная ярким светом расширилась и всколыхнулась вся степь.

Б За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

В Степан выражался языком, неожиданно изысканным.

Г Ночь мягкая, совсем как бархат.

Д Волна бьёт в валуны и падая дробится в пыль.     

7. Установите соответствие между придаточным и его типом.

1. У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал.

2. Он не сказал, когда вернется.

3. Дождь усиливался, так что нужно было быстрее добраться домой.

4. Жаров писал так, что Иван не мог оторваться от книги.

А следствия

Б цели

В образа действия и степени

Г причины

Д уступительное

Е времени

Ж изъяснительное    

8. Укажите, каким членом предложения может быть имя существительное.

А только подлежащим

Б только подлежащим и дополнением

В только подлежащим и обстоятельством

Г только подлежащим и сказуемым

Д всеми членами предложения

Приведите примеры и надпишите над именем существительным его синтаксическую роль.

9. Укажите, каким членом предложения может быть глагол.

А только сказуемым

Б только подлежащим и сказуемым

В только сказуемым и обстоятельством

Г только подлежащим, сказуемым и обстоятельством

Д всеми членами предложения

Приведите примеры и надпишите над глаголом его синтаксическую роль.   

10. Укажите четыре предложения с составным глагольным сказуемым.

А Мы будем петь на концерте.

Б Врач запретил ему нервничать.

В Дорога становилась все хуже.

Г Я намерен отправиться гулять.

Д Я возьму да расскажу.

Е Саша старался бежать быстро.

Ж Они полетели отдыхать.

З Мама перестала понимать его.

И Я готов выполнить твою просьбу.

К Давай вместе пойдем домой.      

11. Исправьте (где необходимо) пунктуационные ошибки.

А Уставшие от городской суеты друзья отправились в лес.

Б Они выбрались на поляну, местами залитую водой.

В Время стояло, довольно теплое.

Г Ты пишешь, как курица лапой.

Д Стояла прекрасная погода и нам обидно было сидеть дома.  

12. Установите соответствие между придаточным и его типом.

1. Мне грустно оттого, что весело тебе.

2. От того городка, куда он попал, до Киева было очень далеко.

3. Было известно, где расположен командный пункт.

4. Чем ночь темнее, тем звёзды ярче.

А изъяснительное

Б цели

В сравнительное

Г места

Д причины

Е времени

Ж определительное  

13. Укажите, какими частями речи может выражаться подлежащее. 

А только существительным и местоимением

Б только существительным и глаголом

В только существительным, местоимением и глаголом

Г всеми знаменательными частями речи

Д всеми частями речи

 

Приведите примеры и надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено.

14. Укажите сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями (1-я  группа), а словосочетания разделите на три группы по типу связи: согласование (2-я группа), управление (3-я группа), примыкание (4-я группа).

А свой дом

Б около дома

В дети постарше

Г трёх студентов

Д идти  пешком 

Е более интересный

Ж его тетрадь

З один из школьников

И желание учиться

К маминого брата

Л магазин закрыт

М пять стульев 

1 группа – … 2 группа – … 3 группа – … 4 группа – …

15. Установите соответствие между придаточным и его типом.

1. Ему не верили, что бы он ни обещал.

2. Они встали очень рано, чтобы успеть к поезду.

3. Мне известно, когда он прилетает.

4. Двор, куда они пришли, напоминал колодец.

А изъяснительное

Б цели

В места

Г уступительное

Д времени

Е определительное

16. Укажите синтаксическую роль инфинитива в следующих предложениях:

А Друзья побежали купаться.

Б Была последняя надежда – прорваться в степь.

В Мы будем работать всю ночь.

Г Учиться – всегда пригодится.

Д Секретарь попросила посетителя подождать в приёмной.

17. Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все односоставные предложения, определите их тип.

Багря(н, нн)ая зря блещт и на небсвод и в воде. Золоч(н, нн)ая вода как зеркало лиш (кое)где стелтся туман. Вокру… стоит (н…)чем (н)нарушамая тишина. Наверно будет ветр(н, нн)о. (На)конец природа просыпатся вет ветерок воздух наплнятся шрохами в неб курлычт журавли. Прбрежные камышвые зарсли и чащба ивнка шпотом не жлая что(бы) кто(то) услышал переговарваются между собой. Под леким дунвением ветра блстающая поверхность речнки вздрагват и сплош покрываясь чрной рябю ослпительно отржающй сонце улыбатся бедо(н, нн)ому небу бечтными серебр(н, нн)ыми улыбками. Пеа(н, нн)ый бережк напомнает раглаже(н, нн)ую холщвую ткань а(к, кк)уратно растеле(н, нн)ую по берегу ветер вырвнял поверхность (н…)оставв (н…)одной склаки. Стою как завороже(н, нн)ый. Пора двигатся дальше.

18. Установите соответствие между придаточным и его типом.

1. Бабушка не хотела его слушать, что бы
он ни говорил.

2. Нужно было, чтобы он вернулся.

3. Он сразу уснул, так что я не успел с ним поговорить.

4. Он так вырос, что стал выше всех в классе.

А следствия

Б изъяснительное

В цели

Г уступительное

Д времени

Е меры и степени    4 б.

19. Укажите синтаксическую роль инфинитива в следующих предложениях:

А Выпускники поехали учиться в город.

Б  Все ждали приказа наступать.

В Мы будем петь на концерте.

Г  Курить – здоровью вредить.

Д Врач запретил ему нервничать.

20. Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все односоставные предложения, определите их тип.

Ст…ит бе…ветр…(н, нн)ое утро наполн…(н, нн)ое (н…)чем (н…)наруша…мым ум…ротв…рением. Люблю это время. Лес дремл…т лиш… (кое)где слыш…т…ся (н…)ожида(н, нн)ые звуки крикн…т ноч…ная птица упадет ж…лудь. Осе(н, нн)ий утр…(н, нн)ий воздух как стекля(н, нн)ый. Меня окликнули. Я поздровался с Иваном Ильич…м и тихо ра…говар…вая мы пошли по ж…лтой пе…а(н, нн)ой тр…пинк… отгорож…(н, нн)ой зар…слями ивн…ка и (н…)высокой пор…сл…ю ж…молост…. Справ… видне…тс…я пута(н, нн)ый след какого(то) зверька он проб…жал совсем (н…)давно. Испуга(н, нн)ый чем(то) зв…рёк …делал скач…к в сторону ра…ст…лающ…йся по земле буйной р…стительност… и след его и…чез. Вокруг стоит ра…краш…(н, нн)ый в разные цвета лес наполн…(н, нн)ый ш…потом ветра и ш…рохом лист…ев. Впереди показалась реч…нка берега которой усея(н, нн)ы гнёздами вз…ерош…(н, нн)ых береговуш…к. Её студё(н, нн)ая вода ч…рная как вороне(н, нн)ая сталь. Хочтся летом остановится здесь на ночвку.

 

21. Установите соответствие между придаточным и его типом.

1. Выступление всё-таки состоялось, благо нашли другой микрофон.

2. Дом, где он жил, находился на окраине.

3. Всем было интересно, где Саша так долго пропадал.

4. Чем меньше окна, тем теплее в избах.

А изъяснительное

Б определительное

В времени

Г причины

Д места

Е сравнения  

22. Укажите синтаксическую роль инфинитива в следующих предложениях.

А Путники подошли к реке напоить лошадей.

Б Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

В Саша вечером будет рисовать картину.

Г Смотреть в окно – время терять.

Д Я приказываю экипажу прыгать с парашютами.

23. Объясните, как можно понять предложение Заказ доставлен Ивановым.   Почему возможно двоякое толкование?             

24. Составьте пять предложений с однородными членами так, чтобы в каждом ряду однородные члены выражались разными частями речи (часть речи обозначьте). В первом предложении в однородном ряду должны находиться подлежащие, во втором – сказуемые, в третьем – дополнения, в четвертом – определения, в пятом – обстоятельства.

25. Объясните, как можно понять предложение Поздний звонок Марии всех разбудил.  Почему возможно двоякое толкование?

26. Составьте пять сложноподчиненных предложений, дополнив главную часть  Мы остановились на ночлег… разными типами придаточных. Укажите тип придаточных.

27. Назовите пять разных синтаксических конструкций, которыми в русском языке могут выражаться причинно-следственные отношения? Приведите примеры.

28. Встречаются ли в русском языке случаи, когда падеж существительного определяется только порядком слов в предложении? Если встречаются такие случаи, приведите по одному примеру к каждому случаю. Если не встречаются, объясните почему.             

29. Объясните, как можно понять предложение Мать любит дочь.  Почему возможно двоякое толкование?

30. В приведенных ниже предложениях имеет место одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Попытайтесь дополнить этот ряд, выразив тот же смысл односоставными предложениями разных типов. Укажите тип предложений.

Я не смею больше Вас задерживать.

Я прошу Вас, уйдите.

31. Внимательно прочитайте приведенные ниже предложения. Найдите предложения, которые имеют несколько вариантов толкования. Для каждого такого предложения укажите причину возникновения неоднозначности. Замените каждое из них двумя другими так, чтобы в новых предложениях выражалось только одно значение. При этом можно изменять структуру исходного предложения, порядок и формы слов, вводить дополнительные члены предложения.

1. Ответ старика не удовлетворил.

2. Мама купила дочери красивую куклу.

3. Посещение родственников всегда было для меня праздником.

4. Степь сменяет лес.

5. Студент вчера прослушал лекцию. 

1. Он смог заказать из Парижа эту редкую книгу.

2. Маша достала книгу из сумки.

3. Сергей прислан к нам инспектором.

4. Камень дробит железо.

5. Секретарь просмотрела распоряжение. 

1. Мне приказано передать это письмо.

2. Ребята внимательно слушали рассказ учителя.

3. Я нашел перевод А.С. Пушкина.

4. За окном автомобиля поля и деревеньки сменили городские дома и шумные улицы.

5. Преданный друг испытывал большие трудности.   

1. Сергей вернулся из командировки в Москву.

2. Эту книгу мне читала мама.

3. Преследование тигра закончилось неудачей.

4. Физика интересует математика.

5. Курица вывела цыплят.

32. Даны грамматические характеристики главных и второстепенных членов трёх предложений. Если все члены каждого предложения описаны правильно и в русском языке существуют члены предложения с такими характеристиками, составьте предложение с описанными частями речи в указанной форме и подчеркните соответствующим образом все члены предложения. Если в описании хотя бы одного члена какого-то предложения есть ошибка, значит, предложение составить нельзя. В этом случае укажите ошибку.

Порядок расположения описанных членов предложения может быть произвольным.

Предложение 1.

Подлежащее: имя существительное в форме единственного числа, именительного падежа.

Сказуемое: простое глагольное с глаголом в форме прошедшего времени.

Определение: несогласованное; выражено глаголом в неопределённой форме.

Дополнение: косвенное; выражено существительным.

Обстоятельство: выражено наречием.

Предложение 2.

Подлежащее: причастие, перешедшее в разряд имен существительных.

Сказуемое: составное глагольное.

Определение: несогласованное; выражено именем существительным в косвенном падеже.

Дополнение: прямое; выражено именем существительным в родительном падеже.

Обстоятельство: выражено именем существительным в косвенном падеже.

Предложение 3.

Подлежащее: личное местоимение 3-го лица.

Сказуемое: простое глагольное.

Определение: несогласованное; выражено прилагательным.

Дополнение: прямое; выражено именем существительным в дательном падеже.

Обстоятельство: выражено глаголом прошедшего времени.    

Предложение 1.

Подлежащее: имя существительное в форме именительного падежа.

Сказуемое: простое глагольное; состоит из двух слов.

Определение: несогласованное; выражено наречием.

Дополнение: прямое; выражено именем существительным в винительном падеже.

Обстоятельство: выражено деепричастным оборотом.

Предложение 2.

Подлежащее: словосочетание.

Сказуемое: простое глагольное.

Определение: несогласованное; выражено именем прилагательным.

Дополнение: косвенное; выраженное именем существительным.

Обстоятельство: выражено неопределенной формой глагола.

Предложение 3.

Подлежащее: имя существительное в именительном падеже.

Сказуемое: простое глагольное; выражено именем прилагательным.

Определение: согласованное; выражено существительным в косвенном падеже с предлогом.

Дополнение: косвенное; выражено местоимением.

Обстоятельство: выражено именем существительным. 

Предложение 1.

Подлежащее: имя прилагательное, перешедшее в разряд существительных.

Сказуемое: составное глагольное; краткое прилагательное + инфинитив основного глагола.

Определение: несогласованное; выражено существительным.

Дополнение: косвенное; выражено именем существительным.

Обстоятельство: выражено наречием в сравнительной степени.

Предложение 2.

Подлежащее: имя существительное в именительном падеже.

Сказуемое: простое глагольное.

Определение: несогласованное; выражено притяжательным местоимением.

Дополнение: косвенное; выражено неопределенной формой глагола.

Дополнение: косвенное; выражено именем существительным.

Обстоятельство: выражено существительным в косвенном падеже.

Предложение 3.

Подлежащее: обращение; выражено именем существительным в именительном падеже.

Сказуемое: простое глагольное.

Дополнение: косвенное; выражено местоимением в косвенном падеже.

Определение: согласованное; выражено наречием.

Обстоятельство: выражено существительным.   

33. Дано предложение на несуществующем языке абракадабра:

Почаживая морошь пкарно зажугила сникуняв торма соманула вупоря.

Докирывая катушь фсично прифунила доготав зорома повинула бусяча. 

Лакутывая синушь мрывно заланила прокоряв кивта надинула гарося.

В этом языке правила словообразования и словоизменения, правила соединения слов в предложения, правила пунктуации, а также префиксы, суффиксы, окончания такие же, как и в русском языке.

Обратите внимание на то, что в языке абракадабра, как и в русском языке, могут совпадать разные грамматические формы одного и того же слова (например, у прилагательного злой совпадают форма мужского рода единственного числа именительного падежа (злой человек) и форма женского рода единственного числа родительного падежа (злой мачехи)) и могут совпадать формы разных слов (например, три – глагол повелительного наклонения единственного числа, три – числительное).

Найдите для данного предложения на языке абракадабра несколько вариантов расстановки знаков препинания. Обоснуйте каждый вариант. Для этого опишите грамматическое значение и синтаксическую роль единиц, которые влияют на расстановку знаков препинания.

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Сухініна Ірина Вікторівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
22 січня 2018
Переглядів
1015
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку