Конспект урока русского языка. Однозначные и многозначные слова.

Про матеріал
Конспект урока русского языка.Однозначные и многозначные слова. Есть карточка для самооцениванием своей работы учениками.
Перегляд файлу

Рассматриваем слова которые имеют одно или несколько значений. Читаем.

 Подбираем заголовки к абзацам.

Тип урока:  урок повторение изученого материала

Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

Задачи урока: 

Предметные:

  •              создать условия для формирования  представлений детей о многозначных и однозначных словах;
  •              обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
  •              помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковый словарь, компьютер, проектор   - презентация, карточки для самостоятельной и  парной работы.

Педагогические  технологии:

Технология сотрудничества

Информационно-коммуникативные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

Технология активного обучения

Исследовательские технологии

Ход урока

І. Организационно-мотивационный момент.

-Прежде, чем начать работу, давайте поприветствуем друг друга.

Поздоровайтесь друг с другом глазами.

-А сейчас давайте поздороваемся ладошками. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                                          Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй (всей ладонью)

- Начинаем урок русского языка.

Девиз  урока:

«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,

ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,

СДЕЛАЕШЬ САМТОГДА  ПОЙМЁШЬ».

 - Ребята, скажите, что значит владеть языками?

II. Минутка чистописания

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

  1. Запишите слова безотрывно и каллиграфически.

- Что напоминают вам эти слова. Верно сказку о Лягушке- путешественнице?

- Какая поговорка подходит к нашему тексту?

Проверяем.

ІІІ.Словарная работа. Работа в парах.

Сегодня мы проведем ее необычно. Карточка шпиона. О чем идет речь. Какое слово

  1.  Двигаться, переступая ногами.

  2. Двигаться, перемещаться.

  3.  Отправляться, направляться куда - нибудь.

  4. Перемещаться, быть в движении.

  5. Делать ход в игре.

 

 

 

 

Какое Это слово. Найдите его в словаре. Какая орфограмма. Подчеркните. Придумайте предложение с этим словом. Что мы можем о нем сказать.

ІV. Работа над темой урока.

Во многих языках мира есть слова, которые  имеют одно значение. Мы смотрим на них и понимаем о чем идет речь. Например. ПАРТА, КАРАНДАШ.  Но есть и другие слова, которые имеют два и более значение.

Найдите такое слово у меня среди картинок. Верно, это слово РУЧКА.

 С многозначными словами можно придумывать шуточные загадки. Например: Какой иглой не сошьешь рубашку? Какую мышку не поймает кошка?

Кто может придумать свою загадку?

Замечательно!

  1. Выпишите строку, в которой записаны слова, имеющие два значения
    а) Парта, иголка, ладонь
    б) Парта, луг, ладонь.
    в) Иголка, звезда, нос.
  2. Запишите предложение,  в котором выделенное слово имеет переносное значение
    а) От крыльев самолета падала тень.
    б) Орел расправил могучие крылья.
    в) На крыльях радости Андрей шел домой со школы.
  3. Прочитай. Слово играет  имеет одно или несколько значений.?

Кто играет?

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?

Александр Шибаев Слова- близнецы

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла.

Норку в норке не нашла.

Какие слова мы называем близнецами. Синонимы. Верно. Вам задание.

5. Подобрать синонимы к слову идет.

Наш поезд уже идет !     Наш поезд уже ________________

Снег идет весь день. Снег ____________ весь день.

За вторником идет среда. За вторником  ___________ среда.

За осенью идет зима. За осенью ___________ зима

Эта прическа тебе идет. Эта прическа тебе ____________.

Слова для справок: наступает, падает, следует, подходит (к лицу), прибывает.

V. Рефлексия.

  1. Разделите слова на два столбика : однозначные и многозначные.

Лед , листок , хвост,  скакалка, сосна, кенгуру, бабочка, молния

 

Самооценка работы на уроке

 

Понравилось

+ или -

Получалось

+ или -

Работать со словами которые имеют одно или несколько значений.

 

 

Чтать текст для пересказа. 

 

 

Слушать чтение других.

 

 

Отвечать на поставленные вопросы.

 

 

Делать выводы

 

 

 

docx
Додано
20 лютого 2020
Переглядів
2826
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку