Смислові зв’язки між однорідними членами речення, виражені за допомогою сполучників і без них

Про матеріал
Смислові зв’язки між однорідними членами речення, виражені за допомогою сполучників і без них
Перегляд файлу

 

 

 

 Смысловые отношения между однородными членами предложения, выраженные с помощью союзов и без них.                                          (Смислові зв’язки  між однорідними членами речення, виражені за допомогою сполучників і без них).                     

Конспект открытого урока по русскому языку                      Разработала и провела учитель высшей категории Белопольской специализированной школы                  І – ІІІ ступеней №1                                                    Галич Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 


Тема урока:  Смысловые отношения между однородными членами предложения, выраженные с помощью союзов и без них.

                        (Смислові зв’язки  між однорідними членами речення, виражені за допомогою сполучників і без них).                     

Цели урока: повторить и углубить знания о предложениях с однородными членами;

дать понятие о смысловых отношениях между однородными членами предложения (как с союзами так и без них); формировать умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, выявлять перечислительные, соединительные, противительные, разделительные смысловые отношения в предложениях с однородными членами;

развивать умения правильно строить предложения с однородными членами, уместно употреблять их при составлении собственных высказываний;

воспитывать у шестиклассников ценностное отношение к природе вообще, к природе родного края в частности.

Тип урока:     комбинированный.

Межпредметные связи: украинский язык, украинская  литературы, мировая литература, природоведение, география.

Оборудование:

  1.  Компьютер.
  2.  Оформленная доска.
  3.  Презентация.
  4. Магнитная доска.
  5. Оборудование для счетной комиссии.
  6. Фотографии с картинами родного края.
  7.  Учебники.

Формы работы:

  1.  Коллективная.
  2.  Групповая.
  3.  Индивидуальная.

Эпиграф: Родина - это запах воздуха, деревьев,
цветов и полей…
(А.И. Куприн)

Ход урока

- Здравствуйте – какое  удивительное  слово.  Когда  мы  произносим  его,   не  только  приветствуем  друг  друга,  но  и  желаем  здоровья.

Поэтому  чаще  говорите: «Здравствуйте!» - это  слово  обладает  оздоровительной  силой.  В  нем,  как  и  в  слове - здоровье,  много  звуков,  которые  заряжают  бодростью. 

Подарим заряд бодрости и нашим гостям!

- А что означают распустившиеся бутоны роз?

- По японской традиции букетом именно распустившихся цветов хозяин приветствует гостей…

І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы повторим и расширим знания об однородных членах предложения и поговорим о родной природе.

Возглавлять бонусную и счетную комиссию  сегодня будет … , ей вручаются именные ячейки и разноцветные мозаинки (красного и оранжевого цвета – 1 балл за правильный ответ; зеленые и голубые – 0,5 балла за неполный ответ).

2.Проверка домашнего задания

  • С помощью опережающих творческих заданий сенканов или синквейков (как хоку и хайку) вспоминаем изученное
  • Активная проверка (понравившееся – записываем…)
  • Что такое словосочетание
  • Что такое предложение
  • Что такое однородные члены предложения
  • Упр.503 а) Выполняется учащимися со средним и достаточным уровнями. Необходимо было списать, расставить знаки препинания и соответствующим образом подчеркнуть о.ч.п.

Берегите старых людей от одиночества, обид, равнодушия. (Запятые между однородными дополнениями)

Человек оставляет людям песни, книги и города (запятая между 1 и 2м есть, а между 3м о.ч отсутствует т.к. есть союз “И”).

Искусство создает хороших людей, формирует душу (запятая между однородными сказуемыми).

б) Составить по одному предложению с однородными подлежащими, сказуемыми, обстоятельствами

ІІ. Целеполагание (внимание на §59 стр.199, слайд, доску)

  1. Сообщение темы, цели и задач урока. Записи в тетрадях
  2. Мотивация учебной деятельности (акцент на желтую рамочку: узнаете, научитесь)
  3. Речевая тема – природа родного края - обращение к эпиграфу:  Родина - это запах воздуха, деревьев, цветов и полей…

                            (Александр Иванович Куприн)

  ІІІ. Целереализация.

  1. Актуализация опорных знаний, навыков и умений.
  • Синтаксический разбор предложения-эпиграфа: Родина - это запах воздуха, деревьев, цветов и полей…
  •   Беседа с учащимися:

а) какие члены предложения называются однородными?

б) какие члены предложения могут быть однородными?

Физкультминутка

Изучение нового материала, его восприятие и осмысление.

  • Работа с учебником (§59, с. 200).
  •   Учитель. Обратимся к таблице, (упр. 505), используем комментированное чтение, подбираем свои примеры, записываем.

 

 

 

 

Смысловые отношения между однородными членами

Смысловые отношения

С союзами или без них

Примеры

1

Перечислительные

голуби, синицы, воробьи

2

Соединительные

и, да (в значении и)

учителя и ученики; правда да ложь

3

Противительные

а, но, да (в значении но)

Упражнение 509 (Обратите внимание!)

не я , а ты;

знаю, но промолчу

4

Разделительные

или, либо, то…то, не то…не то и др.

Упражнение 510 (Запомните)

река или озеро;

не то дождь, не то снег

 

2. Использование навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях.

Упр. 506. Спишите предложения, определите смысловые отношения между однородными членами (используем цифровые обозначения). Союзы подчеркните.

У доски выполняется 1, 3, 5 предложения, за партами – все, проверяем, комментируем

   1. Утро было ясное, тёплое, безветренное. 2. Солнце слепило прохожих и играло с ними солнечными зайчиками. 3. Ночь была холодная, но звёздная и без дождя. 4. Было трудно различить, соловей поёт или жаворонок. 5. Вдалеке слышны не то крики совы, не то шум ветра.

Взаимопроверка – обменялись тетрадями, подарили друг другу улыбки, проверили, поднимают руки только те, кто не нашел у соседа ни одной ошибки (добавляет им в ячейки по одному баллу)

  1. Использование навыков и умений на подобранном заранее иллюстративном материале в нестандартных условиях.

       С чего начинается родина? Не сразу ответит на это человек. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Но вслушайтесь в эти слова: родник, родить, народ, родня, природа, родина…Как тесно все переплетается… Мы  договаривались на прошлом уроке, что каждый постарается подобрать фото любимого уголка нашего с вами городка….

Учитель: делимся на 4 группы (сколько вариантов смысловых отношений – столько и групп

  • Перечислительные
  • Соединительные
  • Противительные
  • Разделительные),

подбираем соответствующие примеры     о. ч. п. к  картинкам с видами родной природы (под звуки вальса романтика Шопена), затем фотокорреспондент  помещает все фото на магнитную доску, а помощники озвучивают подобранные примеры к смысловым отношениям, а одноклассники записывают  себе в тетрадку, используя цифровые обозначения.

Вы смотрите, какая пестрая картина у нас получилась, что можно сказать по этому поводу?  

Однородные члены – это ещё и синтаксическое средство выразительности. Ряды однородных членов привлекают внимание читателя, позволяют полнее охарактеризовать описываемый предмет.

Парное соединение однородных членов производит более сильное впечатление на читателей, если ещё при этом в роли однородных членов выступают слова, контрастные по значению.

  1. Применение обобщающих знаний в нестандартной ситуации.

Закончи предложение, употребляя однородные члены.

  • Любовь к отчему краю и дому делает нас…

IV. Рефлексивно-оценивающий этап.

  1. Подведение итогов урока.
  • Какие члены предложения могут быть однородными?
  • О каких смысловых отношениях между о. ч. п. мы с вами узнали?
  • При каких смысловых отношениях используются союзы?
  • А выражение каких смысловых отношений союзов не требует?
  • Какова роль однородных членов в предложении?
  • Нужно ли употреблять их в речи?
  1. Рефлексия.

Метод «Закончи предложение».

На уроке мы:

- повторили и углубили знания о…

- выяснили, какие …

- рассмотрели особенности употребления…

- убедились, что…

  1. Сообщение домашнего задания.

Теоретическая часть: выучить теоретические сведения из параграфа 59,а также таблица упр. 505 + упр. 509 под грифом “Обратите внимание!”

Практическая часть: упр.513 переходы в сторону повышения допустимы

А – для среднего уровня

Б – для достаточного

В – для высокого

  1. Оценивание, отчет счетной комиссии

 

1

 

doc
Додано
21 лютого 2020
Переглядів
1093
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку