|
Смысловые отношения между однородными членами предложения, выраженные с помощью союзов и без них. (Смислові зв’язки між однорідними членами речення, виражені за допомогою сполучників і без них). |
Конспект открытого урока по русскому языку Разработала и провела учитель высшей категории Белопольской специализированной школы І – ІІІ ступеней №1 Галич Елена Евгеньевна |
|
|
|
|
|
|
Тема урока: Смысловые отношения между однородными членами предложения, выраженные с помощью союзов и без них.
(Смислові зв’язки між однорідними членами речення, виражені за допомогою сполучників і без них).
Цели урока: повторить и углубить знания о предложениях с однородными членами;
дать понятие о смысловых отношениях между однородными членами предложения (как с союзами так и без них); формировать умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, выявлять перечислительные, соединительные, противительные, разделительные смысловые отношения в предложениях с однородными членами;
развивать умения правильно строить предложения с однородными членами, уместно употреблять их при составлении собственных высказываний;
воспитывать у шестиклассников ценностное отношение к природе вообще, к природе родного края в частности.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: украинский язык, украинская литературы, мировая литература, природоведение, география.
Оборудование:
Формы работы:
Эпиграф: Родина - это запах воздуха, деревьев,
цветов и полей…
(А.И. Куприн)
Ход урока
- Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его, не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья.
Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой. В нем, как и в слове - здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью.
Подарим заряд бодрости и нашим гостям!
- А что означают распустившиеся бутоны роз?
- По японской традиции букетом именно распустившихся цветов хозяин приветствует гостей…
І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим и расширим знания об однородных членах предложения и поговорим о родной природе.
Возглавлять бонусную и счетную комиссию сегодня будет … , ей вручаются именные ячейки и разноцветные мозаинки (красного и оранжевого цвета – 1 балл за правильный ответ; зеленые и голубые – 0,5 балла за неполный ответ).
2.Проверка домашнего задания
Берегите старых людей от одиночества, обид, равнодушия. (Запятые между однородными дополнениями)
Человек оставляет людям песни, книги и города (запятая между 1 и 2м есть, а между 3м о.ч отсутствует т.к. есть союз “И”).
Искусство создает хороших людей, формирует душу (запятая между однородными сказуемыми).
б) Составить по одному предложению с однородными подлежащими, сказуемыми, обстоятельствами
ІІ. Целеполагание (внимание на §59 стр.199, слайд, доску)
(Александр Иванович Куприн)
ІІІ. Целереализация.
а) какие члены предложения называются однородными?
б) какие члены предложения могут быть однородными?
Физкультминутка
Изучение нового материала, его восприятие и осмысление.
Смысловые отношения между однородными членами
№ |
Смысловые отношения |
С союзами или без них |
Примеры |
1 |
Перечислительные |
– |
голуби, синицы, воробьи |
2 |
Соединительные |
и, да (в значении и) |
учителя и ученики; правда да ложь |
3 |
Противительные |
а, но, да (в значении но) Упражнение 509 (Обратите внимание!) |
не я , а ты; знаю, но промолчу |
4 |
Разделительные |
или, либо, то…то, не то…не то и др. Упражнение 510 (Запомните) |
река или озеро; не то дождь, не то снег |
2. Использование навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях.
Упр. 506. Спишите предложения, определите смысловые отношения между однородными членами (используем цифровые обозначения). Союзы подчеркните.
У доски выполняется 1, 3, 5 предложения, за партами – все, проверяем, комментируем
1. Утро было ясное, тёплое, безветренное. 2. Солнце слепило прохожих и играло с ними солнечными зайчиками. 3. Ночь была холодная, но звёздная и без дождя. 4. Было трудно различить, соловей поёт или жаворонок. 5. Вдалеке слышны не то крики совы, не то шум ветра.
Взаимопроверка – обменялись тетрадями, подарили друг другу улыбки, проверили, поднимают руки только те, кто не нашел у соседа ни одной ошибки (добавляет им в ячейки по одному баллу)
С чего начинается родина? Не сразу ответит на это человек. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Но вслушайтесь в эти слова: родник, родить, народ, родня, природа, родина…Как тесно все переплетается… Мы договаривались на прошлом уроке, что каждый постарается подобрать фото любимого уголка нашего с вами городка….
Учитель: делимся на 4 группы (сколько вариантов смысловых отношений – столько и групп
подбираем соответствующие примеры о. ч. п. к картинкам с видами родной природы (под звуки вальса романтика Шопена), затем фотокорреспондент помещает все фото на магнитную доску, а помощники озвучивают подобранные примеры к смысловым отношениям, а одноклассники записывают себе в тетрадку, используя цифровые обозначения.
Вы смотрите, какая пестрая картина у нас получилась, что можно сказать по этому поводу?
Однородные члены – это ещё и синтаксическое средство выразительности. Ряды однородных членов привлекают внимание читателя, позволяют полнее охарактеризовать описываемый предмет.
Парное соединение однородных членов производит более сильное впечатление на читателей, если ещё при этом в роли однородных членов выступают слова, контрастные по значению.
Закончи предложение, употребляя однородные члены.
IV. Рефлексивно-оценивающий этап.
Метод «Закончи предложение».
На уроке мы:
- повторили и углубили знания о…
- выяснили, какие …
- рассмотрели особенности употребления…
- убедились, что…
Теоретическая часть: выучить теоретические сведения из параграфа 59,а также таблица упр. 505 + упр. 509 под грифом “Обратите внимание!”
Практическая часть: упр.513 переходы в сторону повышения допустимы
А – для среднего уровня
Б – для достаточного
В – для высокого
1