Ознайомлення учнів з музичними інструментами
Гамбанг. Гамбанг — индонезийский ударный инструмент. Состоит из бамбуковых (гамбанг кайю) или металлических (гамбанг гангза) пластинок, закреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке, нередко украшенной росписью и резьбой. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек с плоской шайбообразной обмоткой на концах (в наше время используются резиновые шайбы, изготавливаемые местными жителями из автомобильных покрышек). Их держат свободно между большим и указательным пальцами, остальные пальцы используются для глушения звука. Звучание бамбукового гамбанг-каю четкое, но при этом мягкое, гамбанг гангза же, звучит резко и громко, из-за использования металла. Гамбанг имеет фиксированный строй, соответствующий 5-ступенному звукоряду слендро (род индонезийской пентатоники) или 7-ступенному — пелог. Гамбанг является основой оркестра гамелан, строй которого зависит от его настройки. В гамелане гамбанг обычно исполняет основную тему, передавая её гендеру (индонезийский ударный инструмент с подвешенными металическими пластинами и бамбуковыми резонаторами) для вариационной разработки.
Скрипка. СКРИПКА - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе. Составляет основу склассического имфонического оркестра , струнного квартета, исполняет сольные партии в различных стилях музыки от авангарда до электроники. Смычковые инструменты были известны очень давно, но все же они значительно моложе щипковых. В древней Греции смычка еще не было. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых – и примитивных, и более сложных. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол. Подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio – плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. Точная дата рождения непосредственно самой скрипки неизвестна, но приблизительно можно судить о времени ее возникновения – это кон. 15 – нач. 16 вв. Самые первые скрипки делали те же мастера, что лютни и виолы. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Бреши и работал там до конца своих дней. У Бертолотти было много учеников, и среди них – Джованни Паоло Маджини, который основал потом собственную школу мастеров. Бертолотти, Маджини и их ученики уже пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем. Примерно в то же время в городе Кремон также образовалась своя школа по изготовлению скрипок, основателем которой стал Андреа Амати – дед знаменитого Николо Амати. Кремонская школа стала как бы продолжением дела Брешианцев. Кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительно изящной. Многие поколения мастеров работали над совершенствованием, улучшением звуковых качеств скрипки. До нас дошли имена великих, до сих пор считающихся непревзойденными, мастеров кон. 17 – нач. 18 вв.: Амати*, Гварнери*, Страдивари* *(посмотреть инф-цию о них). Последние два восприняли от Николо Амати его школу конструирования инструмента.
джембе. Джембе (англ. Djembe) является традиционным ударным инструментом народов Западной Африки. Он представляет собой деревянную основу, имеющую форму песочных часов, полую внутри с натянутой на нее кожей животного (в основном козы, реже зебры и др.) при помощи специальной системы веревок и узлов. Барабаны могут быть различны по размеру: от 150 до 400 мм в диаметре и от 300 до 600 мм по высоте и более. Барабан имеет два основных тона: при ударе в центр – низкий и глубокий, а при ударе в край – высокий, звонкий и прозрачный. Некоторые экземпляры из Мали и Гвинеи датируются 500 г.н.э. В Синегале, Мали, Сьерре Лионе, Кот-д'ивуаре, Гвинее, Гамбии, Буркина Фасо Джембе считается свещенным барабаном и используется как в обрядах врачевания, походах, родовых культах, военных ритуалах так и в народных танцах. Джембе назван так из-за материалов, используемых при его изготовлении. Во-первых Джембе был выдолбен из куска дерева Djem (очень твердого, произрастающего в Мали), а во-вторых он имел мембрану из кожи Be (козы), натянутой сверху, поэтому он так и назван. Иногда джембе образно называют Healing Drum (Исцеляющий Барабан). Говорят существуют некоторые экзкмпляры в Мали у племени Менлинке, которые датируются 900 г.д.н.э. Некоторые историки утверждают, что Джембе происхождением из Сенегала. По местному поверию есть легенда, рассказаная охотником внезапно встретившим духа, играюжего на Джембе, которой он и поделился с соплеменниками, рассказав им о его огромной силе. Гвинея так же упоминается как возможное местопроисхождение Джембе, однако с определенностью можно сказать, что Джембе является неотемлемой частью культуры Западной Африки.
Дарбука,думбек. Дарбука, Думбек (Darbuka, Dumbek) – арабский барабан, широко распространенный в странах Магреба, Египте, Турции и т.д. Играют на нем как классическую, так и народную музыку северной Африки и Турции. Примечательно, что во время игры на дарбуке применяются в основном пальцы>>>. Корпус дарбуки традиционно изготавливают из глины и затем расписывают краской. Мембрана изначально делалась из бычьей или верблюжьей шкуры. В наше время чаще используется козлиная кожа или пластик. Помимо глиняных существуют металлические дарбуки. Их корпус украшается граверной росписью, чеканкой, кожей или покрывается глазурью.
ситар. СИТАР (Sitar) — многострунный индийский музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком. Основных (игровых) струн у ситара — 7, что и объясняет происхождение его названия от Тюркский язык тюркских слов «си» — «семь» и «тар» — «струна». Помимо игровых у ситара есть ещё 11 (у некоторых - 13) резонаторных струн, которые называются тараф (оркестр). Эти резонаторные струны, отзываясь на звуки основных, и создают то божественное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец. До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры.
Игил,игиль,икили. Игил, игиль, икили (вероятно, от «ийги» – два, две струны, или «Ыы» – плач, стенания) – тувинский струнный смычковый музыкальный инструмент; у алтайцев называется икили, у хакасов – ыых, у туркмен - дутар. Корпус деревянный, дека обычно из кожи. Имеет 2 струны, настраиваемые в кварту. В Монголии есть похожий инструмент под названием Морин-хуур (в переводе – лошадь + звучание. См. ниже). Действительно, игиль может издавать звуки, подобные лошадиному ржанию. Играть на нем можно как смычком, так и щипковой техникой. Изготовляется игиль, из цельного куска дерева, в идеале – хорошо просушенного кедра. Никаких клееных грифов. Это дает ему мощный сустейн и вполне громкий звук при скромных размеров деке. Тому же способствует натянутая кожа. Икили и топшуур (дошпулуур, топшур) часто используется как аккомпонимент для горлового пения.
моринхур. Моринхур (кит. Матоуцинь, монгольск. морин хуур, бурятск. хур, моринхуур) — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён на севере Китая (район Внутренняя Монголия), в Монголии и в Бурятии. Все перечисленные названия переводятся с соответствующих языков как «смычковый инструмент с конской головой», поскольку головка грифа моринхура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. У алтайцев есть родственный инструмент икили, который у тувинцев называется игил или игиль, у хакасов - ыых (см. выше). В Индии есть родственный инструмент рабанастр. Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной или деревянной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В последнее время стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100-110 см. На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.
Флейта пана. ФЛЕЙТА ПАНА - название ряда древних духовых музыкальных инструментов, представляющих собой набор параллельно расположенных, скрепленных между собой продольных одиночных флейт различного размера. Флейта пана встречается под различными названиями у многих народов мира: греческий - сиринкс, русские - кувиклы (кугиклы, цевница), перуанская, зквадорская и боливийская - cампоньо (сампонья, сампони), грузинская - ларчеми (соинари), литовский - скудучяй (скудачай), молдавский и румынский - мускал, най, у индейцев мака - пито жьоеро, у англичан - panpipes или pan-flute и др. Древние инки называли ее «Поющий тростник». Возникновение подобных инструментов исследователи относят к эпохе неолита, то есть к периоду от 5 до 2 тысяч лет до нашей эры. Именно в те далекие времена первобытный человек, по предположениям ученых, начал осмысливать звуковысотные соотношения, иными словами, стал понимать, что чем длиннее трубка, тем ниже звук, и наоборот, чем трубка короче, тем звук выше. Он сгруппировал несколько трубочек разной высоты, и таким образом на свет появился один из древнейших инструментов.
Калимба. Калимба (Kalimba), мбира, цанца, санса, кабир (афр.) — африканский язычковый щипковый самозвучащий инструмент, гребнеобразный идиофон. На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов — плоский, у более сложных — полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100-350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.
табла. ТАБЛА (Tabla) - индийский ударный музыкальный инструмент. Происхождение табла неясно. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чье происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII в.). Само название «табла»— чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определенного качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны. Существует легенда, рассказывающая о рождении табла: Жили во времена Акбара два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.
диджериду. Диджериду (didjeridu, didjeridoo, didgeridu) - этнический музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Вероятно один из самых древних инструментов мира наравне с варганом и бубном. Про австралийское происхождение диджериду можно говорить лишь условно, скорее в Австралии этот инструмент сохранился в практически неизменном виде вместе с первобытными племенами туземцев. Во всем остальном мире (в частности в Европе) этот инструмент за долгие тысячелетия эволюционировал в трубу, горн, валторну и другие оркестровые инструменты, группа которых в современной музыке называется "медные духовые". Базовый принцип звукоизвлечения совершенно тот же, однако мелодическая игра полностью строится на обертонах, на диджериду используется основной тон + 1-2 обертона (на хорошем "дидже" возможно до 5) .
металлофон. Металлофон (Metallofone) - пластиночный ударный музыкальный инструмент, источником звука которого служит его упругое металлическое тело. В инструменте от 1 до 22 металических планок-ключей, установленных в деревянной раме-резонаторе. Обладает ярким, чистым звуком. Металлофоны являются одной из разновидностей ксилофонов ( см. также гамбанг-каю ), которые широко распространены в восточной, центральной и западной Африке. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками). Могут использоваться как соло, так и в ансамбле. Большие ансамбли, включающие до 30 инструментов, особенно распространены в Мозамбике, который славится своей искусной ксилофонной музыкой.
кото. Кото или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку. Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения.
фортепиано. Фортепиано (фортепьяно) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо». Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером .
синтезатор. Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук с помощью электрического генератора звуковых волн (осциллятора). Желаемое звучание достигается изменением непосредственно электронного сигнала (в аналоговых синтезаторах), или же путём настройки свойств звука компьютером (в цифровых синтезаторах). В настоящее время на практике применяются почти исключительно цифровые синтезаторы.
Электронные барабаны. Электронные барабаны 7 пэдов с с чувствительностью к касанию. Возможность играть руками (электронная перкуссия) 174 тембра перкуссии, назначаемых к любому пэду2 назначаемых педали для Kick, Hi-Hat, Регулятор темпа Tap Start100 встроенных стилей, 50 программируемых наборов ударных, Реверберация и хорус, General MIDI, MIDI In/Out
кристофори. Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции молоточки находились под струнами. (Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название.) Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21). Система, основанная на принципе подбрасывания прикреплённого к клавише молоточка, была изобретена Зильберманом и его учеником И. Штейном в 1731 г. В 1821 г. Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно).