Написание не с существительными

Про матеріал
Вивчення теми "Не с существительными" проводиться у цікавій ігровій формі.Це урок подорож, казка. Така уявна мандрівка залучить до навчально-ігрової діяльності кожного учня.
Перегляд файлу

Тема урока. Написание не с существительными

Цель урока. Обеспечить усвоение нового материала;. формировать умения различать, где НЕ приставка, часть корня, частица, развивать навыки правописания НЕ с существительными ; развивать речь учащихся, совершенствовать умственную деятельность (анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствовать практические навыки. воспитывать нравственные качества, умение вести себя во время поездок и экскурсий.

Предметные компетентности: ученик/ученица находит имена существительные и осмысливает их роль в речи; разграничивает имена собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; устанавливает грамматические признаки и синтаксическую роль конкретного имени существительного в предложении; знает и находит изученные орфограммы и исправляет орфографические ошибки; создаёт тексты на заданную тему, используя существительные.

Деятельностная линия: ученик / ученица выполняет правила гигиены учебного процесса; воспринимает, осмысливает и усваивает учебную информацию и воспроизводит её по просьбе учителя; с помощью учителя выстраивает стратегию собственной познавательной  деятельности: мотив, цель, пути и способы реализации цели; устанавливает межпредметные связи с украинским языком и литературой.

Тип урока: комбинированный

Вид урока. Урок-путешествие с использованием элементов сказки и презентации

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для работы, проектор, мини-учебники, ученик - Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. Русский язык. 6 класс. –  Харьков: Ранок, 2007 . - 335 стр.

 

Ход урока

І.  Организационный момент

Учитель.

  • Добрый день! Сегодня мы с вами осуществим познавательную экскурсию в страну Существительное. Поэтому удобно садимся в школьный автобус и отправляемся к границе.

ІІ.  Актуализация опорных знаний  

Развитие речи учащихся. Составление устного высказывания.

- Давайте вспомним, как необходимо вести себя во время экскурсии? Объединимся в 5 групп. Задание каждой группы: составить небольшой рассказ «Правила поведения в автобусе во время поездки».

(Ученики работают в группах. Представитель каждой команды зачитывает правила.)

Остановка 1. «Таможня»

- Наша первая остановка «Таможня». Объясните значение этого слова.

Словарная работа.

Таможня – …государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов.

- Каждый из вас имеет свой документ - ученический билет. Ознакомьтесь с заданиями этих билетов.

1.Билеты.

                            

  1. –  На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные)
  2. –  Назовите, самостоятельные части речи. (существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное)
  3. –  Назовите служебные части речи (союз, частица, предлог).
  4. –  Дайте определение имени существительного (самостоятельная часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто? Что?).
  5. –  Какие морфологические признаки имеет существительное? (род, число, падеж, склонение, собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые)

2. Собеседование

- Чтобы переехать через нашу границу, необходимо пройти собеседование: примут нас в страну Существительное или нет.

Игра «Верю – не верю»

- Имя существительное - служебная часть речи. –

- Имена  существительные бывают собственные и качественные. –

- В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим или дополнением. +

-  Некоторые существительные с окончаниями  –а (-я) обозначают одновременно лиц и мужского и женского рода. Это существительные общего рода. +

- В русском языке все существительные имеют формы и единственного и множественного числа.-

- Имена собственные пишутся с большой буквы. +

3. «Декларация»

- А теперь мы должны заполнить таможенную декларацию.

Словарная работа

Декларация – это…официальный документ с сообщением каких-нибудь требуемых сведений.

- В качестве багажа мы задекларируем слова русского языка: перелесок, экскурсия.

 

Пассажирская таможенная декларация

 

Направление движения: страна Существительное

Дата подачи:     

1. Сведения о лице

Фамилия лица:

Имя лица:

Отчество лица:

Страна постоянного проживания:  Украина

Гражданство/подданство: украинец

Сопровождаемый багаж:

существительное      перелесок   (разобрать по составу) 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Пассажирская таможенная декларация

 

Направление движения: страна Существительное

Дата подачи:     

1. Сведения о лице

Фамилия лица:

Имя лица:

Отчество лица:

Страна постоянного проживания:  Украина

Гражданство/подданство: украинец

Сопровождаемый багаж:

существительное      экскурсия (морфологический разбор)

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели, заданий урока.

- Во время нашей поездки будем вести путевые заметки. Поэтому откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, тему урока.  

Остановка 2. «Загадка».

Не елка, а колко,

не кот, а мыши боятся. (Ёж)

- Обратите внимание на написание подчёркнутых слов. Сегодня на уроке мы выучим правописание не с именами существительными, чтобы грамотно оформлять свои письменные работы.

Цель урока:   усвоить новый материал;  развивать навыки правописания НЕ с существительными ; развивать речь;  воспитывать нравственные качества;  умение вести себя во время поездок и экскурсий.    

ІV. Изучение нового материала.

Остановка «Знакомство»

- Мы въехали в волшебный город  Не. А вот и местные жители – три сказочных сестры. Давайте познакомимся. Может они нам помогут во всём разобраться.

Первую сестру зовут Приставка НЕ -.  Какая же она непослушная прилипала. Как прицепится – не отогнать. Становится всегда впереди других. Знает, как испортить всем настроение. Да ещё и рада этому.

                                                     

Посмотрите, что она делает со словами:

погода - непогода

правда - неправда

друг – недруг

приятель - неприятель

счастье – несчастье

Но такое происходит только тогда, когда к новообразованному слову можно подобрать синоним или близкое по значению выражение. А что такое синонимы? (близкие по значению слова).

Запомним, что не с существительным пишется слитно, если слово с не – можно заменить синонимом  без не или близким по значению выражением.

Вторую сестру зовут Частица НЕ. Она тихая, спокойная, никогда никого не обижает, никому не навязывается, ни к кому не пристаёт. Всегда появляется в том предложении, где бывает союз  А (наверное, он ей очень нравится), но боится к нему подойти и заговорить первой. И их всегда разделяет коварная запятая.

Не правда, а ложь.

Не друг, а враг.

                                                               

Поэтому частице не очень одиноко, одиноко до слёз.

Запомним: не с существительными пишется раздельно, если в предложении к этому слову есть или подразумевается противопоставление с союзом а.

А третья сестрица попала в хорошую и дружную семью. Сроднилась с ней навсегда. И теперь семья тоже без неё никак не может обойтись – без не не употребляется: незабудка, недоучка , непоседа, неряха.

                                                     

Запомним: не с существительными пишется слитно, если слово без не не употребляется.

(По ходу рассказа учителя дети делают необходимые записи в тетрадях).

Остановка «Маршрут».
- Пока мы знакомились с местными жителями, наш экскурсионный автобус сбился с маршрута. Давайте ему поможем. Перед нами схема проезда. Мы в сказке, а поэтому можем выбрать любую из трёх дорог. Помогите водителю, используя слова: невежа; невнимательный, а рассеянный; непорядок.

 

                         

 

V.  Физкультминутка «Песенка про автобус».

VІ.  Формирование, обобщение и систематизация новых знаний. 

Остановка «Внимание»

Игра «Путаница»

  • Соедините  слова синонимы, объясните значение непонятных слов.

                         

Работа с мини-учебником

Найдите в шуточном стихотворении С.М.Бондаренко слова, которые неправильно употреблены без не. Выпишите их, исправляя ошибки.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная...

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

- Как правильнее назвать не в этих словах – частицей или частью корня?

Остановка «Скорая помощь»     

- Но вот в дороге кому-то стало плохо. Мы не будем заниматься самолечением, чтобы не навредить. Вызовем скорую помощь.  Но не оставим товарища в беде. Выполним для него очередное задание.                  

Игра «Четвёртый  лишний»

              1. какая ( не ) ряха

              2. случилось (  не ) счастье

              3. мой ( не ) приятель

              4. ( не ) друг , а враг

 

1. осеннее ( не ) настье

2. прежняя ( не ) внимательность

3. стучит ( не ) дождь

4. старый ( не ) дуг

Остановка «Стоп!»

- И только мы оправились снова в дорогу, увидели знак «Стоп». Перед нами переезд. Автобус должен прекратить движение и подождать, пока проедет поезд.                      

Распределительный диктант

- У поезда три вагона. Давайте распределим по вагонам слова   с  не. (Дети в тетрадях чертят таблицу на три колонки)

1 – не – приставка

2 – не – частица

3 – не – часть корня

 (НЕ)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, а враг, (не)доумение, (не)лепость, (не)ряшливость, (не)приветливость, (не) видимка, (не)опрятность, (не)достаток, (не)приязнь, (не)удача, а поражение.

І. Итог урока.

Остановка «Книга отзывов»

- Мы долго путешествовали. Увидели новый город НЕ страны Существительное. Возвращаясь  домой, предлагаю оставить записи в книге отзывов.

Цифровой диктант  ( учитель читает предложения,  дети записывают только цифры (1 – пишем слитно, 2 – пишем раздельно).

Несчастье состарило его на один год . Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога. Голод- не тетка, пирожка не поднесет.

(Ключ:1,2,1,1,2,1,2)

- Составьте предложения, в которых эти существительные с не следует писать раздельно:

Не счастье, а …

Не правда, а …

Не друг, а …

- Какие правила мы сегодня выучили?

- Понравилась ли вам поездка?

VІІІ. Домашнее задание.

1 группа – раскрыть значение пословицы “ Невежество менее далеко от истины, чем предрассудок”.

2 группа – выучить правила §44, приготовить 12–15 словосочетаний по выученной на уроке орфограмме для словарного диктанта.

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

 

  1. Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. Русский язык. 6 класс. –  Харьков: Ранок, 2007 . - 335 стр.
  2. Электронный ресурс – Режим доступа: http://school.xvatit.com
  3. Электронный ресурс – Режим доступа: http://festival.1september.ru/search/
  4. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.google.com.ua/
  5. Электронный ресурс – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
31 липня 2019
Переглядів
919
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку