Тема урока. Написание не с существительными
Цель урока. Обеспечить усвоение нового материала;. формировать умения различать, где НЕ приставка, часть корня, частица, развивать навыки правописания НЕ с существительными ; развивать речь учащихся, совершенствовать умственную деятельность (анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствовать практические навыки. воспитывать нравственные качества, умение вести себя во время поездок и экскурсий.
Предметные компетентности: ученик/ученица находит имена существительные и осмысливает их роль в речи; разграничивает имена собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; устанавливает грамматические признаки и синтаксическую роль конкретного имени существительного в предложении; знает и находит изученные орфограммы и исправляет орфографические ошибки; создаёт тексты на заданную тему, используя существительные.
Деятельностная линия: ученик / ученица выполняет правила гигиены учебного процесса; воспринимает, осмысливает и усваивает учебную информацию и воспроизводит её по просьбе учителя; с помощью учителя выстраивает стратегию собственной познавательной деятельности: мотив, цель, пути и способы реализации цели; устанавливает межпредметные связи с украинским языком и литературой.
Тип урока: комбинированный
Вид урока. Урок-путешествие с использованием элементов сказки и презентации
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для работы, проектор, мини-учебники, ученик - Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. Русский язык. 6 класс. – Харьков: Ранок, 2007 . - 335 стр.
Ход урока
І. Организационный момент
Учитель.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Развитие речи учащихся. Составление устного высказывания.
- Давайте вспомним, как необходимо вести себя во время экскурсии? Объединимся в 5 групп. Задание каждой группы: составить небольшой рассказ «Правила поведения в автобусе во время поездки».
(Ученики работают в группах. Представитель каждой команды зачитывает правила.)
Остановка 1. «Таможня»
- Наша первая остановка «Таможня». Объясните значение этого слова.
Словарная работа.
Таможня – …государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов.
- Каждый из вас имеет свой документ - ученический билет. Ознакомьтесь с заданиями этих билетов.
1.Билеты.
2. Собеседование
- Чтобы переехать через нашу границу, необходимо пройти собеседование: примут нас в страну Существительное или нет.
Игра «Верю – не верю»
- Имя существительное - служебная часть речи. –
- Имена существительные бывают собственные и качественные. –
- В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим или дополнением. +
- Некоторые существительные с окончаниями –а (-я) обозначают одновременно лиц и мужского и женского рода. Это существительные общего рода. +
- В русском языке все существительные имеют формы и единственного и множественного числа.-
- Имена собственные пишутся с большой буквы. +
3. «Декларация»
- А теперь мы должны заполнить таможенную декларацию.
Словарная работа
Декларация – это…официальный документ с сообщением каких-нибудь требуемых сведений.
- В качестве багажа мы задекларируем слова русского языка: перелесок, экскурсия.
Пассажирская таможенная декларация
Направление движения: страна Существительное
Дата подачи:
1. Сведения о лице
Фамилия лица:
Имя лица:
Отчество лица:
Страна постоянного проживания: Украина
Гражданство/подданство: украинец
Сопровождаемый багаж:
существительное перелесок (разобрать по составу)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Пассажирская таможенная декларация
Направление движения: страна Существительное
Дата подачи:
1. Сведения о лице
Фамилия лица:
Имя лица:
Отчество лица:
Страна постоянного проживания: Украина
Гражданство/подданство: украинец
Сопровождаемый багаж:
существительное экскурсия (морфологический разбор)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели, заданий урока.
- Во время нашей поездки будем вести путевые заметки. Поэтому откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, тему урока.
Остановка 2. «Загадка».
Не елка, а колко,
не кот, а мыши боятся. (Ёж)
- Обратите внимание на написание подчёркнутых слов. Сегодня на уроке мы выучим правописание не с именами существительными, чтобы грамотно оформлять свои письменные работы.
Цель урока: усвоить новый материал; развивать навыки правописания НЕ с существительными ; развивать речь; воспитывать нравственные качества; умение вести себя во время поездок и экскурсий.
ІV. Изучение нового материала.
Остановка «Знакомство»
- Мы въехали в волшебный город Не. А вот и местные жители – три сказочных сестры. Давайте познакомимся. Может они нам помогут во всём разобраться.
Первую сестру зовут Приставка НЕ -. Какая же она непослушная прилипала. Как прицепится – не отогнать. Становится всегда впереди других. Знает, как испортить всем настроение. Да ещё и рада этому.
Посмотрите, что она делает со словами:
погода - непогода
правда - неправда
друг – недруг
приятель - неприятель
счастье – несчастье
Но такое происходит только тогда, когда к новообразованному слову можно подобрать синоним или близкое по значению выражение. А что такое синонимы? (близкие по значению слова).
Запомним, что не с существительным пишется слитно, если слово с не – можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением.
Вторую сестру зовут Частица НЕ. Она тихая, спокойная, никогда никого не обижает, никому не навязывается, ни к кому не пристаёт. Всегда появляется в том предложении, где бывает союз А (наверное, он ей очень нравится), но боится к нему подойти и заговорить первой. И их всегда разделяет коварная запятая.
Не правда, а ложь.
Не друг, а враг.
Поэтому частице не очень одиноко, одиноко до слёз.
Запомним: не с существительными пишется раздельно, если в предложении к этому слову есть или подразумевается противопоставление с союзом а.
А третья сестрица попала в хорошую и дружную семью. Сроднилась с ней навсегда. И теперь семья тоже без неё никак не может обойтись – без не не употребляется: незабудка, недоучка , непоседа, неряха.
Запомним: не с существительными пишется слитно, если слово без не не употребляется.
(По ходу рассказа учителя дети делают необходимые записи в тетрадях).
Остановка «Маршрут».
- Пока мы знакомились с местными жителями, наш экскурсионный автобус сбился с маршрута. Давайте ему поможем. Перед нами схема проезда. Мы в сказке, а поэтому можем выбрать любую из трёх дорог. Помогите водителю, используя слова: невежа; невнимательный, а рассеянный; непорядок.
V. Физкультминутка «Песенка про автобус».
VІ. Формирование, обобщение и систематизация новых знаний.
Остановка «Внимание»
Игра «Путаница»
Работа с мини-учебником
Найдите в шуточном стихотворении С.М.Бондаренко слова, которые неправильно употреблены без не. Выпишите их, исправляя ошибки.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная...
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
- Как правильнее назвать не в этих словах – частицей или частью корня?
Остановка «Скорая помощь»
- Но вот в дороге кому-то стало плохо. Мы не будем заниматься самолечением, чтобы не навредить. Вызовем скорую помощь. Но не оставим товарища в беде. Выполним для него очередное задание.
Игра «Четвёртый лишний»
1. какая ( не ) ряха
2. случилось ( не ) счастье
3. мой ( не ) приятель
4. ( не ) друг , а враг
1. осеннее ( не ) настье
2. прежняя ( не ) внимательность
3. стучит ( не ) дождь
4. старый ( не ) дуг
Остановка «Стоп!»
- И только мы оправились снова в дорогу, увидели знак «Стоп». Перед нами переезд. Автобус должен прекратить движение и подождать, пока проедет поезд.
Распределительный диктант
- У поезда три вагона. Давайте распределим по вагонам слова с не. (Дети в тетрадях чертят таблицу на три колонки)
1 – не – приставка
2 – не – частица
3 – не – часть корня
(НЕ)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, а враг, (не)доумение, (не)лепость, (не)ряшливость, (не)приветливость, (не) видимка, (не)опрятность, (не)достаток, (не)приязнь, (не)удача, а поражение.
VІІ. Итог урока.
Остановка «Книга отзывов»
- Мы долго путешествовали. Увидели новый город НЕ страны Существительное. Возвращаясь домой, предлагаю оставить записи в книге отзывов.
Цифровой диктант ( учитель читает предложения, дети записывают только цифры (1 – пишем слитно, 2 – пишем раздельно).
Несчастье состарило его на один год . Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога. Голод- не тетка, пирожка не поднесет.
(Ключ:1,2,1,1,2,1,2)
- Составьте предложения, в которых эти существительные с не следует писать раздельно:
Не счастье, а …
Не правда, а …
Не друг, а …
- Какие правила мы сегодня выучили?
- Понравилась ли вам поездка?
VІІІ. Домашнее задание.
1 группа – раскрыть значение пословицы “ Невежество менее далеко от истины, чем предрассудок”.
2 группа – выучить правила §44, приготовить 12–15 словосочетаний по выученной на уроке орфограмме для словарного диктанта.
Использованные источники