Несклоняемые имена существительные

Про матеріал
Русский язык. Разработка урока для 6 класса на тему: «Несклоняемые имена существительные» (урок – исследование).
Перегляд файлу

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;  

  •     познакомить   с несклоняемыми именами существительными, наиболее часто встречающимися в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;

      Развивающие: учить правильному употреблению  несклоняемых существительных в речи;   

      способствовать развитию речи учащихся, расширению словарного запаса,

  •     учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения.

Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Тип урока: изучение нового материала; урок - исследование

Оборудование: презентация, учебник, Цветок Знаний

                                                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.  

Сегодня мы продолжаем с вами путешествие в страну Морфологию, наш путь лежит в самую древнейшую область, которая называется « Имя существительное»

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

  1.                Обобщение знаний об имени существительном.

-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:                     

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

 

  -  Просклоняйте  существительные:                   

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  ( ученик).

-  Выделите окончания.

( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

 

  1. Постановка учебной проблемы.

-  Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?  

Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»:                     

 

               Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

               И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

               В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны?

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

 пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

 манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

ИГРА «Сломай рифму»

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить .(учащиеся исправляют ошибки и сверяют его с правильным вариантом)  

Исправленный вариант:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метро(В.п.)

И поехали в метро(П.п.)

Фильм смотреть о кенгуру(П.п.).

Вот сидим мы с ним в кино(П.п.)

Без пальто(Р.п.) и без кашне(Р.п.),

А вернее, я и ты

Без кашне(Р.п.) и без пальто(Р.п.).

Любит кино(В.П.) детвора,

Если в кино(П.п.) кенгуру(И.п.),

Ходит – бродит по шоссе(Д.п.),

Носит в сумке шимпанзе(В.п.).

Кенгуру(И.п.) в кафе(В.п.) зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за домино(Т.п.)

С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.).

                 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении ?

(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).

Какова же тема нашего урока?

Тема урока: Несклоняемые существительные»

 Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?

Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи.

    3. ГРУППЫ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

В.п. вижу метро

Т.п. восхищаюсь метро

П.п. еду в метро

Какова особенность склонения данных слов? (Нет окончания)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз — мы встали, распрямились. 
Два — согнулись, наклонились. 
Три — руками три хлопка. 
А четыре — под бока. 
Пять — руками помахать. 
Шесть — на место сесть опять. 

         Познакомимся с группами несклоняемых существительных (работа с учебником)

1.Заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)  

  • Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
  • Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
  • Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

 .

  • Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

        2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола   и    оканчивающиеся на согласный:  мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс  

        3. Русские и украинские фамилии   на –О и –ЫХ(-ИХ):  Рудых, Малых,

           Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.

  1. Сложносокращённые слова: ЛФК, СМ

 

    История слов             Пальто - слово это происходит от латинского palla, что означает «верхнее платье». В средние века пальто было без рукавов. Так называли прямоугольный или круглый кусок ткани с отверстием для головы. И гораздо позже пальто стало обозначать одежду с рукавами и застежкой на пуговицах.

Эскимо -  название всеми любимого мороженого дано ему в честь эскимосов — северного народа, живущего в снегах и льдах, а история его такова: в 1919 г. американец Христиан Нельсон разработал рецепты мороженого, глазированного шоколадом. Его назвали «пирожок эскимоса» (по-английски — эскимо-пай). Нельсон возил свою продукцию по городам и продавал, одновременно показывая фильм про эскимосов. В конце концов слово «пай» выпало, и мороженое на деревянной палочке стали называть просто эскимо.

Фортепьяно — клавишный инструмент, его изобрели в начале 18 века, его название происходит от итальянских слов форте и пьяно, что означает громко и  тихо. К фортепьяно относятся рояль и пианино. У рояля основной корпус и струны  расположены горизонтально, у пианино же — вертикально. Фортепьяно  считается главным инструментом в симфоническом оркестре.

Метро - первое метро появилось в 1863 году в Лондоне. Первая линия была на паровой тяге, а сам тоннель находился на небольшой глубине. Строительство вела компания «Метрополитен Рейлвейз» (отсюда название этого вида транспорта). В первый же год услугами метро воспользовались 9,5 миллионов человек!

      Игра « Значение слов» с Цветком знаний. В цветок знаний вставлены слова, ученики выходят  к доске и вытягивают слово, им нужно сказать значение слова.

    Значение слов

      Какаду - особого рода попугай с хохолком.

 Колибри -  очень маленькая птичка отряда длиннокрылых с пестрыми перьями, живущая в Центральной и Южной Америке.

  Панно - картина или рельеф, украшающие какой–нибудь участок стены,

  потолка.

      Кашне - узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

    Портмоне - небольшой кошелёк.

Фойе - зал в театре (кинотеатре, клубе) для пребывания зрителей во время  антрактов, перед началом спектакля, сеанса.

        Салями - сорт твёрдой копчёной колбасы.

 Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.

         Цунами - гигантская разрушительная океаническая волна, возникающая в  результате подводного землетрясения или извержения подводных          или островных вулканов.

         Бра - настенный подсвечник, светильник.

Задание:  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

Выйти из                , играть на                       , гулять без                ,    

Ехать по                 , бутерброд с              , приехать на                 ,  

Кататься на            , вынуть из                      , слушать по              ,

Пойти в                    ,  работать в                 .  

(слайд 10)                     Взаимопроверка Правильно :  Выйти из   метро, играть на фортепьяно , гулять без пальто, ехать по шоссе, бутерброд с салями, приехать на такси, кататься на   пони , вынуть из портмоне , слушать по радио, пойти в  кино ,  работать в  ателье .  

5.  Соедините несклоняемое имя существительное с его значением: (слайд 11)                     

Манто                                    работник консульства

Кашпо                                     выдающийся музыкант или композитор

Жалюзи                                 меховое широкое женское пальто

Атташе                         декоративный поддон для цветочного горшка

Маэстро                               шторы, состоящие из жёстких пластин.  

 Подведение итогов  

     Что нового вы узнали на уроке?

     Что понравилось на уроке?

      Что было самым интересным?

      Что было самым трудным?

-  А сейчас я прочту «Песенку» Аркадия Хайта

               Чтобы грамотными стать и писать отлично,

               Никогда нельзя менять в падежах различных

               Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

               Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

               Можно песню распевать и в гостях, и дома,

               Если только не менять окончанье слова

               Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

               Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

 

VI.Домашнее задание.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

 

-А когда уроки проходят быстро, интересно?

-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

 

Учитель пишет на доске заголовок «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)

-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных

Составьте устно предложения с этими словами

(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

Написать рассказ на тему: «В зоопарке», используя несклоняемые существительные, выучить правило

 

docx
Додано
7 березня 2019
Переглядів
5349
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку