Урок "Причастие, деепричастие как особые формы глагола"

Про матеріал
Підсумковий урок за темою "Причастие, деепричастие как особые формы глагола". Мета уроку: перевірити рівень знань за даною темою, закріпити лексичну граматичну, фонетичну компетентність здобувачів освіти.
Перегляд файлу

Тема уроку: Обобщение и систематизація изученного то теме «Причастия, деепричастия как особые формы глагола».

Цель: Формирование предметных компетентностей: активизировать знания учащихся по теме «Причастия, деепричастия как особые формы глагола»; совершенствовать общеязыковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетентность учащихся, содействовать формированию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли; Формирование ключевых компетентностей: умение учиться, критически мыслить;                             коммуникативных: формировать навыки общения, толерантности в коллективе;                                            информационных: формировать умение работать с текстами разных стилей и жанров; развивать навыки работы с книгой;                                                                        культурологические: прививать эстетический вкус, расширить кругозор учеников.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: Учебник, раздаточный материал, схемы, учебные тексты.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Блиц-опрос «Вспомни изученное»
  • Что такое причастие, деепричастие?
  • Морфологические признаки глагола которые переходят к причастию, деепричастию.
  • Что такое причастный оборот, деепричастный оборот?
  • Чем является причастие и деепричастие в предложении?
  1. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.                                                                                                                  Слово учителя:

Среди частей речи русского языка глагол обладает наиболее разветвленной системой форм и грамматических значений, которые в совокупности определяют важнейшие особенности построения и функционирования в русском языке предложений различных типов. Одними из форм глагола являются причастие и деепричастие. Сегодня на уроке мы подводим итог изучения тем: «Причастие» и «Деепричастие».

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний.

Перед вами РОМАШКА – опорная схема.

 

  1. Распределите в три столбика словосочетания с глаголами, причастиями, деепричастиями:

Выступить на сцене

Непрочитанная книга

Ничего не делая

Не горевал

Исследованные горы

Улыбающийся человек

Причитать статью

Думая о других

Быть на высоте

Пользуясь льготами

Жестикулируя пальцами

Смеяться от души

Происходящие события

Ознакомленные с правилами

 

  1. «Вспомни изученное». Работа с карточками. Повторение правописания причастий и деепричастий.                                                                       -н, -нн в суффиксах страдательных причастий и     деепричастий,                                                                                                                                             -не с причастиями и деепричастиями:

Выученный вовремя урок

Не подготовлено сообщение

Выполненные задания

Сосредоточенные лица

Рассыпанные бусы

Выкрашенные стены

Крашеные волосы

Жареные грибы

Жареная в сметане рыба

Засоленные грузди

Соленые огурцы

Путаный ответ

Запутанные волосы

Окно (не) вымыто

(Не) замеченная ошибка

(Не) разгаданная тайна

Никем (не) разгаданная тайна.

(Не) сушенные фрукты, а замороженные

 

  1. Практическая работа с языковым материалом. Конструирование причастий и деепричастий. От глаголов записанных на доске образовать причастия и деепричастия:

Думать

Видеть

Помнить

Скрывать

Развивать

Танцевать

Рекомендовать

Познакомить

Приготовить

Блестеть

Два причастия и два деепричастия ввести в предложение.

  1. Объяснительный диктант. Закрепление темы причастный и деепричастный оборот.

Стая птиц, летящая с юга, повернула к лесу.

Человек, знающий возможности языка, - это волшебник.

Перебирая фотографии, я вспоминаю всех своих друзей.

Кружась плавно в воздухе, желтые листья падают на землю.

  1. Выполнение интерактивного упражнения «незаконченное предложение»
  1. Снег, танцующий на солнце,…………………………………………
  2. ………………………………………весело щебечущими птицами.
  3. ……………………………….охраняемые доблестными воинами.
  4. Испеченный черный хлеб………………………………………………

Морфологический разбор причастий.

Танцующий –

Испеченный –

 

  1. Легко скользя ……………………………………………………
  2. ……………………………………………………….запевая песню.
  3. Не видя перед собой………………………………………………
  4. …………………………………………………не думая об этом.

Морфологический разбор деепричастий.

Запевая –

Не думая –

Определить синтаксическую роль причастий и деепричастий.

  1. Творческое задание на развитие речи.

Описать картину, в каждом предложении использовать причастия и деепричастия.

  1. Подведение итогов урока.

Выполнение интерактивного упражнения «Закончи предложение» (устно):

  1. Причастие, деепричастие – это………………………………………
  2. Причастие, деепричастие с зависимыми словами – это…………
  3. Знаки препинания, если причастный оборот стоит после определяемого слова……………………………………………………
  4. Деепричастие – это……………………………………………………
  5. Знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте……………………………………………………………………..
  1. Домашнее задание.
  1. Повторить теоретический материал по темам.
  2. Составить по 5 предложений с причастием и деепричастием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
11 березня 2019
Переглядів
1223
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку