Тема уроку: Обобщение и систематизація изученного то теме «Причастия, деепричастия как особые формы глагола».
Цель: Формирование предметных компетентностей: активизировать знания учащихся по теме «Причастия, деепричастия как особые формы глагола»; совершенствовать общеязыковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетентность учащихся, содействовать формированию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли; Формирование ключевых компетентностей: умение учиться, критически мыслить; коммуникативных: формировать навыки общения, толерантности в коллективе; информационных: формировать умение работать с текстами разных стилей и жанров; развивать навыки работы с книгой; культурологические: прививать эстетический вкус, расширить кругозор учеников.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Учебник, раздаточный материал, схемы, учебные тексты.
Ход урока
Среди частей речи русского языка глагол обладает наиболее разветвленной системой форм и грамматических значений, которые в совокупности определяют важнейшие особенности построения и функционирования в русском языке предложений различных типов. Одними из форм глагола являются причастие и деепричастие. Сегодня на уроке мы подводим итог изучения тем: «Причастие» и «Деепричастие».
Перед вами РОМАШКА – опорная схема.
Выступить на сцене
Непрочитанная книга
Ничего не делая
Не горевал
Исследованные горы
Улыбающийся человек
Причитать статью
Думая о других
Быть на высоте
Пользуясь льготами
Жестикулируя пальцами
Смеяться от души
Происходящие события
Ознакомленные с правилами
Выученный вовремя урок
Не подготовлено сообщение
Выполненные задания
Сосредоточенные лица
Рассыпанные бусы
Выкрашенные стены
Крашеные волосы
Жареные грибы
Жареная в сметане рыба
Засоленные грузди
Соленые огурцы
Путаный ответ
Запутанные волосы
Окно (не) вымыто
(Не) замеченная ошибка
(Не) разгаданная тайна
Никем (не) разгаданная тайна.
(Не) сушенные фрукты, а замороженные
Думать
Видеть
Помнить
Скрывать
Развивать
Танцевать
Рекомендовать
Познакомить
Приготовить
Блестеть
Два причастия и два деепричастия ввести в предложение.
Стая птиц, летящая с юга, повернула к лесу.
Человек, знающий возможности языка, - это волшебник.
Перебирая фотографии, я вспоминаю всех своих друзей.
Кружась плавно в воздухе, желтые листья падают на землю.
Морфологический разбор причастий.
Танцующий –
Испеченный –
Морфологический разбор деепричастий.
Запевая –
Не думая –
Определить синтаксическую роль причастий и деепричастий.
Описать картину, в каждом предложении использовать причастия и деепричастия.
Выполнение интерактивного упражнения «Закончи предложение» (устно):