Условное наклонение глагола

Про матеріал
Русский язык. Разработка урока для 7 класса на тему: «Условное наклонение глагола» (урок-путешествие: объяснение нового материала).
Перегляд файлу

Тема: Условное наклонение глагола

Тип урока:  урок-путешествие: объяснение нового материала.

Цели: образовательные: повторение знаний о глаголе как части речи, освоение нового понятия -“условное наклонение глагола”.

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развивать   коммуникативные качества.

воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка.

 

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация изученного материала

  1.  1. Повторение пройденного материала.

В государстве Действий – три главных города.

Город Изъявительных фактов. Жители здесь самые практичные, их девиз: «Было, есть и будет»  

А). Индивидуальная работа в тетрадях.

  1.  Задание  № 1. Выпишите глаголы, определите их время и вид. Запишите эти глаголы в форме других времен. В глаголах прошедшего времени выделите суффиксы. (слайд 3)

Город уже совсем проснулся (прош., сов. Проснётся, просыпается). Спешат (наст., несов. Будут спешить, спешили) на работу люди. Дворники убирают (наст., несов. Уберут, убирали)  снег, посыпают ( наст., несов. Посыплют, посыпали) тротуары песком.    

Задание № 2. Поставьте глаголы в прошедшее время. Укажите суффиксы в записанных глаголах.

Увидеть, обидеть, растаять, посеять, затеять, заметить.

  1. 2. Блиц-опрос  (работа с классом).
  • Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное - «-».
  1. Наклонение - это постоянный морфологический признак глагола.
  2. С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.
  3. Глаголы имеют два наклонения.
  4. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.
  5. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по време­нам.

Самопроверка: - + - + + .

  1. 3.  Новый материал.  

Следующий город в стране Действий – город романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого города: «Если бы да кабы…».

В нем мы сегодня и побываем. Итак, мы подошли к теме нашего урока  - Условное наклонение глаголов.

  1. Работа с текстом.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день – старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…

  1. Что происходит на самом деле?

 (Запишите глаголы) Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает.

  1. Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса?

 (Запишите глаголы)  Умел бы, вырастил бы, исцелил бы…

Что обозначают глаголы в условном наклонении?  (Действия, желаемые или возможные при определенных условиях)

3. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

 

  1. Попробуем представить, что произошло бы, если бы к нам в руки вдруг попало волшебное зеркало. Попробуем пофантазировать и поделиться своими желаниями друг с другом. Составьте устно предложения с глаголами в условном наклонении по форме: Если бы у меня было зеркало Желаний, я бы…

Образование формы условного наклонения (работа с  учебником)

Запишите глаголы в условном наклонении вместе с теми словами, с которыми они согласуются. Всё преобразилось бы, мы не узнали бы, они бы стали прекрасны, появилась бы масса вещей.

 

Посмотрите  внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Что же у нас получается?

С помощью чего образуются глаголы условного наклонения?

Глагол в прошедшем времени + частица БЫ (б).

 Составьте устно предложения с глаголами «решил бы, прочитал бы».

А теперь поставьте частицу БЫ перед глаголом.

Давайте попробуем изменить форму числа и рода в глаголах.

Ответьте на вопросы  («Тонкие и толстые вопросы»): 

- Как образуются глаголы условного наклонения?

- Где может располагаться частица БЫ?

- Как изменяются глаголы в условном наклонении?

- Для чего необходимо помнить правило о правописании гласной перед -Л в глаголах прошедшего времени?

- Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия? (Обозначает действие возможное, но не происходящее наяву)  

5. Работа по развитию речи 

Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно).

А)  Если бы я был садоводом, я вырастил для северных стран морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

Б) Я сшил бы для бабушки мягкие, удобные туфли, и она ходила  в них,  не уставая.

Работа с иллюстрациями 

А). При каком условии могло бы произойти действие, о котором рассказывает рисунок?

Б). Составьте сложные предложения с союзом если, употребив глаголы в условном наклонении.

Игра «Если бы я…»

А).Ученики пишут “заветное” желание

1 вариант. Если бы я был президентом…

2 вариант. Если бы я был волшебником….

Б). Анализ написанных желаний:

         – для себя

         – для родных и близких;

         – для школы

         – для всех людей.

  1. Подведение итогов урока.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

А теперь мы из нашего путешествия возвращаемся в наш класс. И вот мы в нашем классе.

- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком городе  побывали и что узнали нового?

- Как образуются глаголы условного наклонения?

- При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?

-Что обозначают глаголы в условном наклонении?

- Как изменяются глаголы в условном наклонении?

7. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Если бы я был директором школы…»

 

Стихотворение-шутка

...Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло -

Хорошо бы это было!

Если б, скажем,

Мне

Волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он бы

Сам бы

Мог

Отвечать любой урок...

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла

Решить задачу,

Написать диктант любой -

Все сама,

Само собой!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все

Свои места -

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй...

РЕФЛЕКСИЯ

 

 

docx
Додано
7 березня 2019
Переглядів
1505
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку