Тема: Условное наклонение глагола
Тип урока: урок-путешествие: объяснение нового материала.
Цели: образовательные: повторение знаний о глаголе как части речи, освоение нового понятия -“условное наклонение глагола”.
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развивать коммуникативные качества.
воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация изученного материала
В государстве Действий – три главных города.
Город Изъявительных фактов. Жители здесь самые практичные, их девиз: «Было, есть и будет»
А). Индивидуальная работа в тетрадях.
Город уже совсем проснулся (прош., сов. Проснётся, просыпается). Спешат (наст., несов. Будут спешить, спешили) на работу люди. Дворники убирают (наст., несов. Уберут, убирали) снег, посыпают ( наст., несов. Посыплют, посыпали) тротуары песком.
Задание № 2. Поставьте глаголы в прошедшее время. Укажите суффиксы в записанных глаголах.
Увидеть, обидеть, растаять, посеять, затеять, заметить.
Самопроверка: - + - + + .
Следующий город в стране Действий – город романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого города: «Если бы да кабы…».
В нем мы сегодня и побываем. Итак, мы подошли к теме нашего урока - Условное наклонение глаголов.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день – старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…
(Запишите глаголы) Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает.
(Запишите глаголы) Умел бы, вырастил бы, исцелил бы…
Что обозначают глаголы в условном наклонении? (Действия, желаемые или возможные при определенных условиях)
3. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
Образование формы условного наклонения (работа с учебником)
Запишите глаголы в условном наклонении вместе с теми словами, с которыми они согласуются. Всё преобразилось бы, мы не узнали бы, они бы стали прекрасны, появилась бы масса вещей.
Посмотрите внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Что же у нас получается?
С помощью чего образуются глаголы условного наклонения?
Глагол в прошедшем времени + частица БЫ (б).
Составьте устно предложения с глаголами «решил бы, прочитал бы».
А теперь поставьте частицу БЫ перед глаголом.
Давайте попробуем изменить форму числа и рода в глаголах.
Ответьте на вопросы («Тонкие и толстые вопросы»):
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- Где может располагаться частица БЫ?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
- Для чего необходимо помнить правило о правописании гласной перед -Л в глаголах прошедшего времени?
- Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия? (Обозначает действие возможное, но не происходящее наяву)
5. Работа по развитию речи
Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно).
А) Если бы я был садоводом, я вырастил для северных стран морозоустойчивые сорта яблонь и груш.
Б) Я сшил бы для бабушки мягкие, удобные туфли, и она ходила в них, не уставая.
Работа с иллюстрациями
А). При каком условии могло бы произойти действие, о котором рассказывает рисунок?
Б). Составьте сложные предложения с союзом если, употребив глаголы в условном наклонении.
Игра «Если бы я…»
А).Ученики пишут “заветное” желание
1 вариант. Если бы я был президентом…
2 вариант. Если бы я был волшебником….
Б). Анализ написанных желаний:
– для себя
– для родных и близких;
– для школы
– для всех людей.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
А теперь мы из нашего путешествия возвращаемся в наш класс. И вот мы в нашем классе.
- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком городе побывали и что узнали нового?
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?
-Что обозначают глаголы в условном наклонении?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
7. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Если бы я был директором школы…»
Стихотворение-шутка
...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой -
Все сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...
РЕФЛЕКСИЯ