Тема урока: «Повторение: имя существительное» 6 класс
Урок разработала Каменева Т.М., учитель русского языка Веселовской ООШ, Харьковского района Харьковской области, І кв. категория.
Цель: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи:
Образовательные:
- повторить изученные сведения об имени существительном как части речи;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
- продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
- продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.
- способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- учебник;
- интерактивная доска;
- интерактивные плакаты: Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи;
- Интернет-ресурсы.
Ход урока
І. Организационный момент:
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящен Имени существительному.
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни.
ІІІ. Актуализация знаний.
- Начнем мы повторение с самого простого, с определения имени существительного. Что же такое имя существительное? (открыть таблицу)
1. Что такое имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
3. Назовите морфологические признаки существительного?
4. Назовите имена собственные
5. Назовите имена существительные мужского рода
6. Назовите имена существительные несклоняемые
7. Назовите имена существительные общего рода
8. Назовите имена существительные 1 склонения
9. Назовите имена существительные 2 склонения
10. Назовите имена существительные 3 склонения
11. Назовите имена существительные во множественном числе
12. Назовите имена существительные одушевленные
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Основные понятия об имени существительном мы повторили, а теперь мы поиграем в игру, которая называется «Веришь ли ты». Я задаю вам вопрос, а вы, если согласны с ним, то вы хлопаете, а если нет – молчите.
Верите ли вы, что…
1. К именам существительным можно поставить не только вопросы кто? что?( - )
2. Одно слово может быть и именем существительным, и глаголом? ( - )
3. Слова собака, ручка, снег, бег, сон, доброта являются именами существительными? (+)
4. Имена существительные бывают только мужского и среднего рода? (-)
5. Имена существительные чаще всего в предложении являются подлежащими или дополнениями? (+)
6. Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными? (+)
Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы,выделяя окончания существительных. Укажите склонение, род, число, падеж существительных.
Образец ответа : Небосклон –ІІ скл., м.р. ед.ч., И.п.; (в) раме – І скл., ж.р., ед.ч.,П.п..
Д…кабрьський день в моей оконной раме.
Не просв…тлев, т…мнет небосклон.
Торчат, как метлы, ветви за домами.
Забитый снегом, од…чал б…лкон.
Упражнение 2. Спишите текст. Обозначьте склонение выделенных существительных.
Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики.
Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов… От легкого дыхания теплого летнего ветерка колишуться колокольчики, радостно приветствуют гостя.
Упражнение 3. Допишите падежные окончания и объясните их правописание.
От деревн… к деревн…; на площад… и на улице…; на яблон… и на черёмух…; на кончик… ветк…; экскурсии были проведен… по Харьков… и област… .
Упражнение 4. Запишите имена существиствительные, в три колонки в соответствии со склонением, вставляя, где необходимо,ъ
Меч…, мяч…, пустош…, упряж…, дач…,ковш…, удач…, меж…, силач…, бич…, ключ…, обруч…, печ…, лыж…, теч…, свеч…, бреш…, брош…,сыч…, грач… .
Упражнение 5. Выпишите существительные, которые в русском языке не склоняются.
Чернила, шоссе, героизм, пальто, родня, радио, салазки, такси, кофе, метро, братство, кино, сочинение ,кашне.
Упражнение 6. Распределите слова в два столбика: собственные и нарицательные имена существительные.
Дерево, город, Волга, Женя, Маша, океан, река, страна, лес, собака, Каштанка, Киев, Черное море, Пушкин, соловей, горизонт, кошка.
Упражнение 7. Определите род имён существительных. Товарищ, столица, прорубь, яблоко, имя, лев, мать, сирота, дом, неряха, грязнуля, кофе,авеню.
Физминутка: с помощью мимики и жестов изобразить передмет-существительное
Упражнение 8. Выпишите несклоняемые существительные.
Пальто, шоссе, костюм, дорога, ситро, калина, радио, кенгуру, тигр, шимпанзе, Сочи, Харьков, Киев, Гюго, Дюма, Толстой, Чехов, ХГУ, АЭС.
Упражнение 9.
ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму.
Кто ремонтирует фонари?______________________________________,
Кто ходит в разведку?_________________________________________,
Кто работает в забое?__________________________________________,
Кто переписывает бумаги?_____________________________________,
Кто делает доклад?___________________________________________,
Кто кладет камни?___________________________________________,
Кто работает в бане?_________________________________________,
Кто ремонтирует водопровод?_________________________________
Упражнение 10.
Придумайте предложения с данными словами:
Неправда
Не правда
Несчастье
Не счастье
Неученье
Не ученье
V. Рефлексия.
Ребята, у вас на партах лежат желтые листочки. В начале урока мы на красных листиках с вами записывали, что мы будем повторять об имени существительном (подхожу к дереву, показываю и кратко озвучиваю), а сейчас я предлагаю вам записать, что именно мы повторили и приклеить свой листик к этому же дереву, найдя ему пару.
VII. Подведение итогов урока
Таким образом, ключевые слова нашего урока:
- имя существительное;
- часть речи;
- одушевленное/неодушевленное;
- собственное/нарицательное;
- мужской род, женский род, средний род.
VII. Домашнее задание
Дома подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного.
-Урок окончен.