Ночь чудес . Н.В. Гоголь

Про матеріал
Интегрированный курс «Литература». Разработка урока для 6 класса на тему: «Ночь чудес» ( мультимедийная презентация с применением дискуссионной формы работы по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
Перегляд файлу

Тема:   НОЧЬ  ЧУДЕС

(Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе; его связь с Украиной. Поэтичность повести «Ночь перед рождеством». Украинские народные преданья и поверья, переплетение фантастического и реального в ней.)

Цели урока:

 

обучающая: углубить первоначальное впечатление от прочитанного; познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».

 

развивающая: развить у учащихся культурологические и коммуникативные компетентности;  развивать логическое  мышление, формировать умения и навыки работы с текстом учебника-хрестоматии, аргументации, развивать  воображение и творческие  способности учащихся

 

воспитательная:  способствовать воспитанию у школьников интереса к творчеству Н.В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре украинского народа; воспитание любви к Родине; формирование нравственно-эстетических идеалов.

 

Тип урока: мультимедийная презентация с применением дискуссионной  формы работы.

 

Оборудование урока:  портрет Н.В. Гоголя, тексты произведения , записи на доске, видеозапись; презентация по творчеству Н.В. Гоголя; компьютер, видеопроектор, экран.

 

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

 

ХОД  УРОКА

  1. Организационный  момент
  2. Мотивация.

 Обращение к портрету писателя.

Слайд 1

Учитель: Ребята, каким представляется вам писатель по этому портрету?

 (Приблизительный ответ: повествователь —загадочный,  человек с юмором.)

Учитель:  Да, это Николай Васильевич Гоголь, это с его такими волнующими  строками вы познакомились  дома.

Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь.

А как эпиграф нашего урока может охарактеризовать Н.В. Гоголя? О чём он писал?

Слайд 2

Не потому, что особой причуде

Дань отдаю в этом тихом краю.

Просто - мне дорого все, что и людям,

 Все, что мне дорого, то и пою.

    А. Твардовский

 

Учитель: Сегодня у нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В. Гоголя  “Ночь перед Рождеством” и представить обстановку, место действия, народные обычаи  украинского народа.

Звучит музыка Римского-Корсакова

 

А Учитель:   

Какие картины нарисовало ваше воображение?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами на нашем уроке?

  1. Объявление темы и целей урока

Слайд 3

Тема нашего урока:  Ночь чудес

Б Постановка  целей  урока

     На нашем уроке мы познакомимся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями украинского  народа через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством», а ещё мы выделим фантастические и реальные элементы в повести.

 

  1. Работа над темой урока

      Повесть «Ночь перед Рождеством»  сделала имя молодого Гоголя знаменитым.

 

      Слайд 4

      А.С. Пушкин писал о книге: “Сейчас я прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая чувствительность! Все это так необыкновенно  в нашей литературе, что я доселе не образумился”.         (3 октября 1831 года)

     Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли в Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, -  с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

     Эта повесть связана с жизнью украинского народа. В ней сильно и ярко выражена поэтическая душа народа: его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор.

      Гоголь сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские беленые хаты – мазанки, чтоб очаровались песенным складом украинской речи, познакомились с бытом и обычаями украинского народа.

Слайд 5, 6

Повесть Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” напоминает прекрасную сказку. Гоголевская Диканька - это то место, где хаты белы, звезды яркие, а красивые парубки влюбляются в прекрасных девушек. Это то место, где каждому хотелось бы жить. Образы главных героев повести, Вакулы и Оксаны, воплощают мечту автора о счастливой жизни на родной земле.

 

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся
  1. Слово учителя

      Хотите побывать в Диканьке в Рождественскую ночь? Тогда вот вам мое условие: отгадайте, кто из героев повести сейчас перед вами предстанет.

  1. Викторина  «Узнай героя»:

 

Слайды 8-12 (герои повести)

  • «Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе».    (Оксана)    
  • «Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит…».       (Вакула)                    
  •  «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком» (Черт)                    
  •  «Она была ни хороша, ни дурна собою. Однако ж она умела причаровывать к себе самых степенных козаков».  (Солоха)
  • «Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру» (Пацюк)

 

        Молодцы, с первым условием вы справились. Второе условие: определите, какой эпизод повести изображен на репродукции картин известных художников.

 

3. Викторина «Узнай эпизод повести» (по репродукциям картин)

 

Слайды 13 -23 (эпизоды повести)

     Учитель:  С героями вы знакомы. Содержание вам тоже знакомо. Значит, мы можем смело отправляться в Диканьку, в которую вот-вот придёт  праздник. Какой?

Если бы в названии не был бы указан праздник, могли бы вы определить, что это Рождество? 

По каким признакам? (Примерный ответ: Торжеством природы и радостью людей. Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа ).

Как входит рождество в повесть? (Выразительное чтение отрывка «Последний день перед Рождеством прошёл…) .

Слайд 24

Учитель:  Да, задору и веселью украинского народа можно позавидовать.

А какими песнями принято встречать рождество? (Колядками)

Давайте узнаем, что же такое колядки?

Слайд 25-27

Словарная работа.

КОЛЯДКА - песня, исполняемая во время обряда коляды.

КОЛЯДОВАТЬ - на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги.

КОЛЯДА - старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

 

Учитель:

А вот как объясняет Гоголь, что такое “колядовать”, мы прочитаем в тексте.       (Гоголь поясняет слова, непонятные читателям его времени. Эти сноски являются как бы продолжением повести, разговором с читателем, незнакомым с обычаями и диалектными словами)

А в наше время сохранилась ли традиция колядовать ?

 

(Просмотр видеоролика).

 

– Что это за праздник – Рождество? (Христианский праздник, День рождения

Иисуса Христа).

 

Слайд 28-29

 

– Посмотрите на экран, прочитайте объяснение о происхождении этого праздника.

 

   Слайд 30

        Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа, но вместе с тем злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей нарушить христианские заповеди.

  • Какие из них вы знаете? Всего их 10.

Учитель:

     Как вы думаете, почему события в повести происходят именно накануне Рождества? (Потому что это время чудесного и необычного).

 

     Зачем Гоголю понадобилось описание праздника? (На фоне прекрасного, сказочного пейзажа в канун праздника разворачиваются необычные события)

Слайд 31

– А что, по-вашему, означает слово “фантастика”? /Это то, что придумано, вымышлено, что-то волшебное, невероятное./

 

   Как вы думаете, что такое реальность? /Реальность-это то, что действительно существует не в воображении.

 

Вывод. Мы выяснили смысл важных для нас понятий: реальность и фантастика.

 

Беседа по вопросам.

– А как вы думаете, почему самые интересные события в повести происходят ночью?

 

(Все чудеса происходят ночью – в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило).

 

      “Ночь перед Рождеством” – одно из самых насыщенных народной поэзией, обычаев произведение Н.В. Гоголя. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. Давайте подробнее рассмотрим те события, в которых участвуют фантастические герои.

Слайд 32

Давайте перечислим в повести героев реальных и тех, которые помогают создать сказочно-фантастическую атмосферу?   

Черт, Солоха, Пацюк.

Слайд 33

 

Почему черт украл месяц?

Он украл месяц для того, чтобы навредить Вакуле.

 

Почему черт был зол на кузнеца?

 

(На одной из картин кузнец изобразил “святого Петра в день Страшного суда.., изгонявшего из ада злого духа ”; “… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”. Отношения между чертом и Вакулой не заладились задолго до Рождества. Причиной этому была картина, “намалеванная” на стене церкви. Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие его гадости не могли смутить душу Вакулы. Так крепка была его вера в Бога, так чиста его душа)

 

 

Давайте подробно поговорим об этом персонаже

«Чтение с остановками»

Черт ворует месяц.

 

…можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

 

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

 

     С кем сравнивает его автор? На кого больше похож черт: на человека или на жуткое потустороннее существо? (Автор сравнивает его с людьми: трубочистом, немцем, стряпчим, мужиком, достававшим «голыми руками огонь из люльки». Черт больше похож на человека, у него человеческие манеры, он заигрывает с ведьмой; у него даже есть карман, куда он прячет месяц. Поэтому он и не страшен. Но тем не менее это все равно фантастический персонаж, об этом говорят и его действия: он летает по небу, крадет месяц).

 

      Почему для Гоголя важно показать читателю, что черт не страшен? (Возможно, автор хочет подготовить нас к таинственным происшествиям, но они не будут ужасными, трагическими, а наоборот – веселыми, забавными).

 

     Итак, мы выяснили, что черт не ужасен. Но так ли он безобиден? (Нет, он учит «грехам добрых людей»).

 

Слайд 34

 

– Какими человеческими чертами наделил Гоголь сказочных героев – черта и ведьму?

 

(Ведьме и черту холодно, черт перепрыгивал с одного копытца на другое, дул себе в кулак; ведьма летела как на коньках по воздуху, словно человек.)

 

– Какими изображает Гоголь ведьму? (Смешной и забавной.)

Слайд 35-36

- Какие слухи ходили о Солохе? Как  относились к ней окружающие?

 

 Зачем к Солохе явились ее гости? О чем они мечтали? А Солоха? Кого из гостей она выделяла особо?

(Каждый из них мечтает провести приятно время с Солохой, а она не прочь извлечь из этого выгоду).

 

 Почему их желания не исполнились? За что они наказаны?

(Они нарушили христианские заповеди и, оставив своих жен, пришли к Солохе).

 

- Что в образа Солохи и Чёрта реальное, а что сказочное?

-  А кого из фантастических героев мы ещё не назвали?

Слайд 37

Давайте сделаем выводы о фантастических и реальных событиях в повести.

Дети делают три вывода:

1.Место и время действия повести - реальны или возможны, а события, которые

происходят – фантастичны;

2. Волшебные герои живут среди обыкновенных, люди их не боятся;

3. Границы между реальным миром и фантастическим размыты.

Учитель:

- Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть герои,

которые имеют отношения к нечистой силе. Н. В. Гоголь всю жизнь решал этот

вопрос: что побеждает добро или зло? И все сопоставления реальности и

фантастики в его произведениях направлены на это.

- А вы как думаете, что должно победить?

 

Подведение итогов урока

 

Слайд 39

 

– Скажите, ребята, почему интерес у читателей к повести “Ночь перед Рождеством” в век глобализации и научно-технического процесса не ослабевает?

    Почему мы любуемся точностью каждого слова, каждого события?

 

(Потому что в повести показан народный быт, юмор, национальная культура, близкая и понятная нам. Рождественские традиции сохранены до сих пор).

 

      Какие  черты характера гоголевских героев присущи украинцам

ХХІ века?

 

В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений.

 

- Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)

       В людях из народа видел Гоголь лучшие человеческие черты и качества: любовь к родине, чувство собственного достоинства, живой и ясный ум, человечность и благородство.

Каким чувством проникнуто все произведение Н.В.Гоголя?

 

(Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобив.)

 

      Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и красотой народных преданий. Настоящий герой книги - народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах.

      Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказки, прекрасно передал ее в своих книгах, сумел увлечь читателей поэзией народных малороссийских преданий.

Рефлексия настроения

Заключительное слово учителя

На этом наш урок заканчивается, но не заканчивается наше знакомство с произведениями Гоголя, поэтому сегодня мы не говорим «до свидания», мы говорим: «До новых встреч с творчеством Н.В. Гоголя».

Выставление оценок

Рефлексия

Слайд 34

Домашнее задание: написать письмо Н.В. Гоголю с рассказом о рождественских традициях вашей семьи (до 10 предложений)

 

 

 

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Марченко Егор
    Отлично, очень хорошо
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
7 березня 2019
Переглядів
3218
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку