Обобщающий урок по теме: "Имя существительное"

Про матеріал
Задачи: • закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи; • совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам; • развивать орфографическую зоркость, память, мышление; • обогащать словарный запас учащихся, формировать образность речи, расширять кругозор, накопление внеязыковой информации; • формировать навыки связной речи; • Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе; • умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников
Перегляд файлу

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи;
  • совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род и число, изменять по падежам;
  • развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
  • обогащать словарный запас учащихся, формировать образность речи, расширять  кругозор, накопление внеязыковой информации;
  • формировать навыки связной речи;
  • Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе;
  • умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал, проектор, ноутбук, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей)
– Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями. Желаю вам, чтобы ваше  хорошее настроение не зависело от погоды. И, не смотря ни на дождь, ни на снег, у вас в душе всегда было бы безоблачно!
– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)
– А вы поможете мне провести такой урок? (Да, поможем)
– Что самое главное мы должны делать на уроке? (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)

2. Минутка чистописания. (Слайд 2)

– И сейчас с хорошим настроением и  с радостным чувством мы переходим  к минутке красивого письма.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632604/img2.jpg

  • На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.
  • Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
  • Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.

– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы)   Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу.

3. Орфографическая разминка. (Слайд 3)

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Благ..дарю, х..зяин, инж..нер, сам..лёт,

замечат..льный, а..куратно, авт..мобиль,

 мя..кий, ш..фер,  кол..ектив, к..мпьютер

1657TEПроверка выполненного задания. Дети выполняют проверку при помощи «лупы».

Чтоб в словах не ошибиться,
Надо с лупой подружиться. 
Нам волшебное стекло 
Их запомнить помогло!

– Как называются слова,  в которые вы  вставляли буквы? (Словарные слова)
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)

4. Физминутка

5. Стадия вызова (Слайд 4)

Составление кластера (Кла?стер (англ.cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.)

– Сегодня мы с вами продолжаем изучать имя существительное.

Дети  на обложке в тетради,  каждый самостоятельно составляет свой кластер,  все что знают про имя существительное. Обучающиеся  выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Мы многое уже узнали. Посмотрите, как разросся наш кластер.

Коллективная работа по заполнению общего кластера (все, что вспомнили об имени существительном).(КАЖДЫЙ ВЫХОДИТ ИЗ ГРУППЫ И ЗАПОЛНЯЕТ ПО ФРАЗЕ

 

 7. Рефлексия (Слайд 12)

– Посмотрите на получившейся кластер и послушайте стихотворение загадку об имени существительном. 

Все что существует, оно обозначает,
На вопрос кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.

 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632604/img6.gif

6. Стадия осмысления  (Работа в группах)

1 группа

Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Указать  число, род имен существительных. Объяснить значение пословиц.

  • Кормит, лень, портит, а, труд;
  • труд, перетрут, терпенье, и, все;
  • почет, рядом, труд, живут, и;

2 группа

Списать текст, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать падеж имен существительных.

Взл…тают кружатся  и падают осен...ие лист…я. В...ётся в воздухе тонкая паутинка. Цв…ты и травы высыпали в землю семена.

3 группа

Просклонять существительные.

Гнездо, волна.

4 группа

Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.

Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).

5 группа

Исправить ошибки; списать текст, указать падежи существительных

В залатыеасенние дни готовились к отлёту журовли. Покружылисьани над рикой, над балотом. Вот потинулисьжуровлиные стаи в дальние страны.

Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка. (Слайды 6-10)

Графический диктант. (Слайд 11)

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

  1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
  2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
  3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
  4. Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.
  5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
  6. Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
  7. В русском языке шесть падежей.
  8. При склонении имён существительных изменяется только окончание.
  9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
  10. Имена существительные бывают только женского и среднего рода.

7. Рефлексия (Слайд 12)

– Посмотрите на получившейся кластер и послушайте стихотворение загадку об имени существительном. 

Все что существует, оно обозначает,
На вопрос кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.

Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером и стихотворением мы будем пользоваться и на следующих уроках, потому что сегодня  только повторяли изученное об имени существительном  и продолжили   изучать имя существительное.

– Кто все понял и запомнил о существительном?
– Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
– Что из нашего урока  вам понравилось? Почему? Оцените себя, как знатока имени существительного.

Составление синквейна

 

 

docx
Додано
30 січня 2019
Переглядів
1410
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку