Данный урок русского языка разработан для активации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать. На уроке используются разнообразные интерактивные методы, приёмы и средства обучения. Это наиболее полно позволяет развивать речевые способности учащихся, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление, учит сравнивать, анализировать, принимать нестандартные решения. Разработка данного урока поможет учителю подготовиться к уроку и сделать его необычным и запоминающимся. Этот материал может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения, а так же на факультативных занятиях, на внеклассных мероприятиях или на уроках фрагментарно.
Разработка урока «В мире занимательной грамматики»
Автор: Піскунова Ольга Вікторівна, вчитель російської мови та літератури Берестовеньківської філії Красноградського багатопрофільного ліцею Красноградської районної ради Харківської області
Цели:
-обучающие: совершенствовать языковые умения и навыки учащихся выполнять действия с отдельными языковыми единицами; содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию учащихся через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, речевого творчества;
-развивающие: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
-воспитательные: воспитывать коммуникативно компетентную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения.
Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, иллюстративный материал
Технологические особенности: на уроке использовать компьютер
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: урок - игра
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
1.Словарная работа. Игра «Одним словом»
Учащимся предлагается заменить приведенные ниже слова сложными словами с составной частью само-. Выигрывает тот, кто правильно подберет все слова.
1. Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья. 2. Металлический прибор для кипячения воды к чаю. 3. Неограниченная власть монарха (царя). 4. Совершаемый по своей воле, без разрешения. 5. Сделанный собственноручно, домашними средствами. 6. Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов. 7. Критика недостатков собственной работы. 8. Слишком уверенный в своих силах, способностях. 9. Удовлетворение своих бытовых нужд собственными силами. 10. Автоматическая (ручка). 11. Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде. 12. Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом. 13. Своими силами, без посторонней помощи. 14. Тот, кто выучился чему-нибудь без специального обучения и руководства.
Ключ-подсказка: самобранка, самовар, самодержавие, самовольный, самодельный, самодеятельность, самокритика, самоуверенный, самообслуживание, самопишущая, самородок, самосвал, самостоятельно, самоучка.
2. Игра «Ну-ка, угадай» ( узнайте пословицу по двум предметам)
Ключ- подсказка. 1.Кашу маслом не испортишь. 2.Яблоко от яблони недалеко падает. 3.Что написано пером, то не вырубишь топором.
3. Загадки – шутки (задание на логическое мышление)
Проверь себя
1. Панама.
2. Париж на Сене.
3. Орёл.
4.Прут.
5. Новая земля.
6. Крыло автомобиля .
7. Гнездо-углубление или отверстие.
8. Разбить цветник, разбить лагерь.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача — помогать людям понимать друг друга при общении, при выполнении общей работы. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества. Невозможно развитие науки, техники, искусства.
Язык — это очень сложный инструмент. Не так-то просто разгадать секреты его устройства. Ещё труднее постигнуть тайны действующего языка — человеческой речи. А без знания этих тайн трудно избежать в речи ошибок и неточностей, ведь неточная речь — всё равно что фальшивая мелодия или искажённый рисунок.
Русский язык — сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учёбе, в профессиональной деятельности. Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов... И сегодня я постараюсь вас убедить в том, что изучение русского языка — занятие увлекательное, эффективное. Мы попробуем помочь познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьёзную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику. Игра — самое любимое и самое естественное занятие детей, да и взрослых тоже. Особый вид игр — языковые. Кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, головоломки — кто из нас не знает этих игр? Поиграем?
IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1.Работа по теме урока: рассказ учителем лингвистической сказки
В некотором царстве, в некотором государстве, именуемом страной Русского Языка, жили-были Части Речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол, Местоимение и другие. Семья была большая, но, увы, не очень дружная. Здесь часто спорили и ссорились только из-за того, что каждая Часть Речи считала себя самой главной. В спорах никто никому не хотел уступать. Так продолжалось долго. Громче и чаще всех спорил Глагол. Ему, видите ли, всегда хотелось только командовать. Каждый раз он взбирался на самую высокую ступеньку и восклицал: «Стоять! Сидеть! Молчать!». Другим Частям Речи это, конечно, не нравилось — ведь они так же, как и Глагол, считали себя главными в стране Русского Языка. Местоимение, например, было совершенно уверенно, что без него вообще не может существовать их большая семья. Поэтому оно торжественно утверждало: «Я, ты, он, она — вместе дружная семья!».
Более покладистым из Частей Речи было Имя Прилагательное. Оно даже согласно было находиться рядом, в одном предложении и с Существительным, и с Глаголом. Поэтому, когда в спор вступало Имя Прилагательное, в доме наступала более мирная и спокойная обстановка. «Сегодня хорошая погода» или «Какой прекрасный вечер!» — тихо произносило Имя Прилагательное, и все вокруг вмиг умолкали.
Но самым скромным, умным и доброжелательным в стране Русского Языка было Имя Существительное. Оно никогда ни с кем не спорило, не повышало голоса, а лишь молча кивало головой и загадочно улыбалось, когда спорили другие Части Речи. А ведь, казалось бы, Имя Существительное могло бы громче всех заявлять, что оно является самой главной Частью Речи. Ведь без него нельзя составить ни одного предложения в русском языке. Но Существительное оказалось мудрее своих товарищей. Когда, наконец, у него появилась возможность говорить, оно спокойно, с толком, с чувством и расстановкой объяснило, что не нужно зря ссориться, потому что в этой волшебной стране важна и нужна каждая Часть Речи. Ведь только благодаря им всем, русский язык может быть таким красивым и правильным.
Наступило молчание. Каждая Часть Речи серьёзно обдумывала всё то, что услышала от Имени Существительного. И они вдруг поняли, что были неправы, когда ссорились друг с другом. Ведь они все очень нужны стране Русского Языка, а это — самое главное! И в доме, наконец, воцарился долгожданный мир. Никто из Частей Речи уже не спорил, называя себя главной. Все помирились друг с другом, и в честь доброго перемирия друзья устроили большой и пышный бал. А Королевой бала была выбрана по праву самая мудрая Часть Речи — Имя Существительное.
С той поры все обитатели страны Русского Языка зажили мирно и в полном согласии, были довольны и счастливы.
2. «Играя – обучаемся»: выполнение занимательных заданий с логической нагрузкой
а) Лингвистическая игра «Рассказ на одну букву»
Учитель. Вам, наверное, приходилось слышать своеобразную скороговорку-рассказ: Павел Петрович Петушков пошёл полем прогуляться, поймал птицу-перепелицу, понёс продавать, просил полтину, получил половину.
Особенность этой скороговорки в том, что все слова в ней начинаются с одной буквы. А я вам расскажу рассказ про Петю.
Петя
Пятиклассник Петя Панкратов по прозвищу «Пан» первым получил пятерку по природоведению. Подхватив Петин почин, пятерку по природоведению получила Поля Перова. Поздравляя Петю, приятели подкалывали:
«Пан подает пример». - «Петя плюс Поля).
- «Пан перевыполнил план» ...
Пойманных по перволедью плотвичек Петя почистил, попотрошил; потом подогрел плов, пообедал, помыл посуду. Позвонили. Почтальон Печкин принес письмо. Письмо прислал папа. Петин папа - полярник. Петя плохо понимал папин почерк; прочитав письмо повторно, понял: папа писал про полярников, про песцов, про пищух, про птичку песчанку ... Петя положил письмо под подушку, потянулся, постучал пальцами по пианино, пошел погулять. Перед подъездом повстречался пенсионер Павел Петрович. Павел Петрович, папин приятель, просил Петю передать папе привет.
После прогулки Петя послушал прогноз погоды, поужинал, подмел пол, почитал поэму Пушкина «Полтава».
Позже писал папе: «Папочка, пиши почаще, приезжай поскорее. Павел Петрович передает привет. Пока».
Про пятерку Петя писать постеснялся: «Подумаешь, подвиг!»
А теперь попробуйте сами! (примерный рассказ на букву п можно дать как домашнее задание)
Пёс Полкан – приятель Пети. Полкан – понятливый пёс, понимает Петины приказания. Петя прикажет: «Подай палку», пёс Полкан подаёт. «Прыгни!» - прыгает. Полкан – превосходный помощник, приносит подбитую птицу, помогает Пете принести продукты. Пёс – просто прелесть.
б) Игра «Превращения»
А сейчас мы с вами не на долго станем волшебниками, изменив одну букву, превратим одни слова в другие
ЛОГОГРИФЫ
1. На берегу морском
Я круглый год валяюсь;
Отнимешь мягкий знак—
И вверх я устремляюсь
2. Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но г приставишь впереди —
И в небе я загромыхаю.
Прибавь вначале слово «это»
Так, как писали наши предки,—
И стану я металлом редким
4. Жестокостью известный встарь,
пред вами древних римлян царь.
Отбросьте р — и разом
Он станет просто газом.
Ключ-подсказка: 1. Галька – галка. 2. Роза – гроза. 3. Ребро – серебро. 4. Нерон – неон.
АНАГРАММЫ
1.Задачу ты решишь свободно:
Я — небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно.
2.Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной —
И найдешь меня в буфете.
3.Взгляни на карту — ты узнаешь,
Что я французская река.
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
Ключ-подсказка: 1. Нос – сон. 2. Атлас- салат. 3. Рона – нора.
в) Игра « Юный переводчик»
1. Какой русский эквивалент пословицы: Don’t halloo till you are out of the wood. - Не радуйся, пока не выбрался из лесу.
А) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Б) Не радуйся раньше времени.
В) Капля по капле и камень долбит.
2. Какой русский эквивалент пословицы: Look before you leap. - Посмотри, прежде чем прыгать .
А) Капля по капле и камень долбит
Б) Семь раз отмерь, один раз отрежь
В) Не радуйся раньше времени.
ОТВЕТЫ: 1Б; 2Б
г) Игра «Дешифровка»
(найдите « ключик» и расшифруйте следующие поговорки)
1. ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС
2. ЬТИЖОЛОП ЫБУЗ АН УКЛОП
3. ПОС
ЛЕД
ОЖД
ИЧК
АВЧ
ЕТВ
ЕРГ
Проверь себя
(Семь пятниц на неделе.)(ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.)(После дож дичка в четверг.)
д) Блиц – турнир «Эрудит» (занимательные вопросы)
11. Где вода стоит столбом?
12.Что можно видеть с закрытыми глазами?
13. Из какой посуды нельзя есть?
14. С вороной через три года что бывает?
15. Почему шляпу носят?
16. Что на свете всех быстрее?
17.Что на свете всех жирнее?
18.Почему собака бегает?
19.Из какого полотна не сошьешь рубашку?
20.Почему корова ложится?
Проверь себя
3. Работа над языковым материалом.
а) Лингвистическая игра «Словесные метаморфозы»
Ответ: ВОЛК – ПОЛК – ПОЛА - ПОЗА – КОЗА
Ответ: РЕКА – РУКА – МУКА – МУЗА – ЛУЗА – ЛОЗА – ПОЗА – ПОРА – ГОРА – ГОРЕ – МОРЕ
Ответ: ТЕСТО – МЕСТО – МЕСТЬ – МАСТЬ – ПАСТЬ – ПАСТА – КАСТА – КАСКА – КАЧКА – ПАЧКА – ПАЛКА – БАЛКА – БУЛКА
б) Шуточные задания: игра «Знатоки»
1.Как можно превратить :
а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивание воды;
б) высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь;
в) гору из камня в нежное чувство;
г) палку в глагол;
д) нитку в материю?
2. Что находится посередине «земли»?
3. Что мы говорим в начале «урока»?
4.Горело пять свечей. Одну потушили. Сколько свечей осталось?
5.Три теленка - сколько будет ног?
6.Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов?
7.Сколько надо букв «г», чтобы получилась большая куча сена?
Ключ-подсказка:
1.Переставить слоги: сосна – насос, камышь – мышь, скала – ласка, палка – капал, нитка – ткани.
2.Звук м
3.Звук у
4. Пять
5. Сколько не три у него будет 4 ноги.
6. Ни одного. У шеи хвостов нет.
7. Сто- Г
г) Творческое задание: игра «Умники и умницы»
Один художник-шутник умышленно проиллюстрировал дословное понимание некоторых слов. 1. Объясните на чём основаны эти шутки
2. Попробуйте составить предложения к этим эллюстрациям
Прислонился Нахлебница
V. Рефлексия. Подведение итогов.
Жили-были в стране Лингвистике братья Ушки. Одни любили чистоту и порядок, другим нравилось быть неопрятными, грязными, третьи всегда к чему-нибудь прислушивались. Домик их стоял на самой окраине, так что гости редко заходили, никто им не мешал. Зато сами Ушки любили путешествовать. Ведь они хорошо слышали и умели слушать. Отправились Ушки искать друзей, чтобы быть с ними «не разлей вода»: всегда вместе, всегда рядом.
Идут Ушки, видят, гуляет маленький розовенький Поросёночек. Поздоровались они:
– Здравствуй, Поросёночек.
А он не отвечает. Что такое? Наверное, не слышит. Прыгнули Ушки на голову Поросёночку, тот сразу захрюкал, оборачиваться стал, прислушиваться, ушками заводил, а потом как плюхнется в грязную лужу. И давай валяться, визжать от удовольствия. Первые Ушки были довольны – наконец-то они на своём месте: «по уши в грязи»! Как были неопрятными, так и остались. Не зря же стали говорить : «Грязный, как свинья». Это о неряшливом человеке.
Другие дальше отправились. Видят, Человек приближается к железнодорожному переезду. А там поезд! Не слышит Человек. Прыгнули Ушки на голову, услышал он. Остановился. Думает :
– Чуть беда не случилась…Надо уши почистить, чтобы слышать лучше». А им этого и надо: быть в чистоте и порядке. Вот и вторые братья себе друга обрели. А тем, кто что-то не понимает или переспрашивает, так и говорят : «Иди, уши почисти!»
А третьи отправились дальше. Слышат, музыка звучит, а где – не видно. Посмотрели Ушки по сторонам, увидели самое высокое дерево и взобрались на его макушку.
– Как отсюда хорошо всё видно: наша страна Лингвистика, как на ладони!
А музыка звучит…Это части речи праздник справляют – День русского языка – и не замечают, что гроза надвигается. Закричали Ушки : «Гроза! Гроза!» А за музыкой ничего не слышно. Тут Сорока ещё помогла. Полетела и затрещала : «Ушки на макушке! Ушки на макушке!» Она ещё слово «дерева» кричала, да ветер это унёс в другую сторону. Тут все обернулись, увидели, что туча приближается, услышали гром. Успели спрятаться в домиках.
Гроза прошла… Ушкам понравилось за всеми наблюдать, предупреждать, слушать. Так и остались они на макушке самого высокого дерева. Стали охранять границы Лингвистики.
А оборот, «ушки на макушке», живёт до сей поры, обозначает: «слушать внимательно», «быть начеку». Вот и Ушки были одинаковые, а повстречали друзей, стали разными. Изменили своё лексическое значение. Так и вы, ребята, учитесь все в одном классе, а знания у всех разные. Прислушайтесь к совету: «Учитесь. Держите всегда «ушки на макушке»!
2)Интерактивный приём «Незаконченные предложения»
( закончите предложения)
- Сегодня я узнал...
- Было трудно...
- Я выполнял задания...
- Теперь я могу...
- Я научился...
- У меня получилось ...
- Меня удивило...
VI. Домашнее задание
Творчеcкое задание: нарисовать картинки к 5 фразеологизмам. Дать им толкование. Например: сесть в лужу; пойматься на удочку; развесить уши.