Обобщение изученного по теме: «Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»Подготовила учитель русского языка Коростышевской общеобразовательной школы І-ІІІст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.
Номер слайду 2
Цель урока:обобщить и систематизировать знания о прямой и косвенной речи, цитатах, диалоге;оценить умение ставить знаки препинания в изучаемых конструкциях;развивать диалогическую речь, творческие способности;воспитывать интерес к русскому языку
Номер слайду 3
Продолжи предложение!Высказывание какого-либо лица, включенное в повествование или в речь рассказчика, называется …Слова какого-либо лица, передаваемые без изменений – это …Предложение с прямой речью состоит из …Прямая речь выделяется с двух сторон …Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной – это…Слова автора указывают на того …Цитату можно оформить в виде …Разговор двух или нескольких лиц – это …Диалог состоит из …
Номер слайду 4
Закрепи теорию!Проиллюстрируй примерами{21 E4 AEA4-8 DFA-4 A89-87 EB-49 C32662 AFE0}Прямая речь. Косвенная речь. Диалог. Цитатавоспроизводится без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёспередается не от лица говорящего, в форме придаточных предложений.разговор двух или нескольких лицприведенное полностью или частично высказывание из авторского текста с указанием на автора или источник. А: «П». «П», — а.«П, — а, — п».«П, — а. — П». [ ], ( что ). А: - П. - П - а. - П, - а, - п. - П! - а. А: «П». [ ], ( что «» ).
Номер слайду 5
Восстанови правильный порядок!«Человек создан для счастья, как птица для полета», - был уверен В. Короленко. Учитель спросил, что такое счастье. В. Короленко уверял, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Учитель спросил: - Что такое счастье? - Счастье – это мир, – ответили дети. Косвенная речь. Диалог. Прямая речь. Цитата
Номер слайду 6
Укажи схему, которой соответствует предложение Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства утверждал Ф. Ницше управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем. «П, – а, – п». «П, – а. – П». «П», – а. – «П». «П, – А. – п».
Номер слайду 7
Лингвореконструкция Перестрой предложения с прямой речью в косвенную. Мама сказала : «Сегодня на улице холодно». Он сказал: «Я выполню эту работу за два дня». Я спросил: «Ты был вчера в школе?»Она часто говорила:«Ах, какая ты внимательная!»
Номер слайду 8
Введи в высказывания слова автора, используя различные способы цитирования Человек создан для счастья, как птица для полета (В. Короленко)
Номер слайду 9
Лови ошибку!Как говорил кто-то из великих, что «счастье приходит в тот дом, где царит хорошее настроение».«Счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь». – Утверждал М. Булгаков. А. Дюма восклицал: Какое счастье иметь хорошего друга…Л. Толстой писал, что я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезни.
Номер слайду 10
Оформи отрывок в виде диалога. Вставь пропущенные буквы. Ты о чём(?)нибудь мечтаеш(?) спросил дядя Сергей Есть у тебя какое(?)нибудь самое большое желание Есть... тихонечко, почти ш…потом, проговорил Санька. Какое Какое Хочу поглядеть, как со(?)нце просыпает(?)ся, смущ…нно пробормотал Санька. Ну вот, видиш(?)... У каждого человека есть своё самое большое желание. У тебя, у меня, у твоей матери.
Номер слайду 11
Пунктуационный практикум. Расставь недостающие знаки препинания. Писатель И. Тургенев считал что счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. На чужом несчастье счастья не построишь - гласит пословица. По словам Л. Толстого в жизни есть одно несомненное счастье – жить для другого. Что это у тебя в руке?Счастье. Почему такое маленькое?Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое. Да... Восхитительно!Хочешь кусочек?Наверное... Давай ладошку. Я поделюсь…
Номер слайду 12
Рефлексия «Утверждение»Я повторил(а)… Мне это пригодится в жизни…На уроке было над чем подумать…На все вопросы, возникающие в ходе урока, я … На уроке я работал(а) … и цели урока …
Номер слайду 13
Домашнее задание. Повтори теоретический материал. Выполни упр.61 (спиши последний абзац, преобразовав прямую речь в косвенную, а реплики диалога - в предложения с прямой речью).