ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Про матеріал
В этой статье рассказывается, что детей с диагнозом аутизм (не с тяжелой формой заболевания) можно научить определенному уровню знания иностранного языка. Рассмотрим особенности таких детей и то как они влияют на процесс обучения.
Перегляд файлу

   ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

 ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

В этой статье рассказывается, что детей с диагнозом аутизм (не с тяжелой формой заболевания) можно научить определенному уровню знания иностранного языка. Рассмотрим особенности таких детей и то как они влияют на процесс обучения.

Кто такие дети, которым поставлен диагноз аутизм?

Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие эмоциональной взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой лица или жестами). Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности. Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового ребенка. Нарушения понимания значения информации, могут быть связаны и с умственной отсталостью, однако они ею не исчерпываются. Воспринимая информацию, дети, страдающие таким заболеванием как аутизм, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они часто не понимают того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других детей. Особенно затруднено понимание экспрессивных жестов, которые они и сами не используют. Важное значение, для помощи таким детям, имеет психологическая коррекция, основы которой разработаны К. С. Лебединский, О. Н. Никольский, В. В. Лебединским и другими.

В чем заключается психологическая коррекция?

Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма, и установления контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, беспокойства, страхов, тревоги, а также отрицательных аффективных форм поведения (агрессии, влечений) и т. д. Особенно важное значение, имеет установление контакта с таким ребенком, активизация его психической деятельности и произвольно регулируемых форм поведения. Для решения этих задач рекомендуется использование специальных игровых занятий. Дети с аутизмом отличаются крайне низкой произвольной психической активностью, что затрудняет проведение с ним педагогических коррекционных занятий. Поэтому необходимо применение ряда психолого- педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психической активности ребенка. Для усиления психической активности в ситуации игровых занятий полезно вводить дополнительные яркие впечатления в виде музыки, ритмики, пения (не забывать о физ. минутках).  Особенно важное значение в воспитании ребенка с диагнозом аутизм имеет организация его целенаправленного поведения. Этой цели служит четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях. В мозгу ребенка с аутизмом происходят нарушения понимания смысла любой информации. При этом приблизительно около 20% детей с диагнозом аутизм имеет интеллект среднего или даже выше среднего уровня.

 Можно ли таких детей обучить аудированию?

Обучение аудированию, или смысловому восприятию (пониманию) речи на слух, предполагает выполнение обучаемыми упражнений на формирование общих аудиотивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом. Выполнения упражнения на преодоление грамматических трудностей или выполнения упражнения на преодоления лексических трудностей (определения значения нового слова по контексту, работе с восприятием текста на слух) и т. д.

 Для детей с диагнозом аутизм эти задания выполнить очень трудно, а порой просто невозможно выполнить из-за специфики заболевания ребенка.

 Могут ли дети с диагнозом аутизма быть обучаемыми?

 В последние годы, современные исследования показывают, что нет необучаемых детей. Используя современные методы и средства обучения, организуя заранее запланированное поэтапное обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включения родителей и школьного психолога в педагогический процесс.

Где ребенок с диагнозом аутизм может учиться?

Обучение может проходить в специальных образовательных учреждениях (где кроме обычного педагога есть еще и педагог-дефектолог) и в общеобразовательных школах.

В обычных   школах процесс обучения таких детей идет следующим образом – педагог- ученик- психолог и родитель.

Школьный психолог оказывает психологическую помощь не только родителям, но и учителю, как лучше понять таких детей. Пребывание детей с аутизмом в классе очень трудное и чаще всего становится невыносимым как для учителя, класса, так и для самого ребенка. Поэтому такие дети чаще всего проходят свое обучение индивидуально. Индивидуальное обучение должно осуществляться подготовленным педагогом- дефектологом, а не обычным учителем. Важное значение для педагога, обучающего такого ребенка, умение установить контакт с ним. Педагог должен уметь применять ряд психолого- педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психологической активности ребенка. Обучение ребенка должно быть последовательным. По мере того, как усваиваются задания их постепенно усложняют (т.е. пошаговое – от минимального до максимального объема работы). Сложные виды работ надо разбивать на мелкие части.

Педагог в работе с такими учениками обязан проявлять твердость, настойчивость и требовательность, но педагогу, необходимо помнить, что после каждого правильно выполненного задания надо похвалить их.

Как должен проходить процесс обучения иностранному языку?

  1. Составляется индивидуальное поурочно- тематическое планирование уроков с учетом обучения одного урока в неделю. Такого количества уроков достаточно для успешного освоения программы обучения.
  2. Определяется конкретный день, время и помещение для проведения занятий. Это необходимо для создания стереотипа поведения у учащегося.
  3. В целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания педагог должен осуществлять контакт с учеником.
  4. Педагог обязан создавать на уроках спокойную и доброжелательную обстановку, чтобы ребенок не отвлекался от заданной темы урока. Во время проведения занятия учитель постоянно находится в контакте с ребенком и по необходимости осуществляет помощь в затруднительных ситуациях.
  5. Соблюдать на уроке дисциплину (не позволять отдельные вольности), для сосредоточения внимания.
  6. Педагог обязан обращать внимание на проверку понимания ребенка материала.
  7. При оценке выполненного задания, по возможности не снижает оценки за помарки, негрубые ошибки и ли оформительскую небрежность.
  8. Желательно использовать тетради с напечатанными заданиями, которые могут облегчить выполнения заданий (только обвести, подчеркнуть или вставить пропущенные слова или буквы).
  9. Алгоритм урока должен быть построен на многократном повторение пройденной лексики и правил с целью закрепления материала, необходимо для успешного освоения материала, путем акцентирования материала.
  10. Обучение чтению должно быть пошаговым с введением новой лексике.

Деления текста на части и выделяя главное.

  1. Использование наглядного пособия, таблиц или схем; прослушивания аудиодисков (при условии восприятия ребенком записи на диске) на уроках.
  2. Для осуществления заучивания стихов или правил (применяется многократное повторение текста) для развития памяти.
  3. Для пересказа текста производится разбивка текста на более мелкие части, выделяя при этом главную мысль текста, для лучшего усвоения материал

Вывод:

Ребенка с аутизмом можно научить по сокращенной школьной программе иностранного языка.

 

docx
Додано
27 листопада 2019
Переглядів
886
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку