Конспект открытого урока в 3 классе по теме « Антонимы »
Цель: способствовать ознакомлению со словами, противоположными по смыслу; формированию умения подбирать к словам антонимы; закрепление знаний о синонимах; обогащение словарного запаса учащихся, развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость; развивать умения работать совместно; воспитывать интерес к слову, изучению русского языка.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: беседа, рассказ, упражнение, самостоятельная работа.
индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, лист самооценки, презентация
Ход урока
I. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок русского языка. Смотрю на вас и вижу добрые лица. Давайте начнем наш день с улыбки: повернемся друг к другу, улыбнемся и подарим всем хорошее настроение.
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы внимательно слушали объяснение учителя, старались правильно выполнять все задания и получили хорошие отметки.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам путешествие по городу «Слово». В этом городе много улиц и переулков: улица значения слова, переулки многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения, улица синонимов, улица антонимов, улица состава слова, переулки корень слова, окончание… и много других интересных улиц и переулков.
- А правильно двигаться по городу нам будет помогать светофор. У каждого из вас на столе лежит лист самооценки. После выполнения каждого задания необходимо будет оценить себя и нарисовать:
Зеленый круг - если у вас не было трудностей при выполнении задания, вы выполнили его самостоятельно;
желтый круг- если у вас были затруднения при выполнении задания, вам требовалась помощь учителя или одноклассников;
красный круг - если вы ничего не поняли или не выполнили задание.
- Уверена, что путешествие будет интересным и увлекательным. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями. Потому что на каждой улице нас ждут разнообразные задания, которые вам предстоит выполнить. Вам придется много думать, а также рассуждать, отгадывать и договариваться друг с другом. Вы готовы?
III Актуализация опорных знаний
1)- Мы ненадолго завернём на улицу Синонимов.
Друзья играли в футбол. К Илюше пришли товарищи. Мы с приятелями смастерили самолёт.
- Что такое синонимы? (Слова близкие или одинаковые по значению).
— Подчеркните в предложениях синонимы.
2) Следующая остановка улица Фразеологизмов
Вспомните устойчивые обороты по иллюстрациям.
Два сапога пара ( одинаковые)
Делать из мухи слона (делать проблему из мелочи).
Медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха).
Кот наплакал (очень мало).
Летит стрелой (быстро).
- Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?
IV. Работа над темой урока
1.Проблемный диалог.
Определение темы, задач урока.
- Посмотрите иллюстрацию с изображением дяди Степы, героя сказки « Дядя Степа» С. Михалкова
- Опишите дядю Степу, какой он? (большой, огромный, высокий)
Вы оказались правы, описывая его.
- А какими кажутся люди, которые находятся рядом? (маленькими, низкими, крошечными).
- Посмотрите на слайд, у нас получилось 2 столбика слов. Какое значение у этих слов? (Какой вывод вы можете сделать о значении этих слов? Об отношении их друг к другу?) (Противоположное)
высокий – низкий
огромный – крошечный
большой маленький
- Если вернуться к синонимам и вспомнить, что синонимы- это слова, то чем будут антонимы? ( опрос . Как ты считаешь? А ты?)
Верно, антонимы - это тоже слова
Как мы должны начать наше определение?
Антонимы- это слова…………..
2.- Самостоятельно прочитайте правило на странице 104 учебника.
- Что такое антонимы? Слова противоположные по значению.
- Прочитайте стихотворение из упражнения 226, страница 104.
- Назовите пары слов-антонимов.
Оцените выполнение упражнения 226: зеленый круг - определил пары антонимов правильно, желтый круг - были ошибки, красный круг - определил пары слов неправильно.
3.Игра «Живые слова».
- Я предлагаю поиграть в игру «Живые слова». На карточке написаны пары антонимов. Один человек изображает эти слова при помощи мимики и жестов. Все остальные отгадывают пару слов и также показывают их.
1. Высоко- низко
2. Весёлый-грустный
3. Много-мало
4. Говорить-молчать
5. Бежать-стоять
4. Межпредметные связи
Исследование «Где встречаются антонимы?»
Работа с пословицами
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Продолжите пословицы.
- Как ты понимаешь их смысл?
- Назовите пары слова-антонимы.
Вывод: в литературном чтении. А еще где?
В математике: + и -, больше-меньше, умножить-разделить.
В физкультуре: выше-ниже, сели-встали, влево-вправо, назад-вперед, быстро-медленно.
В окружающем мире: день-ночь, холод-жара.
V. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
- Продолжаем прогулку по улице Антонимов. Я предлагаю прогуляться в парах.
- В середине стола лежат листы белого цвета. Необходимо подобрать к словам антонимы и записать их на карточке.
«Подбери антонимы»
1 вариант задания
потерял-нашел,
трус-храбрец,
начало-конец
день-ночь
2 вариант задания
близко-…далеко
плакать-…смеяться
добрый-…злой
утро-вечер
- Проверяем выполнение задания
Оцените выполнение задания на карточках: зеленый круг - определил пары антонимов правильно, желтыйкруг - были ошибки, красный круг- определил пары слов неправильно.
- Продолжаем прогуливаться по улице Антонимов. На этот раз мы будем гулять группами.
Дифференцированное групповое задание.
- 1 группа.
- Прочитайте задание.
Подчеркните антонимы в пословицах.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Легко сказать, да трудно доказать.
Не узнав горя, не узнаешь радости.
Знай больше – говори меньше.
Ученье – свет, а неученье тьма.
- 2 группа.
Допишите антонимы.
Маленькое дело лучше, чем большое ___________________.
Легче друга потерять, чем ______________________.
Лучше горькая правда, чем сладкая _________________.
Никогда не знаешь, где найдешь, а где ____________________.
Не вали с больной головы на ___________________.
Слова для справок: здоровую, потеряешь, ложь, найти, безделье.
- 3 группа.
Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовёте и запишите антонимы к данным словам, то прочитаете, как называется любимая оценка школьника.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
1. Начало.
2. Закрыто.
3. Зима.
4. Шум.
5. Конец.
6. Толсто.
7. Добро.
Конец, открыто, лето, тишина, начало, тонко, зло - отлично.
- Проверим выполнение заданий.
Оцените свою работу в группе: зелёный круг - активно работал в группе, жёлтый круг- мог бы работать более активно, красный круг - молчал, группе не помогал.
Физкультминутка
игра «Делай все наоборот»
Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. }2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. }2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) влево. }2 р.
7) Закройте глаза (откройте) }2 р.
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко близко ( 3 раза).,
налево направо (3 раза)
Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?
Присядьте. Спасибо. Садитесь за парты.
V1 Закрепление знаний, умений и навыков
- А теперь по улице Антонимов каждый будет гулять самостоятельно.
Самостоятельная дифференцированная работа.
Уровень 1.
Подчеркни антонимы.
Доброе слово лечит - злое калечит.
Платье хорошо новое, а друг - старый.
Осенью дни ненастные, а весной - ясные.
Полный колос к земле клонится, а пустой - к небу тянется.
Уровень 2.
Прочитай приметы. Вставь пропущенные буквы. Допиши антонимы.
Зима м..розная - лето ______________________.
Больше птиц - ____________________ вре..ных насекомых.
Ласточки летают ни..ко - к д..ждю, __________________ - к хорошей погоде.
Ранний прилёт грачей - к тёплой в..сне, поздний - к __________________.
Слова для справок: меньше, холодной, жаркое, высоко.
Уровень 3.
Исправь ошибки (зачеркни слова) - подбери антонимы правильно, запиши.
Хлеб не чёрствый, а чёрный___________________________.
Собака не глупая, а добрая____________________________.
Хлеб не чёрный, а вкусный____________________________.
Собака не добрая, а породистая________________________.
Проверка выполнения по ключу.
Уровень1(подчеркнули слова)
доброе – злое, новое - старый
ненастные - ясные (осенью - весной)
полный - пустой (клонится - тянется)
Уровень2(вставили антонимы)
1. жаркое, буква о 2. меньше, буква д
3. высоко, буквы з, о 4. холодной, буква е
Уровень 3(подобрали антонимы)
1. чёрный, свежий (мягкий) 2. добрая, умная
3. вкусный, белый 4. породистая, злая
Оцените выполнение самостоятельной работы: круг - все правильно, квадрат - есть ошибки, треугольник - всё не правильно.
V1I. Этап подведения итогов.
- Что такое антонимы?
- Для чего они нужны? (Без антонимов наша речь будет скупой, бесцветной).
- Обратите внимание на листы самооценки. Определите, каких цветов больше.
- Листы самооценки и самостоятельные работы вложите в тетради и сдайте, я ещё раз всё проверю и выставлю дополнительные отметки.
- На этом наше путешествие по городу Слово и улице Антонимов подошло к концу.
Если есть время - дополнительное задание.
Игра «Наоборот».
- Проверим.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ____________низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ___________близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь __________пол.
Скажу я слово потерял. И скажешь ты _________нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты _______________храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – _________________конец.
VIII. Домашнее задание
Выберете задание, которое вам понравится .
1. Упр. 229, правило стр. 104;
2. Придумать 5 пар антонимов, записать в тетрадь, правило стр. 104;
3. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть антонимы.
1