открытый урок на тему антонимы

Про матеріал
Цель:способствовать ознакомлению со словами, противоположными по смыслу;формированию умения подбирать к словам антонимы;закрепление знаний о синонимах;обогащение словарного запаса учащихся, развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость; развивать умения работать совместно;воспитывать интерес к слову, изучению русского языка.
Перегляд файлу

Конспект открытого урока в 3 классе по теме «  Антонимы »

Цель:  способствовать  ознакомлению со словами, противоположными по смыслу; формированию умения подбирать к словам антонимы; закрепление знаний о синонимах; обогащение словарного запаса учащихся, развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость; развивать умения работать совместно; воспитывать интерес к слову, изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: беседа, рассказ, упражнение, самостоятельная работа.

индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, лист самооценки, презентация

                                             Ход урока

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок русского языка. Смотрю на вас и вижу добрые  лица. Давайте начнем наш день с улыбки: повернемся друг к другу,  улыбнемся и подарим всем хорошее настроение.

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы внимательно слушали объяснение учителя, старались правильно выполнять все задания и получили хорошие отметки.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам путешествие по городу «Слово».  В этом городе много улиц и переулков: улица значения слова, переулки многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения, улица синонимов, улица антонимов, улица состава слова, переулки корень слова, окончание… и много других интересных улиц и переулков.

- А правильно двигаться по городу нам будет помогать светофор. У каждого из вас на столе лежит лист самооценки. После выполнения каждого задания необходимо будет оценить себя и нарисовать:

Зеленый круг  - если у вас не было трудностей при выполнении задания, вы выполнили его самостоятельно;

желтый круг- если у вас были затруднения при выполнении задания, вам требовалась помощь учителя или одноклассников;

красный круг - если вы ничего не поняли или не выполнили задание.

- Уверена, что путешествие будет интересным и увлекательным. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями. Потому что на каждой улице нас ждут разнообразные задания, которые вам предстоит выполнить. Вам придется много думать, а также рассуждать, отгадывать и договариваться друг с другом. Вы готовы?

III Актуализация опорных знаний

1)- Мы ненадолго завернём на улицу Синонимов.

Друзья играли в футбол. К Илюше пришли товарищи. Мы с приятелями смастерили самолёт.

- Что такое синонимы? (Слова близкие или одинаковые по значению).

— Подчеркните в предложениях синонимы.

2) Следующая остановка улица Фразеологизмов

 Вспомните устойчивые обороты по иллюстрациям.

Два сапога пара ( одинаковые)

Делать из мухи слона (делать проблему из мелочи).

Медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха).

Кот наплакал (очень мало).

Летит стрелой (быстро).

- Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?

IV. Работа над темой урока

 1.Проблемный диалог.

Определение  темы, задач урока.

- Посмотрите иллюстрацию с изображением дяди Степы, героя сказки « Дядя Степа» С. Михалкова

 - Опишите  дядю Степу, какой он? (большой, огромный, высокий)

Вы оказались правы, описывая его.

- А какими кажутся люди, которые находятся рядом? (маленькими, низкими, крошечными).

- Посмотрите на слайд, у нас получилось 2 столбика слов. Какое значение у этих слов? (Какой вывод вы можете сделать о значении этих слов? Об отношении их друг к другу?) (Противоположное)

высокий – низкий

огромный – крошечный

большой маленький

- Если вернуться к синонимам и вспомнить, что синонимы- это слова, то чем будут антонимы? ( опрос . Как ты считаешь? А ты?)

Верно, антонимы - это тоже слова

Как мы должны начать наше определение?

Антонимы- это слова…………..

2.- Самостоятельно прочитайте правило на странице 104 учебника.

- Что такое антонимы? Слова противоположные по значению.

- Прочитайте стихотворение из упражнения 226, страница 104.

- Назовите пары слов-антонимов.

Оцените выполнение упражнения 226: зеленый круг - определил пары антонимов правильно, желтый круг - были ошибки, красный круг - определил пары слов неправильно.

3.Игра «Живые слова».

- Я предлагаю поиграть в игру «Живые слова». На карточке написаны пары антонимов. Один человек изображает эти слова при помощи мимики и жестов. Все остальные отгадывают пару слов и также показывают их.

1. Высоко- низко

2. Весёлый-грустный

3. Много-мало

4. Говорить-молчать

5. Бежать-стоять

4. Межпредметные связи

 Исследование «Где встречаются антонимы?»

Работа с пословицами

 Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

 

- Продолжите пословицы.

- Как ты понимаешь их смысл?

- Назовите пары слова-антонимы.

 

Вывод: в литературном чтении. А еще где?

В математике: + и -, больше-меньше, умножить-разделить.

В физкультуре: выше-ниже, сели-встали, влево-вправо, назад-вперед, быстро-медленно.

В окружающем мире: день-ночь, холод-жара.

V. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

- Продолжаем прогулку по улице Антонимов. Я предлагаю прогуляться в парах.

- В середине стола лежат листы белого цвета. Необходимо подобрать к словам антонимы и записать их на карточке.

«Подбери антонимы»

1 вариант задания

потерял-нашел,

трус-храбрец,

начало-конец

день-ночь

2 вариант задания

близко-…далеко

плакать-…смеяться

добрый-…злой

утро-вечер

- Проверяем выполнение задания

Оцените выполнение задания на карточках: зеленый круг - определил пары антонимов правильно, желтыйкруг - были ошибки, красный круг- определил пары слов неправильно.

- Продолжаем прогуливаться по улице Антонимов. На этот раз мы будем гулять группами.

Дифференцированное групповое задание.

- 1 группа.

- Прочитайте задание.

Подчеркните антонимы в пословицах.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Легко сказать, да трудно доказать.

Не узнав горя, не узнаешь радости.

Знай больше – говори меньше.

Ученье – свет, а неученье  тьма.

-  2 группа.

Допишите антонимы.

Маленькое дело лучше, чем большое ___________________.

Легче друга потерять, чем ______________________.

Лучше горькая правда, чем сладкая _________________.

Никогда не знаешь, где найдешь, а где ____________________.

Не вали с больной головы на ___________________.

Слова для справок: здоровую, потеряешь, ложь, найти, безделье.

- 3 группа.

Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовёте и запишите антонимы к данным словам, то прочитаете, как называется любимая оценка школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Начало.

2. Закрыто.

3. Зима.

4. Шум.

5. Конец.

6. Толсто.

7. Добро.

 

Конец, открыто, лето, тишина, начало, тонко, зло - отлично.

- Проверим выполнение заданий.

Оцените свою работу в группе: зелёный круг - активно работал в группе, жёлтый круг- мог бы работать более активно, красный круг - молчал, группе не помогал.

Физкультминутка

игра «Делай все наоборот»

Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1) Опустите руки вниз.

2) Поднимите руки вверх. }2 р.

3) Голову поднимите.

4) Голову опустите. }2 р.

5) Поворот туловища вправо.

6) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ влево. }2 р.

7) Закройте глаза (откройте) }2 р.

посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

далеко ­ близко ( 3 раза).,

налево ­ направо (3 раза)

Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?

Присядьте.   Спасибо. Садитесь за парты.

V1 Закрепление знаний, умений и навыков

- А теперь по улице Антонимов каждый будет гулять самостоятельно.

Самостоятельная дифференцированная работа.

Уровень 1.

Подчеркни антонимы.

Доброе слово лечит - злое калечит.

Платье хорошо новое, а друг - старый.

Осенью дни ненастные, а весной - ясные.

Полный колос к земле клонится, а пустой - к небу тянется.

Уровень 2.

Прочитай приметы. Вставь пропущенные буквы. Допиши антонимы.

Зима м..розная - лето ______________________.

Больше птиц - ____________________ вре..ных насекомых.

Ласточки летают ни..ко - к д..ждю, __________________ - к хорошей погоде.

Ранний прилёт грачей - к тёплой в..сне, поздний - к __________________.

Слова для справок: меньше, холодной, жаркое, высоко.

Уровень 3.

Исправь ошибки (зачеркни слова) - подбери антонимы правильно, запиши.

Хлеб не чёрствый, а чёрный___________________________.

Собака не глупая, а добрая____________________________.

Хлеб не чёрный, а вкусный____________________________.

Собака не добрая, а породистая________________________.

Проверка выполнения по ключу.

Уровень1(подчеркнули слова)

доброе – злое,   новое - старый

ненастные - ясные (осенью - весной)

полный - пустой (клонится - тянется)

Уровень2(вставили антонимы)

1. жаркое, буква о             2. меньше, буква д

3. высоко, буквы з, о         4. холодной, буква е

Уровень 3(подобрали антонимы)

1. чёрный, свежий (мягкий)   2. добрая, умная  

  3. вкусный, белый    4. породистая, злая

Оцените выполнение самостоятельной работы: круг - все правильно, квадрат - есть ошибки, треугольник - всё не правильно.

V1I. Этап подведения итогов.

- Что такое антонимы?

- Для чего они нужны? (Без антонимов наша речь будет скупой, бесцветной).

- Обратите внимание на листы самооценки. Определите, каких цветов больше.

- Листы самооценки и самостоятельные работы вложите в тетради и сдайте, я ещё раз всё проверю и выставлю дополнительные отметки.

- На этом наше путешествие по городу Слово и улице Антонимов подошло к концу.

 

Если есть время - дополнительное задание.

Игра «Наоборот».

- Проверим.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ____________низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ___________близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь __________пол.
Скажу я слово потерял. И скажешь ты _________нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты _______________храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – _________________конец.

VIII. Домашнее задание

 Выберете задание, которое вам понравится .

1. Упр. 229, правило стр. 104;

2. Придумать 5 пар антонимов, записать в тетрадь, правило стр. 104;

3. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть антонимы.

 

 

1

 

docx
Додано
31 січня 2020
Переглядів
2728
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку