Открытый урок по теме « Корень слова. Однокоренные слова »
Цель: дать представление о корне слова, однокоренных словах;
уточнить представление о признаках родственных (однокоренных) слов;
раскрыть сущность корня; развивать мышление, память, внимание,
наблюдательность.
Ход урока
I. Организационный момент
Ну –ка проверь – ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация опорных знаний
Работа с предложением
Записать под. диктовку предложение, проверить на слайде, повторить правило безударной гласной,выделить граматическую основу, определить какое это предложение
Проворонила ворона маленького воронёнка.( слайд 2 )
III. Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Корень слова. Однокоренные слова». У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. Это члены нашей семьи.
- Как можно назвать членов вашей семьи? Кто они? (родственники, родные люди)
-В семье родственники похожи друг на друга. Дочь похожа на маму, мама на бабушку. Сын на отца. У сына могут быть мамины глаза, а у дочери папина походка. Я по вашим чертам лица могу узнать ваших родителей. По тому, что вы похожи на своих пап и мам. Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то пять. А есть и большие семьи, где десять и более человек. ( слайд 3)
В русском языке тоже есть родственники. Это родственные или однокоренные слова. Эти слова похожи друг на друга. Чем?! Сегодня мы узнаем.
У каждого из нас есть дом. Где бы мы ни были, как долго бы нас не было, но всегда приятно возвращаться в родной дом где тебя ждут.
- А как можно ласково назвать дом? (домик)
-Домой задают какую работу? (домашнюю)
- Мультфильм смотрели про кого? (про домовёнка Кузю)
- Грустное слово « бездомный » Почему грустно становится на душе при слове «бездомный»? слайд 4
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Запись слов домик, домашнюю, домовёнок , бездомный ( слайд 5 )
Чем похожи слова? Что их объединяет? Обратите внимание во всех словах есть общая часть, назовите ее?
Есть общая часть, которая называется корнем. Сколько значений имеет слово корень?
Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. ( слайд 6 )
2 Слово учителя
Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит. Наш класс? - из учеников, наша речь? - из предложений, предложения- из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне) Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов
3.Работа с учебником
Ознакомление с правилом с 112 слайд 7
4 обратите внимание на предложение ,которое мы записали в начале урока давайте в нем найдем однокоренные слова и выделим корень (Проворонила ворона маленького воронёнка.)
5. Записать под диктовку предложение.
В тайге растёт кедр.( Слайд 8 )
Прочитайте предложения. Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
Кедровник - любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки. Кедровку можно встретить в кедровой тайге. слайд 11
6. обратите внимание на наш девиз к уроку, что вы заметили? Однокоренные слова ум – разум- надоумят
Физкультминутка
6. А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
Скажите, как можно назвать слова с одинаковым корнем?
Исследуйте пары слов. Можно ли слова назвать однокоренными? Почему?
Вода водитель водить
соль- солить- солист
Рисовая- рис- рисунок
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Самостоятельная работа
Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее и зачеркните его. Выделите корень в однокоренных словах.
Нос, носильщик, носик, носатый
Час, часок, часть, часовщик
Гусь, гусята, гусеница, гусыня
Циркуль, цирк, цирковой, циркач
2. теперь давайте вместе с вами вырастим дерево из однокоренных слов с корнем сад
VI. Итог урока
Смайлик на листе
VII. Домашнее задание
Стр 112 выучить правило, упр 250 стр114