Открытый урок по теме « Корень слова. Однокоренные слова »

Про матеріал
Цель: дать представление о корне слова, однокоренных словах; уточнить представление о признаках родственных (одноко¬ренных) слов; раскрыть сущность корня; развивать мышле¬ние, память, внимание, наблюдательность.
Перегляд файлу

Открытый урок по теме « Корень слова. Однокоренные слова »

Цель: дать представление о корне слова, однокоренных словах;

           уточнить представление о признаках родственных (одноко­ренных) слов;

           раскрыть сущность корня; развивать мышле­ние, память, внимание,

           наблюдательность.

                                                   Ход  урока

I. Организационный момент

Ну –ка проверь – ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

hello_html_3412001a.pnghello_html_6987f20a.png

II. Актуализация опорных знаний

Работа с предложением

Записать под. диктовку предложение, проверить на слайде, повторить правило безударной гласной,выделить граматическую основу, определить какое это предложение

Проворонила ворона маленького воронёнка.( слайд 2 )

III. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Корень слова. Однокоренные слова». У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. Это члены нашей семьи.

    - Как можно назвать членов вашей семьи? Кто они? (родственники, родные люди)

    -В семье родственники похожи друг на друга. Дочь  похожа на маму, мама на бабушку. Сын на отца. У сына могут быть мамины глаза, а у дочери папина походка. Я по вашим чертам лица могу узнать ваших родителей. По тому, что вы похожи на своих пап и мам.        Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то пять. А есть и большие семьи, где десять и более человек. ( слайд 3)

      В русском языке тоже есть родственники. Это родственные или однокоренные слова. Эти слова похожи друг на друга. Чем?! Сегодня мы узнаем.

У каждого из нас есть дом. Где бы мы ни были, как долго бы  нас не было, но всегда приятно возвращаться в родной дом где тебя ждут.

   - А как можно ласково назвать дом? (домик)

   -Домой задают какую работу? (домашнюю)

   - Мультфильм смотрели про кого? (про домовёнка Кузю)

   - Грустное слово « бездомный » Почему грустно становится на душе при слове «бездомный»? слайд 4

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1.Запись слов домик, домашнюю, домовёнок , бездомный  (  слайд   5        )

Чем похожи слова? Что их объединяет? Обратите внимание во всех словах есть общая часть, назовите ее?

Есть общая часть, которая называется корнем. Сколько значений имеет слово корень?

Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова.     ( слайд   6 ) Картинки по запросу открытый урок корень слова 3 класс

2 Слово учителя

Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит. Наш класс? - из учеников, наша речь? - из предложений, предложения-  из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне) Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов

3.Работа с учебником

Ознакомление с правилом с 112                   слайд 7

hello_html_m1f483708.png

4  обратите внимание на предложение ,которое мы записали в начале урока давайте в нем найдем однокоренные слова и выделим корень (Проворонила ворона маленького воронёнка.)

5. Записать под диктовку предложение.

 В тайге растёт кедр.( Слайд 8 )

Прочитайте предложения. Подобрать  однокоренные слова, выделить корень.

Кедровник - любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки. Кедровку можно встретить в кедровой тайге. слайд 11

6. обратите внимание на наш девиз к уроку, что вы заметили? Однокоренные слова ум – разум- надоумят

Физкультминутка

6.  А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
Скажите, как можно назвать слова с одинаковым корнем?
Исследуйте пары слов. Можно ли слова назвать однокоренными? Почему?
Вода  водитель   водить
соль- солить- солист

Рисовая- рис- рисунок

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Самостоятельная работа

Прочитайте цепочку  слов. Найдите лишнее и зачеркните его. Выделите корень в однокоренных словах.

Нос, носильщик, носик, носатый
Час, часок, часть, часовщик
Гусь, гусята, гусеница, гусыня
Циркуль, цирк, цирковой, циркач

2. теперь давайте вместе с вами вырастим дерево из однокоренных слов с корнем сад

hello_html_m94d380.png

VI. Итог урока

Смайлик на листе

VII. Домашнее задание

Стр 112 выучить правило, упр 250 стр114

 


 

docx
Додано
31 січня 2020
Переглядів
2873
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку