Конспект урока Н.Н.Носов «Фантазёры»
- У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!»
- Итак повернитесь к друг другу. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь и повторяйте за мной слова:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
(Слайд 1).
- Угадайте загадку.
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?... (Незнайка)
(Слайд 2).
- Кто придумал этого героя? (Николая Николаевич Носов)
- Есть ли у вас Дома книги Николая Николаевича Носова?
(Слайд 3).
- Кто из Вас читал произведения Н.Носова? Как они назывались?
-Кто догадался, чем будем сегодня заниматься мы на уроке?
3. Постановка учебной задачи.
(Слайд 4).
- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно если ребёнок смеётся над попавшем в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по- настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке на примере рассказа Николая Носова «Фантазёры».
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова .
(Слайд 5).
- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он и не думал. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили
(Слайд 6).
- Дома вы уже прочитали это произведение. Назовите главных героев? (Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
(Проектор выключается)
- Как звучат их полные имена? (Михаил, Станислав, Ирина, Игорь)
- Прочитайте название рассказа («Фантазёры)
- Как вы понимаете значение этого слова? (Фантазёр – человек, придумывающий что – нибудь «небывало»)
- Совершенно верно. Фантазёр получает удовольствие от самого процесса сочинения. Замените его близкими по значению словами (Выдумщик, сочинитель)
- Объясните значение слов из словарной разминки на странице 77.
- Обратите внимание на интонацию ребят (остановить запись 3:26)
-Придумаете свой ответ (что же ты там на луне видел?)
4. Продолжение чтения текста далее до появления в рассказе нового героя –Игоря (с. 80)
- Найдите этот вопрос в тексе – «что же ты там на луне видел?» Продолжите чтение текста по 1 предложению друг за другом.
5. Работа с содержанием текста. Размышление над вопросом «Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?
- Кто такой врун? Кого мы можем называть врунами? (Врун – лгун, говорящий неправду с выгодой для себя.)
- Были ли Мишутка и Стасик врунами? Почему вы так думаете? (Нет, потому что они врут для удивления, развивают свою фантазию - творческое воображение.)
- Можно ли назвать мальчиков фантазёрами? (Да)
- Кто. По – вашему умеет лучше сочинять, Миша или Стасик? Объясните почему вы так решили. (Миша выдумывал более оригинальные, интересные истории)
6. Наблюдение за особенностями жанра рассказа, отличием его от сказки
- Почему это произведение называется рассказ, а не сказка?
- В сказках все истории фантастические, выдуманные, часто волшебные, а в этом рассказе как в жизни, ребята обыкновенные. Они просто играют в фантазии
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Какая история придуманная ребятами, запомнилась вам лучше всего? Расскажите от лица персонажа
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
- У вас на партах лежат листки с заданием – Закончите предложение. Найдите ответ в тексте
«Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы. Будто пошли на спор___________________________________________________»
(«…..кто кого переврёт»)Проверьте правильность выполнения задания по образцу
(Включается проектор)
(Картинка с правильным ответом)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Какую задачу мы с вами ставили сегодня на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
8. Первичное закрепление
(Использование системы контроля и учёта знаний)
(Кто автор рассказа? Как звали главных героев произведения Н.Н. Носова «Фантазёры» Можно ли таких врунов, как Стасик и Мишутка, назвать фантазёрами? Рефлексия : Оцените свою работу на уроке)
9. Домашнее задание: прочитать рассказ до с. 82, поразмышлять над вопросом 3.