Открытый урок по русскому языку в начальной школе (2-й класс): "Мягкий знак на конце слов"

Про матеріал
Цели: • Предметные: o научить писать слова с мягким знаком на конце слова, o выработать орфографическую зоркость, o расширять знания о животных нашего леса. • Деятельно – коммуникативные: o закреплять навык работы в паре, группе, o закреплять навык работы с книгой, тетрадью. • Ценностно – ориентированные: o воспитывать бережное отношение к природе, прививать желание изучать русское народное творчество, o через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.
Перегляд файлу

Открытый урок по русскому языку в начальной школе (2-й класс): "Мягкий знак на конце слов"


Цели:

  • Предметные:
    • научить писать слова с мягким знаком на конце слова,
    • выработать орфографическую зоркость,
    • расширять знания о животных нашего леса.
  • Деятельно – коммуникативные:
    • закреплять навык работы в паре, группе,
    • закреплять навык работы с книгой, тетрадью.
  • Ценностно – ориентированные:
    • воспитывать бережное отношение к природе, прививать желание изучать русское народное творчество,
    • через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

I. Валеологический массаж.

– Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей.
– Опустите свободно.
– Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое – вниз.
– Разотрите шейный отдел позвоночника.
– Погладьте себя по головке и кажите: “Какие мы хорошие. Всё сможем”.

II. Первичное введение нового материала.

– Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами сами сочиним сказку.

– Сказка по лесу идёт,
Сказка за руку ведёт,
Сказка умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.

Путь у нас не близкий, дорога трудная – чистописание. Для того, чтобы начать писать, надо повторить правила посадки.

Тетрадь с наклоном положу, 
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Записали число, классная работа, чистописание. Как вы думаете, для чего мы учимся писать безотрывно?
– С нами идёт наш постоянный спутник. Кто? Почемучка. И как всегда он приготовил для нас вопрос.
– Что мы знаем уже об обозначении мягкости?
– Как вы думаете еще можно обозначать мягкость?

III. Сообщение темы и цели.

– Какая задача урока? (Узнать, как еще можно обозначать мягкость согласного).
– Мы не только будем учиться обозначать мягкость согласного, но больше узнаем о животных нашего края, будем учиться работать в паре и группе, правильно работать с книгой и тетрадью, учиться следить за своим здоровьем.

 

 

IV. Первичное введение нового материала.

Учитель: Ребята, слышите, кто-то стрекочет, Сорока новость для нас несёт, уже растрезвонила по всему лесу.

Выбегает ученик в маске.

Сорока: В.р.на в.р.нёнка выучила верёвки вить. 
– Ребята, вы узнали меня? Поняли, какую новость я вам принесла? Я умею не только говорить, но и писать. Свою новость я записала на доску. (На доске чистоговорка).

Учитель: Что записала сорока? Произношение какого звука отрабатываем?( [В’] [В] )
– Какие гласные пропущены?
– Почему вы это утверждаете? (Запись чистоговорки).
– В названии каких птиц ещё пишется –оро-?
– Что это за птицы?
– Как вы считаете, легко ли живётся птицам зимой?
– Как вы можете им помочь?

В тетради: сорока, воробей.

– Покажите ту гласную, которую надо запомнить? (Используется веер гласных).
– Назовите слово с мягким знаком на конце. (Вить).
– Назовите согласные в этом слове.
– Дайте их характеристику.
– Сколько букв?
– Сколько звуков?
– Почему?

Вывод: как может обозначаться мягкость согласных? (Делают вывод учащиеся).

– Насколько важно правильно писать слова с мягким знаком расскажет Ксюша.

Мягкий знак,
Мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без меня не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться
Если будете забывать мягкий знак в словах писать.

– Как вы поняли, что может произойти, если в слове забыли написать мягкий знак? (Изменится смысл).
– Разберём это на примере.
– Назовите пару слов, где меняется смысл, только из-за одной буквы.

Шесть – шест;

Учитель: Запишите  в тетрадь:

Есть – ест;
Пеньки – пенки;
Угольки – уголки;
Банька – банка.

– Поднимите зелёный сигнал, кто считает, что очень важно научиться правильно писать слова с мягким знаком,

 

 

 

V. Первичное закрепление нового материала.

– Продолжаем сочинять сказку. Действующие лица мы с вами. И ещё с нами попросилась девочка.
– Кто она? (Белоснежка)
– Как она попала в лес?
– Все вместе заходим в лес. Идём тихо, тихо. 
– Почему? (Повторение правил поведения).
– Идём мы по лесу и увидели красивый домик.
– Как вы думаете, кто там живёт?
– Гномы доделывают свой дом, хотите помочь?

Дин, дон,
Дин, дон,
Гномы строят новый дом,
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают всё кругом,
Пока в доме убирали,
В школу чуть не опоздали,
Торопились и успели,
Со звонком за парты сели.

– Гномики всё время трудились, но не умели читать и писать. Белоснежка решила их научить. Сейчас у них такой же урок русского языка, как и у нас.
– Повторите задачу урока.
– У каждого гномика своё задание, которое мы будем выполнять вместе с ними.
– Что бы помочь первому гномику выполнить задание нужно вспомнить зимние месяцы. (Декабр., январ., феврал.).
– Посмотрите внимательно, правильно я записала?
– Почему? (Один ученик исправляет на доске, другие записывают в тетрадь).

– Подумайте, о каком месяце говорится в предложении?
– Чем является это предложение? (Пословицей).

Разбор смысла пословиц.
Запись по выбору учащихся одной пословицы.

VI. Контроль результатов первичного запоминания.

Второй гномик хочет нам что-то рассказать: "Ребята, я недавно гулял по лесу и повстречал там…Кого вы думаете?"

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой

Показ игрушки из природного материала.
Работа со словом из словаря.

– Медведь – какой звук слышится? 
– Как обозначается мягкий согласный?
– Как вы думаете, почему медведя так называют?
– А вот я из словаря “Откуда пришли слова” узнала, что у греков и у многих других народов медведь назывался арктос. Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным на их взгляд. (Медоед – медведь, мёд едящий).
– Составьте предложение со словом “медведь”. (Медведица, медвежата).
– Чем интересны слова? (Смысл, общая часть).
– Как вы думаете, будет писаться общая часть одинаково?
– Покажите гласную на веере.

 

Упражнение для глаз.

Постреляем глазками вверх, вниз, вправо, влево, круговые движения, похлопали.

Третий гномик задаёт задание:

Групповая работа по карточкам. Содержание карточки: медведь, ухо, на, наступил. Составить поговорку и подумать, когда так говорят.

Задание. Выписать слова с мягким знаком на конце.

Взаимопроверка.

– Что написали в конце слова?
– Для чего?

VII. Домашнее задание.

– В школе гномов Белоснежка тоже задаёт домашнее задание. Оно написано на карточке у пятого гнома.

Записать пословицу, поговорку о медведе (I группа). Записать загадку о медведе.

Задание шестого гнома. Приглашает на прогулку. Там мы повстречали кого? (Отгадывание ребуса).

VIII. Физкультминутка.

Заяц серенький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.

– Назовите слова, где на конце слышали мягкий звук.

IХ. Контроль на уровне знания, понимания, применения.

– Вот и заканчивается урок в школе гномов, и наше путешествие в сказку подходит к концу.
 Седьмой гном предлагает нам игру “Поймай мягкий знак”.
– Хлопайте в ладоши, если на конце услышите мягкий знак.

Слова: мыл, моль, дал, даль, медведь, пенал, портфель.

X. Итог урока.

– Вернёмся к вопросу Почемучки.
– Хотите узнать, довольны ли Белоснежка и гномы вами?

Учитель переворачвает гномиков обратной стороной. Запись – "Молодцы!".

 

docx
Додав(-ла)
Зубенко Тамара
Додано
17 березня
Переглядів
90
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку