Коммунальное учреждение «Савинский лицей Балаклейского районного совета Харьковской области»
Урок русского языка на тему:
«Предложения с главным членом подлежащим (назывные)»
Подготовила: учитель русского языка
и мировой литературы
Ковтун Татьяна Викторовна
Тема: Предложения с главным членом подлежащим (назывные).
Урок с применением мультимедийного оборудования
(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка; урок освоения новых знаний)
Цели: образовательные: а) познакомить учащихся с назывными предложениями как одним из видов художественной выразительности речи;
б) выявить особенности назывных предложений; научить детей различать назывные предложения;
в) совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу предложения;
г) продолжать формировать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
развивающие: а) продолжать развивать логическое и образное мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал);
б) развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;
в) выделять главное и существенное;
г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);
д) устанавливать причинно-следственные связи;
е) совершенствовать устную и письменную речь учащихся, с тем, чтобы избегать стандарта и штампа в изложении мыслей в письменной речи, литературно-творческие способности;
ж) развивать умение работать самостоятельно и в парах;
воспитательные: а) формировать чувство уверенности в своих силах;
б) воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Оборудование: карточки для работы в малых группах, художественные тексты (как иллюстрация к теме), рисунки, учебник.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую Вас на уроке русского языка.
а) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока:
-В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне условными знаками свое настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился. (Дети показывают.)
- Хорошо, молодцы! Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.
2.Актуализация опорных знаний учащихся
а) Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание. Давайте настроимся на работу. Попробуйте догадаться о чём мы будем говорить сегодня на уроке. А поможет вам в этом стихотворение.
Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.
Чащобы в снежных шапках до бровей.
Павел Антокольский
- О чём же это стихотворение?
- Да, верно, о зиме.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Да, верно, об односоставных предложениях.
б) Ожидаемые результаты урока:
- Сегодня мы продолжим работу над односоставными предложениями;
- посмотрим, как вы умеете выполнять синтаксический разбор предложений;
-обязательно узнаем что-то новое, поэтому будьте внимательны!
- я жду от вас активности, собранности, творческого сотрудничества.
Учитель: – Давайте вспомним какие предложения называются односоставными?
(Учащиеся называют правила, приводят примеры.)
Учитель: – А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа по карточкам.
Вы будете работать в малых группах на время. За две минуты вам необходимо определить каким является предложение по количеству грамматических основ (А – двусоставным или Б - односоставным). Свои ответы запишите в тетрадях. Внимание! Время пошло!
1. Поздняя осень.
2. Грачи улетели.
3. Лес обнажился.
4. Поля опустели.
5.Обожаю всяческую жизнь.
6. Ночь вокруг.
7. Не слышно городского шума.
8. Героя в бой водила песня.
9. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют.
10. Помню, как сейчас, свою первую учительницу.
11. Как град посыпалась картечь.
12. Вчерашний день прошел обычно.
ОТВЕТЫ:
1. Б 7. Б
2. А 8. А
3. А 9. А
4. А 10. Б
5. Б 11. А
6. Б 12. А
После выполнения задания учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга, сверяя ответы с ключом на доске ( 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 12) и ставят оценку за работу. Учитель: Спасибо, ребята, заканчиваем работу.
А сейчас проведем разминку. Итак, блиц-опрос. Определите вид односоставного предложения:
– Во дворах жгут сухие листья. (н/л)
– Тихая звездная ночь. (наз.)
– Брожу по набережной снова. (о/л)
– Водой затопило котлован. (б/л) – На берегу плавать не научишься. (об/л)
– Нельзя терять ни одной минуты.(б/л)
– От добра добра не ищут.(об/л.)
– В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.(о/л)
– В окно постучали.(н/л)
– Раннее утро.(наз)
Оценивание – правильный ответ – 1 балл
Я записываю на листе, фиксирую правильные ответы.
Учитель: А сейчас мы напишем диктант с программированием.
Задание. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение:
1 – обобщённо-личное предложение,
2 – безличное предложение,
3 – определённо-личное предложение,
4 – неопределённо-личное предложение.
После выполнения задания учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга, сверяя ответы с ключом на доске ( 1 правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 10) и ставят оценку за работу.
Ответы:
1. 2. 6. 1.
2. 3. 7. 3.
3. 3. 8. 4
4. 2. 9. 4.
5. 3. 10. 2.
3.Новый материал.
1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.
Учитель |
Ученики |
Запишите четверостишие. Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра.
- Выделите грамматические основы предложений.
- Какого типа эти предложения.
- Назовите главный член предложений.
- Какой будет тема урока.
Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время.
-Что получается при изменении временного плана.
- О каких же явлениях говорится в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим.
- Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются?
- Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем? - Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? - Докажите это.
-Какой это вид определения? -Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом – подлежащим? - Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными. - Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. |
Записывают в тетрадях и на доске (1 ученик).
Подчёркивают осень, чертог, просеки.
-Односоставные.
- Подлежащее.
- Односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
- Настоящее.
Была осень. Будет осень. Был сказочный чертог… Будет сказочный чертог…
- Предложение становится двусоставным.
-О событиях, явлениях, которые существуют в настоящем.
-Первое предложение нераспространённое, а второе и третье – распространённые.
- Определения и дополнения.
-Нет, в 3-м предложении тоже определение.
-Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог.
-Несогласованное определение. -Согласованные и несогласованные определения.
Формулируют определение, (Односоставные предложения с главным членом-подлежащим, назывные предложения.) записывают тему урока. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(проводит ученик)
Где мы были, мы не скажем,
а что делали – покажем.
Учащиеся повторяют действия: мы слушали, смотрели, читали, писали, зевали, затылок чесали, смеялись, крутились, вертелись, а теперь спокойно сели за парты и продолжаем работу.
2. Работа с учебником: чтение определения назывных предложений в учебнике на с.93
Сравните определение в учебнике со своим.
-Что нового вы узнали из текста в рамке?
-Какое значение выражают назывные предложения?
-Каковы их структурные особенности?
-Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)
-Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания?
-Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения?
3. Придумайте свои примеры назывных предложений, как иллюстрации к рисункам на доске.
4. Лингвистический эксперимент.
Сравните записанные предложения.
Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.
- Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл – утверждается о существовании явления в настоящем.)
- В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)
4. Закрепление нового материала:
Развитие учебно-языковых умений.
1. Задание: Преобразование предложений. Распространите данные назывные предложения согласованными и несогласованными определениями или частицами вот, вон.
(Индивидуальная работа по карточкам в тетрадях на два варианта)
1 вариант
Лес. Сосны. Просека. Поляна. Земляника.
2 вариант
Море. Берег. Лодка. Волна. Прибой.
2. Выполнение упр. 228 - осложненное списывание – развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:
-Найти грамматическую основу предложения.
-Определить количество главных членов.
-Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:
-глагол;
-Существительное.
2. Выполнение упр. 233 – творческое задание – закрепляется навык преобразования двусоставных предложений в односоставные (назывные) .
5. Подведение итогов урока
-С каким видом предложений вы познакомились на уроке?
- Какое значение могут выражать эти предложения?
- Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)
6. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ.
7. Диагностика эмоционального состояния учащихся в конце урока.
8. Домашнее задание:
§27, с.9 3 - правила, упр.230 - письменно.
(Дифференцированное задание для сильных учащихся: упр. 234 - письменно).
10. Урок закончен. До свидания!
1