Урок русского языка "Предложения с главным членом подлежащим (назывные)"

Про матеріал
Урок русского языка в 8 классе украинской школы (изучение русского языка с 1 класса) с применением слайдовой презентации. На уроке много уделяю внимания обучению школьников русскому языку в контексте современного образования. Современный урок - это урок, который отвечает требованиям времени, современной парадигме образования. Современный урок - это, прежде всего, высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность ученика, формируется гуманистическое мировоззрение школьника. Актуальные вопросы: • Как сформировать креативную личность? • Как развивать творческие способности учеников? • Какие педагогические технологии целесообразно выбрать? • Как сделать каждый урок интересным? • Как достичь творческого сотрудничества учителя и ученика?
Перегляд файлу

Коммунальное учреждение «Савинский лицей Балаклейского районного совета Харьковской области»

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка на тему:

«Предложения с главным членом подлежащим (назывные)»

 

 

                                            Подготовила: учитель русского языка

                  и мировой литературы 

                                    Ковтун Татьяна Викторовна

 

 

 

Тема:  Предложения с главным членом подлежащим (назывные).                                 

       Урок с применением мультимедийного оборудования    

(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка; урок освоения новых знаний)

Цели:  образовательные: а) познакомить учащихся с назывными предложениями как одним из видов художественной выразительности речи;

б) выявить особенности назывных предложений; научить детей различать назывные предложения;

в) совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу предложения;

 г) продолжать формировать орфографические и пунктуационные умения и  навыки  учащихся.

     развивающие: а) продолжать развивать логическое  и образное мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память  (умение  внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный,  прочитанный учебный материал);

б) развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;

в) выделять главное и существенное;

г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск  правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);

д)  устанавливать причинно-следственные связи;

е) совершенствовать устную и письменную речь учащихся, с тем, чтобы избегать стандарта и штампа в изложении мыслей в письменной речи, литературно-творческие способности;

ж) развивать умение работать самостоятельно и в парах;

воспитательные:  а) формировать чувство уверенности в своих силах;

 б) воспитывать ценностное отношение к окружающему миру,   воспитывать уважение  к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

 Оборудование: карточки для работы в малых группах,  художественные тексты (как иллюстрация к теме),   рисунки,  учебник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята!  Я приветствую Вас на уроке русского языка.

а) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока:

-В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне условными знаками свое настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился. (Дети показывают.)

- Хорошо, молодцы! Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

2.Актуализация опорных знаний учащихся

              а) Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание.    Давайте настроимся на работу.                                                                                         Попробуйте догадаться о чём мы будем говорить сегодня на уроке.                             А поможет вам в этом стихотворение.

                                   Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.

Чащобы в снежных шапках до бровей.

                                              Павел Антокольский

- О чём  же это стихотворение?

- Да, верно, о зиме.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, верно, об односоставных предложениях.

 

 б) Ожидаемые результаты урока:

- Сегодня мы продолжим работу над односоставными предложениями;

- посмотрим, как вы умеете выполнять синтаксический разбор предложений;

-обязательно  узнаем что-то новое, поэтому будьте внимательны!

- я жду от вас активности, собранности, творческого сотрудничества.

Учитель: Давайте вспомним какие предложения называются односоставными?

(Учащиеся называют правила, приводят примеры.)

Учитель: А сейчас, ребята,  я предлагаю вам выполнить творческое     задание. Работа по карточкам.

   Вы будете работать в малых группах на время.   За две минуты вам необходимо определить каким является предложение по количеству грамматических основ   (А – двусоставным или  Б - односоставным). Свои ответы запишите в тетрадях. Внимание! Время пошло!

1. Поздняя осень.

2. Грачи улетели.

3. Лес обнажился.

4. Поля опустели.

5.Обожаю всяческую жизнь.

6. Ночь вокруг.

7. Не слышно городского шума.

8. Героя в бой водила песня.

9. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют.

10. Помню, как сейчас,  свою первую учительницу.

11. Как град посыпалась картечь.

12. Вчерашний день прошел обычно.

                  ОТВЕТЫ:

1. Б                                         7. Б

2. А                                         8. А

3. А                                         9. А

4. А                                        10. Б

5. Б                                        11. А

6. Б                                        12. А

После  выполнения  задания  учащиеся меняются  тетрадями  и проверяют   работы   друг   друга,   сверяя   ответы   с   ключом   на  доске                                          ( 1 правильный   ответ –  1 балл,   максимальное количество   баллов - 12)               и ставят оценку за работу.                                                                                           Учитель:  Спасибо,  ребята,  заканчиваем работу.

А сейчас проведем разминку. Итак, блиц-опрос. Определите вид односоставного предложения:
– Во дворах жгут сухие листья. (н/л)
– Тихая звездная ночь. (наз.)
– Брожу по набережной снова. (о/л)
– Водой затопило котлован. (б/л)                                                                       – На берегу плавать не научишься. (об/л)

 – Нельзя терять ни одной минуты.(б/л)
– От добра добра не ищут.(об/л.)
– В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.(о/л)
– В окно постучали.(н/л)
– Раннее утро.(наз)
Оценивание – правильный ответ – 1 балл
Я записываю на листе, фиксирую правильные ответы.

Учитель:  А сейчас мы напишем диктант с программированием.

Задание. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение:

1 – обобщённо-личное предложение,
2 – безличное предложение,
3 – определённо-личное предложение,
4 – неопределённо-личное предложение.

  1. Всё больше заносит снегом окошко.
  2. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.
  3. Весело катались на санках с высокой снежной горы.
  4. Снегу намело в деревне почти до крыш.
  5. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе снежинок.
  6. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  7. Люблю грозу в начале мая.  
  8.  В колхозах готовятся к севу.
  9. В дверь постучали.
  10.         За окном уже светает.

После  выполнения  задания  учащиеся меняются  тетрадями  и проверяют   работы   друг   друга,   сверяя   ответы   с   ключом   на  доске                                          ( 1 правильный   ответ –  1 балл,   максимальное количество   баллов - 10)               и ставят оценку за работу.                                                                                 

 

             Ответы:

1.  2.                             6. 1.

2. 3.                             7. 3.

3. 3.                             8. 4

4. 2.                             9. 4.

5. 3.                            10. 2.

3.Новый материал.

1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

Учитель

Ученики

  Запишите четверостишие.

Осень. Сказочный чертог,

    Весь открытый для обзора.

        Просеки лесных дорог,

        Заглядевшихся в озёра.

 

- Выделите грамматические основы предложений.

 

-   Какого типа эти предложения.

 

- Назовите главный член предложений.

 

- Какой будет тема урока.

 

  •    Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях?

Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время.

 

-Что получается при изменении временного плана.

 

- О каких же явлениях говорится в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим.

 

 

- Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются?

 

- Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?

- Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение?

- Докажите это.

 

 

 

 

-Какой это вид определения?

-Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом – подлежащим?

- Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.

- Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений.

 

Записывают в тетрадях и на доске (1 ученик).

 

 

Подчёркивают осень, чертог, просеки.

 

-Односоставные.

 

- Подлежащее.

 

 

- Односоставные предложения с главным членом - подлежащим.

 

- Настоящее.

 

        Была осень.  Будет осень.

Был сказочный чертог…

 Будет сказочный чертог…

 

 

- Предложение становится двусоставным.

 

-О событиях, явлениях, которые существуют в настоящем.

 

 

 

-Первое предложение нераспространённое, а второе и третье – распространённые.

 

- Определения и дополнения.

 

-Нет, в 3-м предложении тоже определение.

 

-Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а  существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог.

 

-Несогласованное определение.

-Согласованные и несогласованные определения.

 

 

 

 

Формулируют определение, (Односоставные предложения с главным членом-подлежащим, назывные предложения.)

 записывают тему урока.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                                                                            

   (проводит ученик)

                               Где мы были, мы не скажем,

                                   а что делали – покажем.

     Учащиеся повторяют  действия: мы слушали, смотрели,   читали,  писали,  зевали,  затылок чесали,    смеялись,  крутились,  вертелись,   а теперь спокойно сели за парты и продолжаем работу.

2. Работа с учебником: чтение определения назывных предложений в учебнике на с.93

 Сравните определение в учебнике со своим.

-Что нового вы узнали из текста в рамке?

-Какое значение выражают назывные предложения?

-Каковы их структурные особенности?

-Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)

-Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания?

-Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения?

3. Придумайте свои примеры назывных предложений, как иллюстрации к рисункам на доске.

 

4. Лингвистический эксперимент.

Сравните записанные предложения.

              Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.

- Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл – утверждается о существовании явления в настоящем.)

- В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)

 

4. Закрепление нового материала: 

Развитие учебно-языковых умений.

    1. Задание:      Преобразование предложений. Распространите данные назывные предложения согласованными и несогласованными определениями или частицами  вот, вон.       

(Индивидуальная работа по карточкам в тетрадях на два варианта)

 1  вариант

Лес.  Сосны.  Просека. Поляна.  Земляника.

2 вариант

Море. Берег.  Лодка.  Волна.  Прибой.

 

2.    Выполнение упр. 228 - осложненное списываниеразвивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:

-Найти грамматическую основу предложения.

-Определить количество главных членов.

-Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:

    -глагол;

-Существительное.

2.  Выполнение упр. 233 – творческое задание – закрепляется навык преобразования двусоставных предложений в односоставные (назывные) .

 

 5.  Подведение итогов урока

-С каким видом предложений вы познакомились на уроке?

- Какое значение могут выражать эти предложения?

- Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)

6. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ.

7. Диагностика эмоционального состояния учащихся в конце урока.

8. Домашнее задание:

§27, с.9 3 - правила, упр.230 - письменно.     

(Дифференцированное задание для сильных учащихся:   упр. 234 - письменно).

10. Урок закончен. До свидания!

 

 

 

1

 

docx
Додано
17 березня 2019
Переглядів
728
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку