Урок русского языка "НЕ с именами существительными и прилагательными"

Про матеріал
На уроке учитель направляет свою деятельность на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся; тип урока: урок освоения новых знаний. Цели: образовательные: - познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными; - формировать умения: переносить знания в новую ситуацию, самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; логически мыслить и излагать свою точку зрения; применять полученные знания на письме; развивающие: - развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу; - поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками; - продолжать развивать логическое и образное мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал); - развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы; г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка); е) совершенствовать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности; ж) развивать умение работать самостоятельно и в группах; воспитательные: а) формировать чувство уверенности в своих силах; б) воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков. Оборудование: Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, карточки для работы в малых группах, учебник.
Перегляд файлу

Коммунальное учреждение «Савинский лицей Балаклейского районного совета Харьковской области»

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка на тему:

«Написание НЕ с именами существительными

и именами прилагательными»

 

 

 

                                            Подготовила: учитель русского языка

                и мировой литературы 

                           Ковтун Татьяна Викторовна

 

 

 

 

Тема:  Написание НЕ с именами существительными и именами прилагательными.                                     

 (активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка; урок освоения новых знаний)

Цели:  образовательные: - познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными;

- формировать умения:  переносить знания в новую ситуацию,

 самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал;

 логически мыслить и излагать свою точку зрения;

 применять полученные знания на письме;

     развивающие: -  развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу;

- поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками;

-  продолжать развивать логическое  и образное мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память  (умение  внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный,  прочитанный учебный материал);

- развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;

г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск  правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);

е) совершенствовать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности;

ж) развивать умение работать самостоятельно и в группах;

воспитательные:  а) формировать чувство уверенности в своих силах;

 б) воспитывать ценностное отношение к окружающему миру,   воспитывать уважение  к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

 Оборудование: Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, карточки для работы в малых группах,    учебник.

 

Ход урока:

І.Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята!  Я приветствую Вас на уроке русского языка.

 

 

1. Слово учителя. ( Слайд 2)

 

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света -

Я желаю вам успеха.

 

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Предлагаю для работы на уроке  объединиться в группы - в команды.

 Команда - это значит вместе. Команда - все за одного, здесь все по совести и чести, здесь не обидят никого.

 

 Из смайликов, которые лежат на ваших столах, выберите тот, который соответствует вашему настроению. ( Слайд 3)

II. Актуализация опорных  знаний.

  1. Проверка домашнего задания (составление кластера по теме «Имя существительное »). ( Слайд №4)
    • С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?                                                 (Имя существительное)
    • Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)
    • Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл., несклон., общего рода, употребляются только в единственном или только во множественном числе)

 

http://woofclub.ru/dehokfiho/690

 

2.  Игра «Кто зоркий»  ( Слайд 5)

 Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…

          (К.Г. Паустовский)

  • Прочитайте предложение.
  • Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
  • Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
  • Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Мотивация к обучению и познанию.

 -Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Написание Не с именами существительными и именами прилагательными)  ( Слайд №6)

 -Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно,  а когда раздельно)

 -Тема нашего урока:  Написание НЕ с именами существительными и именами прилагательными.     ( Запись в тетради)

(Сообщение целей урока Слайд №7)

 - Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и прилагательными, научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, а когда часть корня.

 - Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме? (неясность)   (Запишите  слово  неясность). Чем является НЕ в этом слове? (префиксом)

2. Усвоение новых знаний

Чтение стихотворения наизусть (задание с опережением).

(Слайд №8) (развитие речи учащихся)

Побывал я однажды в стране,

Где пропала частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.  (С.Бондаренко)

 

  • Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)
  • Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).
  • Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)
  • Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).

 Верните пропавшую НЕ. Выпишите слова с НЕ, объясните написание НЕ со словами. (Слайд9)

Недоумение, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные,  неумытый, непричёсанный, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, недоучки, Несмеяна.

Вывод: данные  существительные и прилагательные  без “НЕ” не употребляются.

Сегодня в гости к нам пришли жители страны Орфографии, Грамотеи, они хотят нам что - то рассказать, давайте послушаем их.

  • Сценка.  (развитие речи учащихся)

 1-й ученик

Познакомьтесь, это НЕ!  Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей (НЕ ДРУГ,  А ВРАГ) (Слайд10)

А там - в приставку превратиться  (НЕДРУГ),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)

2-й ученик

Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится!  (НЕ ПРАВДА,  А ЛОЖЬ) (Слайд11)

НЕ - приставка, если слово синонимом заменим одно на другое. (НЕПРАВДА = ЛОЖЬ)

3-й ученик 

НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)

4-й ученик

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!

Ребята, так как может писаться НЕ с существительными?

3. Работа с учебником: с. 143 – 144 (чтение правила).

4. Комментирование правила учениками (с опорой на слайды) (Слайды 12-15)

5.Тренировочные упражнения: Упражнение 327 (комментированное списывание) ( Слайды 16-17) 

1-я группа: 1. Спор решит не меч, а речь.

2.Честна не кудрявая речь, а правдивая.

2-я группа: 3.Ученье без уменья не польза, а беда. 4. Не кусок пирога, а честь дорога.

3-я группа: 5. Живи не прошлым, а завтрашним днём. 6. Ум определяется не возрастом,  а головой.

IV. Закрепление  знаний,  умений  и  навыков.

1.  Задание на внимание. Весёлые загадки.  (Слайды №18 -19)

Задание: отгадать загадки, записать отгадки в тетради.

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться, 
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)

4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету, 
Небо синее как будто,
Называюсь … (Незабудка)

5. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.(Снег)

6. Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег)

 

По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.

Физкультминутка. (Слайд20)

«Лингвистическая» зарядка.

«сесть»- «встать»

Встать, если Не - частица.

Не кактус

Незабудка

Не польза, а беда

Не идет

Недоросль

Не тебе

Недоделка

Не жалеть

Не внимание, а рассеянность

3 . Лексическая работа.   (Выполняется письменно в тетради) (Слайды № 21-22)

К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.

 О б р а з е ц : друг – недруг (враг)   

  1. Счастье –  несчастье (горе.)
  2. Внимательность – невнимательность (рассеянность).
  3. Воля – неволя (рабство).
  4. Погода – непогода (слякоть).
  5. Приятель – неприятель (враг).
  6. Уверенность – неуверенность (сомнение).

 Сделайте вывод, когда  НЕ пишется слитно?

4. Игра «Собери пословицу».  (Работа в группах)   (Слайд 23)

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).

1). (Не) работа сушит,           а забота.

2). (Не) печь кормит,             а руки.

3). Глупость (не) порок,        а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью,       а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает,               а друг спорит.

                6). (Не) море топит корабли,          а ветры.

ВЫВОД : - Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?

-  Когда НЕ пишется раздельно?

- Объясните смысл пословиц.

5. Верны ли эти пословицы? (Работа в группах). (Слайд 24)

1-я группа.

Ложь человека красит.

Бросай друга в беде.

В деньгах счастье.

2-я группа.

Плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Хлебом единым жив человек.

Всё то золото, что блестит.

3-я группа.

Боги горшки обжигают.

Смейся чужой беде.

Учи рыбу плавать.

6.  Давайте поиграем!  Игра “Третий лишний”. (Слайд 25)

На экран выведены слова:

І. (Не)поседа; (не)взгоды; (не)внимательность.

ІІ. (Не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество.

ІІІ. (Не)женка; (не)решительность; (не)ряха.

Какие слова лишние, почему?

7. Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок. (Устно) (Слайд 26)

Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.

Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.

Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.

V. Подведение  итогов  урока. 

Проверим, как каждый из вас усвоил новый материал. (Слайд 27)

  1. Расставьте номера в тетради от 1 до 10. Я буду читать вам предложения. Если вы считает, что не с существительными в предложении пишется слитно вам необходимо ставить «+», если раздельно – «-».
    1. Ученье – красота, (не)ученье – слепота.
    2. Знайка дорожкой бежит, а (не)знайка на печи лежит.
    3. У бездельника всегда (не)урожай.
    4. (Не)одежда украшает человека, а добрые дела.
    5. (Не)место красит человека, а человек место.
    6. (Не)золотом прославляемся, а трудолюбивыми людьми.
    7. Того, кто (не)хочет учиться, зовут (не)учем.
    8. Старик покраснел от (не)годования.
    9. Леность и (не)брежность - родные братья.
    10. Хвались (не)родственниками-орлами, а своими делами.

Проверяем задание по ключу (ключ выведен на экран). (Слайд 28)

VI.  Рефлексия. (Слайд № 29)                    

Что новое узнали на уроке?

 

VIІ.Домашнее задание: § 42 (выучить правила), Упражнение 339 (письменно).  (Слайд 30)

docx
Додано
17 березня 2019
Переглядів
1044
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку