Коммунальное учреждение «Савинский лицей Балаклейского районного совета Харьковской области»
Урок русского языка на тему:
«Написание НЕ с именами существительными
и именами прилагательными»
Подготовила: учитель русского языка
и мировой литературы
Ковтун Татьяна Викторовна
Тема: Написание НЕ с именами существительными и именами прилагательными.
(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка; урок освоения новых знаний)
Цели: образовательные: - познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными;
- формировать умения: переносить знания в новую ситуацию,
самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал;
логически мыслить и излагать свою точку зрения;
применять полученные знания на письме;
развивающие: - развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу;
- поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками;
- продолжать развивать логическое и образное мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал);
- развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;
г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);
е) совершенствовать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности;
ж) развивать умение работать самостоятельно и в группах;
воспитательные: а) формировать чувство уверенности в своих силах;
б) воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Оборудование: Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, карточки для работы в малых группах, учебник.
Ход урока:
І.Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую Вас на уроке русского языка.
1. Слово учителя. ( Слайд №2)
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света -
Я желаю вам успеха.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Предлагаю для работы на уроке объединиться в группы - в команды.
Команда - это значит вместе. Команда - все за одного, здесь все по совести и чести, здесь не обидят никого.
Из смайликов, которые лежат на ваших столах, выберите тот, который соответствует вашему настроению. ( Слайд №3)
II. Актуализация опорных знаний.
2. Игра «Кто зоркий» ( Слайд №5)
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г. Паустовский)
ІІІ. Изучение нового материала.
1. Мотивация к обучению и познанию.
-Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Написание Не с именами существительными и именами прилагательными) ( Слайд №6)
-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, а когда раздельно)
-Тема нашего урока: Написание НЕ с именами существительными и именами прилагательными. ( Запись в тетради)
(Сообщение целей урока Слайд №7)
- Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и прилагательными, научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, а когда часть корня.
- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме? (неясность) (Запишите слово неясность). Чем является НЕ в этом слове? (префиксом)
2. Усвоение новых знаний
Чтение стихотворения наизусть (задание с опережением).
(Слайд №8) (развитие речи учащихся)
Побывал я однажды в стране,
Где пропала частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но вокруг было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не. (С.Бондаренко)
Верните пропавшую НЕ. Выпишите слова с НЕ, объясните написание НЕ со словами. (Слайд №9)
Недоумение, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неумытый, непричёсанный, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, недоучки, Несмеяна.
Вывод: данные существительные и прилагательные без “НЕ” не употребляются.
Сегодня в гости к нам пришли жители страны Орфографии, Грамотеи, они хотят нам что - то рассказать, давайте послушаем их.
1-й ученик
Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей (НЕ ДРУГ, А ВРАГ) (Слайд №10)
А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),
А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)
2-й ученик
Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится! (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ) (Слайд №11)
НЕ - приставка, если слово синонимом заменим одно на другое. (НЕПРАВДА = ЛОЖЬ)
3-й ученик
НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)
4-й ученик
Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!
Ребята, так как может писаться НЕ с существительными?
3. Работа с учебником: с. 143 – 144 (чтение правила).
4. Комментирование правила учениками (с опорой на слайды) (Слайды № 12-15)
5.Тренировочные упражнения: Упражнение 327 (комментированное списывание) ( Слайды № 16-17)
1-я группа: 1. Спор решит не меч, а речь.
2.Честна не кудрявая речь, а правдивая.
2-я группа: 3.Ученье без уменья не польза, а беда. 4. Не кусок пирога, а честь дорога.
3-я группа: 5. Живи не прошлым, а завтрашним днём. 6. Ум определяется не возрастом, а головой.
IV. Закрепление знаний, умений и навыков.
1. Задание на внимание. Весёлые загадки. (Слайды №18 -19)
Задание: отгадать загадки, записать отгадки в тетради.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)
3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)
4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Называюсь … (Незабудка)
5. Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.(Снег)
6. Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (Снег)
По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.
Физкультминутка. (Слайд №20)
«Лингвистическая» зарядка.
«сесть»- «встать»
Встать, если Не - частица.
Не кактус
Незабудка
Не польза, а беда
Не идет
Недоросль
Не тебе
Недоделка
Не жалеть
Не внимание, а рассеянность
3 . Лексическая работа. (Выполняется письменно в тетради) (Слайды № 21-22)
К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
Сделайте вывод, когда НЕ пишется слитно?
4. Игра «Собери пословицу». (Работа в группах) (Слайд № 23)
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
6). (Не) море топит корабли, а ветры.
ВЫВОД : - Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?
- Когда НЕ пишется раздельно?
- Объясните смысл пословиц.
5. Верны ли эти пословицы? (Работа в группах). (Слайд № 24)
1-я группа.
Ложь человека красит.
Бросай друга в беде.
В деньгах счастье.
2-я группа.
Плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Хлебом единым жив человек.
Всё то золото, что блестит.
3-я группа.
Боги горшки обжигают.
Смейся чужой беде.
Учи рыбу плавать.
6. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”. (Слайд № 25)
На экран выведены слова:
І. (Не)поседа; (не)взгоды; (не)внимательность.
ІІ. (Не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество.
ІІІ. (Не)женка; (не)решительность; (не)ряха.
Какие слова лишние, почему?
7. Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок. (Устно) (Слайд № 26)
Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.
Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.
V. Подведение итогов урока.
Проверим, как каждый из вас усвоил новый материал. (Слайд № 27)
Проверяем задание по ключу (ключ выведен на экран). (Слайд № 28)
VI. Рефлексия. (Слайд № 29)
Что новое узнали на уроке?
VIІ.Домашнее задание: § 42 (выучить правила), Упражнение 339 (письменно). (Слайд № 30)